16. Курильская проблема во второй половине ХХ века

16. Очерк истории Курильской проблемы во второй половине ХХ века.

С 1945 года СССР и Россия стали безраздельными обладателями всего Сахалина и Курил. В 1946 г. образуется Южно-Сахалинская область, город Тоёхара переименовывается в Южно-Сахалинск, а 2 явнаря 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР создаётся самостоятельная, в составе РСФСР, Сахалинская область в тех границах, в которых она существует до сих пор.

Это был впечатляющий геополитический успех нашего государства, во главе которого стояли силы прогресса, спасшие народы Европы и Азии от сил исторической реакции. Но вместе с тем, международный статус возвращённых и реаннексированных Советским Союзом территорий, которые от 40 до 70 лет до того были частью Японии, вскоре был поставлен под вопрос. С 1950-х годов Япония начинает оспаривать у СССР и России право на обладание Южными Курильскими островами.


*

Если самым кратким образом изложить суть российско-японской территориальной проблемы, то она заключается в том, что официальное политическое руководство Японии вот уже более 70 лет считает Южные Курильские острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малые Курилы – Хабомаи) частью своей национальной территории. И на протяжении всего этого периода японское правительство демонстрирует настойчивую преемственность в декларативном отстаивании права своей страны на данные острова.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско Япония подписала мирный договор с 48 государствами, с которыми в прошлом десятилетии находилась в состоянии войны. Согласно пункту «с» ст. II Договора («Территория»), «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Советский Союз не подписал этот договор. В чём же причина? 

Чисто формально, причина отказа СССР подписать договор 1951 г. лежала в области толкования процитированного выше положения. Заявленный в договоре отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова означал лишь выведение данных территорий из-под суверенитета Японии, но не означал их передачу под суверенитет СССР.

Текст данного договора, грубо нарушивший ялтинские договорённости, за которые тысячи советских солдат отдали свои жизни, был подготовлен администрацией Соединённых Штатов, которые преследовали своей целью осложнить дипломатическое и стратегическое положение Советского Союза на Тихом океане путём закладки на будущее территориальных противоречий между СССР и Японией.

После окончания Второй мировой войны начинается глобальное противостояние между социалистическим лагерем во главе с СССР и мировым империализмом во главе с США. Соединённые Штаты ставят под свой контроль ослабленные войной капиталистические страны и мобилизуют их экономический, военный и культурный потенциал в крестовом походе против коммунизма. Данная мобилизация предусматривала размещение на территориях американских союзников вооружённых сил США, создание там американских военных баз. Японии, ставшей после мировой войны сателлитом (если не вассалом) Америки, правящие круги США отводили роль своего тихоокеанского форпоста и военной базы, направленных против СССР. Семена территориальной (Курильской) проблемы, сознательно посеянные американской дипломатией в 1951 году, свою питательную среду должны были найти в японском национализме, ревизионизме и национальном самолюбии японцев.

И такой расчёт оправдался.

Став после Второй мировой войны фактически завоёванной Соединёнными Штатами страной и их сателлитом, допустив размещение на своей территории американских вооружённых сил, нацеленных против нашей страны, Япония негласно утратила в глазах советского и российского политического руководства статус суверенной державы. Япония считается не способной гарантировать соблюдение каких-либо договорённостей в стратегической области. Именно этим объясняется традиционно уклончивая позиция СССР и России в вопросе о возвращении Японии Южных Курильских островов. Ни СССР, ни его геополитический преемник Россия, не могли и не могут допустить, чтобы критические со стратегической точки зрения острова оказались под прямым либо под косвенным контролем их геополитического соперника – США. Отдать Южные Курилы Японии, значит позволить американцам и их японским сателлитам разместить на этих островах свои войска и создать угрозу дальневосточным владениям России и её коммуникациям в Тихом океане.

Таким образом, пока на территории Японии существуют американские военные базы, а сама Япония опутана системой военных договоров с Соединёнными Штатами, территориальное разногласие между Японией и Россией разрешено не будет.


*

В связи с этим имеет смысл сделать краткий экскурс в дипломатическую историю Курильской проблемы.

1951 г. СССР отказывается от подписания мирного договора с Японией на основании того, что в договоре не прописана передача Южного Сахалина и Курил Советскому Союзу. Начало конфликта;

1955-56 гг. США срывают заключение мирного договора между СССР и Японией, когда Советский Союз предложил Японии передать ей острова Шикотан и Хабомаи (Малые Курилы) и тем самым исчерпать территориальную проблему, а Япония с этим согласилась. Аргументация США: Шикотан и Хабомаи – часть не Курил, а Хоккайдо, а Ялтинское соглашение 1945 г. не обязательно к исполнению. В случае подписания советско-японского соглашения американцы угрожают аннексировать Окинаву;

1956 г. Московская советско-японская декларация от 19 октября. Согласно ей, СССР и Япония провозглашают о восстановлении фактического мира, добрососедских отношений и экономических связей. Стороны также заявляют о недопустимости решения имеющихся между ними разногласий силовым путём. Московская декларация, ставшая реакцией Японии на грубое вмешательство США в советско-японский переговорный процесс, закладывает дипломатические основы дальнейшего сотрудничества между СССР и Японией в разных областях;

1960 г. Договор между Японией и США «О взаимном сотрудничестве и безопасности», разрешивший Соединённым Штатам размещать на территории Японии свои войска, становится непреодолимым препятствием для окончательного мирного урегулирования между СССР и Японией;

1968 г. Председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин в интервью японскому ИА «Киодо Цусин» заявил, что «территориальный вопрос решён окончательно», дав тем самым понять, что СССР не отдаст Японии спорные острова. Такова была реакция Советов на американо-японский военный договор 1960 г., направленный против СССР;

1972 г. Визит министра иностранных дел СССР А.А.Громыко в Японию. Стороны сошлись на том, что переговоры о мире (а значит, и об островах) должны быть продолжены;

1973 г. Безрезультатные советско-японские переговоры в Москве. К японским территориальным претензиям добавлены о. Итуруп и о. Кунашир;

1975 г. Такие же безрезультатные советско-японские переговоры в Москве;

1977 г. Генсек ЦК КПСС Л.И.Брежнев в интервью японской газете «Асахи» призывает японцев учитывать реалии, сложившиеся по итогам Второй мировой войны и не выдвигать «заведомо неприемлемых условий». Только в этом случае, по мысли Брежнева, заключение мирного договора будет возможным;

1990 г. Частный визит народного депутата СССР (и будущего Президента РФ) Б.Н.Ельцина в Японию. Выдвижение Ельциным плана поэтапного решения Курильской проблемы, предусматривавшего совместную экономическую деятельность России и Японии на Южных Курилах. При этом, решение вопроса об окончательном статусе островов Ельцин предлагает передать будущему поколению;

1991 г. Визит Президента СССР М.С.Горбачёва в Японию. Президент СССР предлагает установить безвизовый режим посещения японскими гражданами Южных Курил;

1992 г. Отмена Президентом РФ Б.Н.Ельциным запланированного визита в Японию. Мотивом такого решения стало признание Ельциным отсутствия у него на тот момент видения разрешения территориальной проблемы. Его план поэтапного решения Курильской проблемы, выдвинутый за два года до того, был де-факто популистской декларацией, имевшей целью приобрести для себя поддержку на Западе;

1993 г. Российско-японская декларация, подписанная 13 октября в Токио. Декларация делает упор на необходимости учитывать исторические и юридические факты, а также принципы законности и справедливости при заключении в будущем мирного договора. Данная декларация становится, таким образом, переговорами о переговорах;

1997 г. Визит премьер-министра Японии Р.Хасимото в Россию, в ходе которого стороны выразили готовность заключить мирный договор к 2000 году;

1998 г. Российско-японская декларация от 13 ноября, подтвердившая готовность сторон заключить мирный договор (а значит, и разрешить Курильский вопрос) к 2000 году;

2000 г. Принятие российско-японской программы развития двустороннего хозяйственного сотрудничества России и Японии на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. На предложение премьер-министра Японии И.Мори признать японский суверенитет над Шикотаном и Хабомаи, а судьбу Кунашира и Итурупа решить в ходе дальнейших переговоров, Президент РФ В.В.Путин ответил отказом.


*

Итак, оккупация Японии американцами и американо-японский договор 1960 г. фактически становятся камнем преткновения в советско-японских отношениях в период Холодной войны. Именно незримым (но от этого не менее ощутимым) присутствием США мы и объясняем принципиальную невозможность для Японии и СССР/России урегулировать территориальный спор и заключить мирный договор. Распад СССР и падение коммунистического режима в России не устранили геополитического противоречия между США и Россией и не привели к выводу американских войск с японской территории. И пока такое положение будет продолжаться, ни о каком российско-японском территориальном урегулировании не может быть и речи. Южные Курилы не должны стать базой ни американских, ни подконтрольных им японских войск. Россия не должна жертвовать своими стратегическими интересами и односторонне ухудшать своё стратегическое положение в угоду стран, которые в прошлом уже не раз доказывали свои безудержные империалистические аппетиты и агрессивность.


2022 г.


Рецензии
Уважаемый Александр!

На мой взгляд, отстранение Молотова в 1949 году от поста Министра иностранных дел СССР и его фактическая опала было на редкость глупым шагом. Кто таков Вышинский? какой у него опыт, какой авторитет. Бывший открытый меньшевик в любой момент мог был быть объявлен врагом народа и расстрелян. Он плотно сидел на крючке, и был простой марионеткой. Хоть генеральным прокурором, хоть Министром иностранных дел. Именно на его министерство приходятся такие провалы, как резолюция ООН по Корее и договор с Японией. Прямо надо признать, профессиональные провалы. Чтобы дипломаты не могли зафиксировать победу военных!

Такой умный Сталин отстранил своего ближайшего соратника, назначил пустое место.

Надо помнить, что в 1951 году шла война в Корее, мир был на волоске от ядерной войны, проблема с Японией представлялась второстепенной. Кстати, война закончилась сразу, после смерти Сталина, все остались при своём.

Григорий Рейнгольд   05.01.2024 17:40     Заявить о нарушении
....Бывший открытый меньшевик в любой момент мог был быть объявлен врагом народа и расстрелян. Он плотно сидел на крючке, и был простой марионеткой......

У Сталина все были марионетками и компромат был на всех.Последние годы жизни, Сталин обвинял Молотова во всех грехах и сидящая жена давала повод убрать его в любой момент.

Александр Ресин   05.01.2024 17:47   Заявить о нарушении