42. Ахмет Орцхоевич Мальсагов 2 января 1932 г. - 1

Сегодня, в дни нравственного обновления, и когда  президентом России издан Указ о праздновании 100-летия Ингушетии, мы с особым вниманием обращаемся к судьбам, к опыту тех ингушских интеллигентов, деятельность которых пришлась на годы ушедшего столетия.
Среди учёных этого поколения, несомненно, выдающейся фигурой был Ахмет Орцхоевич Мальсагов -к.ф.н, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ЧИГУ (позднее ЧГУ), литературный критик,фольклорист, член союза писателей РИ.
2 января 2024 года исполнилось 92 года со дня рождения и 30 лет со дня смерти .
Благодаря его труда, фольклор ингушей и чеченцев стал достоянием миллионов граждан России. Благодаря своей педагогической деятельности Ахмет Мальсагов воспитал тысячи учителей для школ. Из-за болезни желание поработать в Ингушском университете осталось несбыточной  мечтой.
Творчество Мальсагова падает на годы, когда русское искусство пережило все сферы общества, ширился и углублялся процесс национального самосознания, шёл жадный поиск национальной самобытности в жизни народной, в истории родной страны. Гражданские идеи и извечные нравственные проблемы звали к борьбе за права ингушского народа, в чьи нравственные и духовные ценности так жарко верили художники, историки, литераторы, в том числе и Ахмет Мальсагов.Лозунгом его могли стать слова А.Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".
Люд  моего поколения сохранили образ Ахмета Орцхоевича: добрые серые глаза, в которых светились живой ум, мягкие черты, твёрдые убеждения, уважение и расположение к собеседнику.
 Более 37 лет Ахмет Орцхоевич проработал в ЧИГУ им. Л.Н.Толстого. Как ученый, педагог и общественный деятель, Ахмет Мальсагов внёс весомый вклад в процесс зарождения и развития не только ингушской культуры, но и культуры всего Кавказа, он сделал ингушский фольклор достоянием всей России. Его неутомимая деятельность по систематизации, подготовке и изданию лучших образцов всех основных жанров фольклора чеченцев  и ингушей, учебных пособий по ингушской литературе на ингушском языке сыграли большую роль в деле воспитания, образования и формирования нравственных ценностей нашего народа.
Он прошёл долгий путь от шахтёра до преподавателя университета.
Ахмет Орцхоевич был среди первых выпускников Чечено-Ингушского педагогического института (1958-1962 гг.). Он также среди первых выпускников аспирантов по фольклору при Институте Мировой Литературы им. М.Горького (1963-1966 гг.). Кандидатская диссертация на тему:"Нарт-орстхойский эпос ингушей и чеченцев" (М., 1966) явилась первой "ласточкой" в нартоведение.
Даже если на этом его исследовательская деятельность закончилась бы, то имя Ахмета Мальсагова прочно вошло бы в нартоведение народов СССР, а позже и России. "До сих пор ещё не существовало труда, в котором так чётко были бы систематизированы нарт-орстхойские сказания, обобщены итоги многолетних исследований Ч.Ахриева, У.Лаудаева, Башира Далгат,Л.П.Семёнова, Д.Д.Мальсагова, Е.И.Крупнова, Ю.Д.Дешериева, С.Ч.Эльмурзаева и др.), определена основная проблематика дальнейшей работы в данной области советской фольклористики", - отмечал И.В.Тресков, д.ф.н. (Нальчик-Москва,май 1966).
Им опубликованы 3 учебника для чтения по ингушской литературе и хрестоматии по родной литературе для 3,4, 9-10 классов, ряд литературных статей, монография "Нарт-орстхойский эпос вайнахов"(Грозный, 1970 г.), "Чеченские и ингушские народные сказки" (М., "Детская литература", 1969, 1981).
Впервые за всю историю чечено-ингушского народа издан научный сборник "Сказки и легенды ингушей и чеченцев" (М., 1983 г.). В этот сборник вошли сказки о животных, волшебные, социально-бытовые сказки, предания и легенды, записи которых  осуществлены за последние сорок лет на чеченском и ингушском языках. Все переводы сказок, преданий и легенд близки к оригиналу).
Прочное место, занятое им - свидетельство политической, этической и эстетической актуальности, публицистической злободневности его выступлений, таланта, мастерства  и прозорливости критика, сумевшего за небольшой срок стать ведущим специалистом.
В 1986 году Ахмет Мальсагов в соавторстве с Ибрагимом Дахкильговым издал книгу "Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей" (Грозный, 1986 г.), "Золотые листья" Чеченские и ингушские сказки(Грозный, 1989 ш.), "Сказки народов СССР" (1990 г.). Кстати, взнос за книгу "Золотые листья" были направлены в Детский фонд им. В.И.Ленина.
Им выпущены ряд сборников по пословицам: "Сборник ингушских пословиц" (1976 г.),
"Пословицы и поговорки чечено-ингушского народа" (Грозный, 1982 г.).
Большую ценность представляет сборник "Чудо песни", собранный составителем Ахметом Орцхоевичем и изданным в 1990 году (Грозный, 1990 г.).
В Москве изданы сказки чеченцев и ингушей для детей миллионным тиражом.Эти труды получили признание не только среди научных работников и учителей республики, но и снискали заслуженное уважение и известность автору не только на Северном Кавказе, в целом по стране, но и за рубежом.
Ахмет Мальсагов обращается к творчеству великих русских писателей-классиков А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого и др.
Он являлся членом Совета Толстовского музея в ст. Старогладковской, общественным рецензентом Чечено_Ингушского книжного издательства, работал над докторской диссертацией.
Его серии выступлений по этике и этикету ингушей и чеченцев , звучавшие по радио и телевидению, имели большое общественное и воспитательное значение. Ахмет Орцхоевич внёс в своём научном и педагогическом творчестве сердечное тепло и глубину понимания жизни родного народа, пафос гражданственности, которые так значимы в настоящее время, когда в муках рождалась государственность, свобода и независимость нации. Он был среди тех, кто принимал активное участие в организованном становлении Ассоциации учёных "1илма".
Многогранные научные изыскания он успешно сочетал с педагогической деятельностью в ВУЗе и для ингушских школ.
Ахмет Мальсагов регулярно выступал с научными докладами на Всесоюзных, региональных и университетских научных конференциях в Кишинёве, Тбилиси, Махачкале, Калининграде, в Грозном, а также в методических семинарах. При построении всех видов работы опирался на достижения мировой и советской фольклористики. Его публикации блистали в журналах  "Вопросы литературы", "Дон", в альманахах "Утро гор", "Аргун", "Пхьармат". Отзывы о его творческой деятельности можно прочитать и в немецком журнале "Демос"(Берлин, 1989, № 2).
Им опубликованы свыше 100 статей и рецензий по актуальным проблемам современности общим объёмом свыше 100 п.л.  в газетах "Грозненский рабочий", "Сердало", "За кадры", "Ленинан некъ", "Комсомольское племя", "Университетский вестник".
По радио вещанию был организован целый цикл передач по фольклору под названием "Жовхьараш" (в переводе на русский язык "Жемчужина"), в котором были охвачены все жанры устного народного творчества: Волшебные (героические) сказки, притчи и анекдоты"), пословицы и поговорки, нартские сказания, героические песни илли, свадебная поэзия и обряд, лирические песни, детский фольклор.
На заседании кафедры русской и зарубежной литературы (Протокол заседания № 8 от 25 октября 1991 года) постановили: "Учитывая. что Мальсагов А.О. имеет профессиональный уровень, внёс весомый вклад в изучение фольклора и литературы, кафедра русской и зарубежной литературы ходатайствует перед Учёным Советом факультета о представлении Мальсагова А.О на присвоение учёного звания профессора".
Кандидатура Ахмета Мальсагова также была выдвинута на присвоение звания "Заслуженный деятель" науки Чеченской Республики (Выписка из протокола № 11 от 30 декабря 1991 года за подписью Председателя Совета И.У.Исраилова и секретаря Совета Т.А. Архангельской).

   "С чем зарифмовано имя Ахмет?
   - Смелость! - таков будет первый ответ!
   С нартами водится, сам он, как нарт,
   С ними и со студентами барт.
               Знают районы и знает столица,
               Что он ни тех, ни других не боится!
               - С чем ещё в рифму то имя Ахмет?
               - Юмор! Его озаряющий свет!
    Вихрь анекдотов и соль эпиграмм
    Он бережёт для мужчин и для дам!
    Брокер на бирже и тот рассмеётся,
    Если его этот юмор коснётся!
               - С чем не рифмуется имя Ахмет?
               - С автомобилем, которого нет.
               Предпочитает не быть на виду,
               С завистью, с клоками он не в ладу.
За свой плодотворный труд Ахмет Орцхоевич награждён значком "Победитель социалистического соревнования" (1979), медалью "Ветеран труда" (1989).
В 1993 году был принят в члены союза писателей Республики Ингушетия.
В начале 1993 года Ахмет заболел, летом 2 месяца пролежал в ЦКБ в Москве и в безнадёжном состоянии прилетел домой и больше не встал с постели.
В октябре 1993 года нашу квартиру посетил Беслан Костоев, председатель Кавказской Ассоциации делового сотрудничества "Кост" . Беслан был младшим братом друга Алихана. Он пришёл проведать прикованного к постели больного Ахмета и сообщить ему радостную весть:"На премию "Кост" выдвинуты 2 кандидатуры, причём, оба Мальсагова:Ахмет Орцхоевич и его дядя Созерко Артаганович.узник и автор "Адского острова".
Ахмет, с присущей ему усмешкой, ответил: "Знаешь, Костоев,у нас не принято чествовать при жизни. Поэтому эту премию отдайте моему дяде посмертно. Надеюсь, что после моей смерти, может быть, вспомнят и обо мне и мне воздадут почести". Беслан Костоев был в восторге от мужества и стойкости Ахмет Мальсагова, который для него всегда был и остался образцом мужества, чести, благородства. "Запомни мои слова, - сказал Ахмет Орцхоевич напоследок, - у любимого дерева есть корни, которые дают жизнь всему его организму. Я черпал прекрасное и бесценное, которое я хотел бы видеть в своих детях и внуках. Мне было с кого брать пример. Это благородство всего генеалогического древа нашей фамилии, рода, от которых я черпал всё прекрасное и бесценное, которое мечтал бы видеть в своих детях и внуках. Мне было с кого брать пример, на кого быть похожим, на кого равняться. Я горд своими предками.
Хотелось, чтобы у всех ингушей не было падения нравов, распада семей, снижения уровня общей культуры".
За неделю до смерти, прекрасно помню этот день (12 декабря 1993 года, когда партия ЛДПР Жириновского одержала победу на выборах) давал мне ценные указания: "Воспитай детей так, чтобы нам не было стыдно за прожитую жизнь, мои дети  должны быть лучше меня", а в конце напутствовал: "Постарайся окончить аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию. Я знаю, ты сможешь. Ведь ты прошла сильную школу мужества. Но самое главное, тебе ещё предстоит многое. Я думал, что всегда буду летать орлом, а теперь сложил свои крылья. Прости, что так прожил".
Я кивала головой, а сама обдумывала им сказанное. Задачу он ставил предо мной очень сложную, трудновыполнимую.
                "Учитель! Дай мне руки гончара,
                Глаза стрелка, упорство птицелова,
                И, устыдившись лёгкого пера,
                Я посягну на высшее - на Слово!"
За два дня до смерти Ахмет перечитывал стихи Раисы Ахматовой и Ибрагима Торшхоева. Он чувствовал приближение смерти. Это я поняла после его слов: "После моего ухода из жизни, найди стих Раисы Ахматовой "О, жизнь моя!". Видимо, оно было созвучно его мыслям. - завещание для жены:
"Когда уйду - ты за двоих живи,
В людских сердцах мой образ воскрешая,
Необходимой силою любви,
Любви моей к народу моему!"
Умер Ахмет Орцхоевич Мальсагов 19 декабря 1993 года после продолжительной тяжёлой болезни. На кладбище в с. Альтиево стоит могильная плита, а на плите, как шрамы, эпитафия: "Мальсагов Ахмет Орцхоевич ( 2 января 1932 - 19 декабря 1993 ).
23 декабря 1993 года в газете "Сердало" был опубликован Некролог союза писателей РИ "Светлой памяти Мальсагова Ахмета Орцхоевича:
"Ушёл из жизни известный литературовед, фольклорист, учёный, член союза писателей РИ, прекрасной души человек - Ахмет Орцхоевич Мальсагов. Вся его жизнь и деятельность была посвящена своему народу, который он горячо любил.
После окончания аспирантуры в Институте Мировой Литературы им. М.Горького при Академии наук СССР Ахмет Мальсагов вёл большую научную и просветительскую работу.
Его творческая деятельность отличалась тщательным анализом затрагиваемых проблем. Им впервые исследовано творчество основоположников ингушской литературы. Ахмет Орцхоевич проделал большую работу по пропаганде классиков русской литературы: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого среди ингушских читателей. Его книги выходили в Грозном, в Москве в издательстве "Восточной литературы", "Детская литература" и других издательствах.
Большую работу А.О.Мальсагов проделал по подготовке и изданию ингушского фольклора. Фольклор ингушского народа: сказания, сказки, предания, песни, мифы, легенды, пословицы, - собранный фольклористом Ахметом Орцхоевичем Мальсаговым, свидетельствует о величие языка, мысли и духа ингушского народа.
А.О.Мальсагов снёс огромный вклад в пропаганду ингушской литературы. Он является одним из автором учебника по хрестоматии для национальных школ. Ахмет Орцхоевич был человеком добрым, отзывчивым, честным, всегда готовым прийти на помощь товарищам. Человек стойкий в жизни, даже в трудные периоды своей судьбы не терял оптимизма, верил в свой народ, в свою Ингушетию. Он был полон творческих планов.
Имя Ахмета Мальсагова и его творческое наследие вечно останутся в памяти ингушского народа.
Вирзза моттиг Дала даькъала йойла цун, Дала ше 1алашволва из.
Союз писателей республики Ингушетия".
1993 год. Пожалуй, этот год был самым тяжелым годом для нашей семьи. Нужно было поднимать 7 детей: старшему из которых исполнилось 15 лет, а младшему сыну - 6 месяцев.
Звон детского шума, игра Залины на фортепиано, спортивные достижения старшего сына Хаджи-Мурата давали силы жить, а не существовать.
Несколько раз бралась за перо, но по каким-то причинам откладывала. Нужно было провести годовщину супругу, а только лишь потом окунуться в архивные дела.
Военные действия в Чечне вынудили нашу семью 4 раза покинуть стены родной квартиры. А в 1999 году полностью остались в Ингушетии. Трудно, имея на руках такую малолетнюю многодетную семью, остаться один на один со всеми проблемами.
Зиму прозимовали в палатке, а уже в 2000 году 1-ый президент РИ генерал Руслан Аушев вручил нашей семье ключи от первой квартиры первого жилого единственного трёхэтажного дома. Дала саг1а халда цунна!
Имя человека забывается после ухода из жизни. И только дети, в особенности, сыновья продлевают имя своих родителей в памяти и сердцах людей. У ингушей бытует пословица: "Эззараг1а ца1 вер Дала ва, цхьаннег1 эззар вер Дала ва" - досл. "Во власти Творца сделать из тысячи единственного наследника, а из одного - тысячу".
Прошло 30 лет со дня смерти А.О.Мальсагова. О нём не упоминают в печати, в средствах массовой информации, молчит союз писателей РИ, хотя большая часть писателей, поэтов, преподавательского состава школ, ВУЗов, министерств, госучреждений - выпускники Ахмета Орцхоевича Мальсагова.
Вспоминая наставления, наказ  Ахмета Мальсагова на ум приходят слова известной русской поэтессы Марины Цветаевой: "...где золото моё, где серебро? В моих руках лишь кучка пепла!" Вот так и Ахмет Орцхоевич отдал всего себя любимому делу и своему народу, а в памяти - нет, забыли человека!
В честь Ахмета Мальсагова не назвали ни одного учреждения, ни одной школы, ни одного среднего учебного заведения, ни одной улицы. Не проводились Вечера памяти, хотя в ВУЗе Ахмет Мальсагов проработал более 37 лет воспитал тысячи учителей для наших школ, учителей для наших школ.
          "Забудут! Вот чем удивили,
          Меня забывали сто раз!
          Сто раз я лежал в могиле,
          Где, может быть, я и сейчас.
               А муза и глохла, и слепла,
               В земле истлевала зола,
               Чтоб после, как Феникс, из пепла,
               В тумане восстать голубом".
                /А.Ахматова от 21 февраля 1967 г./.
Только на полках библиотек стоят его книги. Познаёшь истину русской пословицы: "То, что написано пером, не вырубишь топором". Вот к этой истине Ахмет Мальсагов шёл всю жизнь, доказывая, что жизнь состоит из живых клеток, т.е. живых слов.
"Живут в новом мире его ученики (их свыше тысячи), кто проходил этой дивной тропинкой, открывая свет далёкого далёка - вайнахского и русского фольклора под предводительством Ахмета Орцхоевича". (См.: Гешаев Муса. Знаменитые ингуши. Магас, 2003. - С.320).
Ахмет Орцхоевич Мальсагов
     Знал одной лишь думы власть,
     Одну, но пламенную страсть.
     Фольклор земли своей родной,
     Родник хрустальный и живой.
Он слушал отзвуки веков
В рассказах мудрых стариков
И слово каждое ловил,
Не дав уйти во мрак могил.
   И со страниц его трудов
     Пылало зарево костров.
     Сверкал клинок богатыря,
     Цвела ингушская земля!
Ингушский фольклор не мыслим без имени Ахмета Мальсагова. Творчество Ахмета Мальсагова бессмертно, так как в его сокровищницах радость и гордость ингушского народа, её несметные богатства. Его дела пустили в вечность корни. Вся его жизнь была вечным боем, вечным началом. Его девиз: "Жить - так на воле, умирать- так дома".
О Мальсагове Ахмете Орцхоевиче написано мало.
В книге Мусы Гешаева "Знаменитые ингуши" (Магас, 2003. - С.317) дана статья про Ахмета Мальсагова.
Составитель И.А.Дахкильгов посвятил свои "Ингушские сказки, сказания и предания" незабвенной памяти своих покойных друзей и соратников учёного Ахмета Мальсагова и Азамата Зязикова " с чувством глубокой признательности". (Нальчик, "Эль-фа", 2002).
В газете "Сердало" от 24 января 2006 года вышла статья А. Мальсаговой "Он сделал фольклор достоянием России".
Отзывы современников, с одной стороны, могут служить основой для характеристики Ахмета Орцхоевича, а с другой, наоборот, личность его может служить критерием для оценки тех лиц, которые отзывались о нём. Живой Ахмет характерен не только подлинными событиями при жизни, он не менее характерен и теми легендами, теми слухами и анекдотами, которым он подавал повод.
В семейном архиве семьи Мальсагова сохранилось большое количество рецензий А.О.Мальсагова, а также рецензии и на его труды, неоконченные материалы, письма к нему, которые в скором времени будут изданы.
Но на этом материал исчерпывается. Многие вопросы его учения, его восприятия и оценки современниками, равно как и многие эпизоды из его личной жизни, остаются в тайне, неразъяснёнными, нераскрытыми.
Биографию Ахмет Орцхоевича Мальсагова можно представить в виде суммы трёх слагаемых:
1. Содержание его трудов,
2. Описание его эпохи,
3. Характеристики его поведения на различных этапах жизненного пути.
Ахмет Орцхоевича отличал мужественный поиск истины.
Трудности вызывают необходимость освещения тех или негативных моментов жизни учёного. С одной стороны. нельзя приукрашивать историю, но, с другой - надо ли, и как писать об этом?
Биография Ахмета Орцхоевича Мальсагова - это не только каталог достижений и книг, но и реконструкция реальной жизни, реальной индивидуальности.
Много задуманного осталось нереализованным. Это и защита докторской диссертации, это и издание трудов Чаха Ахриева и многое другое. Очень много дней и ночей Ахмет Мальсагов потратил на всё это, и мимо пройти мы не вправе. Истинное рождение науки - это не одноимённый акт.
Основная задача - в хронологическом порядке рассмотреть пути его становления как личности; события, предшествовавшие этому времени; его личные взгляды на всё происходящее, т.е. пересмотреть установившееся оценки, мнения и взгляды так, чтобы ни стали соответствовать реальной жизни. Именно поэтому Ахмет Орцхоевич характеризуется как учёный с творческим мышлением. Именно в этом отражение  его индивидуальности.
Ахмет Орцхоевич касался многих вопросов фольклора и литературы. Он был сторонником достоверного освещения фактов, умел вникнуть в суть изучаемого явления, хорошо понимал психологическую сторону поведения поведения того или иного субъекта.
Особенностью человеческой памяти является чистое смещение того, что она зафиксировала с самого начала, непосредственное после свершившегося события, и того, что возникло позднее при воспроизведении, воспоминании первоначального впечатления, например, в части объяснения мотивов, поступков, некоторых деталей события и т.д. Можно искусственно заставить память воспроизвести то, чего не было, путём наводящего вопроса, который заранее направляет внимание в соответствующую сторону.
Нами сделана попытка наметить и утвердить психологическую классификацию учёного Ахмета Мальсагова - создать по возможности исчерпывающую типологию его характера, склонностей, предпочтений, стилей мышления и поведения.
Такие исследования дадут дополнительную информацию о творческой личности Ахмета Орцхоевича, а в конце концов они могут послужить основой для новой, более обширной, чем в настоящем времени, типологии. Такой анализ необходим, потому что он даёт ту первоначальную структуру, без которой невозможна ни одна конструкция.
Стиль мышления Ахмета Мальсагова связан со стилем мышления близкой ему школы - Института Мировой литературы им. М.Горького, который он окончил в 1966 году и в русле которого протекала деятельность А.Мальсагова в целом. 
Документы, устные и письменные свидетельства современников, неопубликованные выступления и лекции, письма Ахмета Орцхоевича к родным и близким, а также письма, адресованные ему, ставшие семейной реликвией - составляют основу научной биографии Ахмета Орцхоевича Мальсагова.
Ведь в глазах не только своей семьи, но и всего ингушского народа, он был, несомненно, великим, и в то же время, простым человеком.. "Я человек и ничто человеческое мне не чуждо", - любил повторять он. Единственный путь освещения - правда. Стопроцентная, чистая, без стыдливых умолчаний. Только она способна поставить на места, выстроив цельный, внутренне логический его облик, дышащего воздухом своего времени. Но это - нелёгкий путь. Он трудоёмок. Кроме того, он связан с преодолением реальных препятствий.
В своей работе мы хотели отметить и оценить наиболее значительный вклад А.О.Мальсагова в развитие фольклора, литературы, то есть тот вклад, благодаря которому Ахмет Мальсагов вошёл в анналы истории науки.
А также отметить значимость его трудов, выполненных на протяжении всей наследственности, их сравнительную ценность, их соотношение с прошлым, настоящим и будущим науки. А заодно выделить особенности его личности, выполненных им социальных функций.
Нами затронута одна из задач, а именно: задача оценки научных достижений.
В узких рамках небольшой статьи невозможно остановиться на проблемах, затруднительно передать читателю дух науки, логику её развития, заставить читателя прочувствовать и полюбить её красоту и мощь, скрытую в ней привлекательность и устрашающую трудность, привить уважение к изнуряющему и облагораживающему труду Мальсагова Ахмета.
Кроме вышеизложенного, можно добавить, что нужно не только сообщить некоторую сумму биографических сведений, но и отразить внутренний мир учёного, проникнуть в психологию творчества Ахмета Орцхоевича, то есть раскрыть психологию творческой личности творческой личности.
Задача, конечно, не из простых.
Эмоции можно свести к минимуму. Биографическая часть нередко напоминает сухой "персоналий". Можно, конечно, торопливо набросить биографическую канву, перейти к главному -к научной деятельности Ахмета Мальсагова. Биография остаётся сама по себе. В итоге статья получается бескрылая, скучная, адресованная специалистам, а не широкому кругу читателей.
У формул и цифр - своя поэзия. Здесь важно заострить внимание на раскрытие психологии творчества учёного Ахмета  Орцхоевича. Эта работа сложная. Сложно совместить научную достоверность с копанием в характере, где столько неизученного, скрытого, загадочного.
Нам кажется, что став на путь раскрытия характера, научного творчества, эта работа принесёт не только большое творческое удовлетворение, но и большую читательскую аудиторию. Это совпадает с извечным его стремлением - обогащать себя не одними фактами, но и эмоционально.
Читатель при чтении сухой биографии стремится представить себе и облик учёного, и что им руководило в работе, и условия его жизни. Он опирается на полуфакты и намёки, дополняя их своими соображениями, потому что тем суше и формальнее написана статья, тем большую работу приходится выполнять читателю. Делается это с переменными успехами всяк на свой лад: в зависимости от своего воображения, условия развития, возраста и т.д.
Нельзя пускать этот процесс на самотёк, в сферу  самодеятельности. Не нужно разжёвывать всё до последней буквы. 
Нужно писать, опираясь на детали, на этой основе построить научную биографию Ахмета Орцхоевича. Драгоценна каждая деталь, дающая представление о том, как пробуждалась любознательность будущего знатока устного народного творчества.
Ахмет Мальсагов испытывал какую-то нежность и трепетное отношение ко всему живому и пронёс это через всю жизнь. Простые факты открывают сокровенный смысл.
Ёмкая, работающая деталь никогда не повисает в воздухе, вне связи с общим. Она органически вплетается в ткань, сцепляясь с соседними деталями, усиливая их звучание.
Необходимо изучение эстетического мира Ахмета Орцхоевича, чтобы яснее раскрыть его образ.
Ахмет Орцхоевич побывал в самых разнообразных жизненных ситуациях, всегда имеющих
полную бытовую достоверность: как читает лекции студентам (жена сама была его студенткой), как завоёвывает их любовь, уважение и признательность, как выступает по телевидению и радиовещанию, как шутит, как он "тамада" пирует с друзьями. Жене были видны во всей конкретности его взаимоотношения с людьми самыми разными. Она видела его не только в обществе, но и вне общества, как человека своего круга, где личность учёного становится общественным явлением.
Он проявлял энергию, целеустремлённость, напористость, настойчивость в достижение своих целей, чтобы проявлять всё то лучшее, что есть в нём и заслуженно стать уважаемым педагогом, учёным, автором многочисленных трудов, известных далеко за нашим регионом.
Это был демократ, тактичный, внимательный, способный прийти на помощь к тому, кто в ней нуждался, поэтому общаться с ним было легко и необременительно. А это так много значит в наше время! Трудно, когда человек тебе в тягость.
Ахмет Орцхоевич и сейчас остался в памяти людей обаятельным и скромным, весёлым и улыбающимся. Даже во время похорон о  нём говорили с улыбкой, припоминая его юмор и шутки.
       Мы только узнали - тебе шестьдесят,
       А думали: сердца моложе тут нет!
Главной особенностью Ахмета Орцхоевича была любовь к людям.
Перед нами прошла целая галерея близких и дорогих его сердцу людей, каждый из которых индивидуальность иной раз яркая, своеобразная. Это литературный критик Алихан Костоев, поэты: Джемалдин Яндиев, Ибрагим Торшхоев, Саид Чахкиев, Али Хашагульгов, Исса Кодзоев, Медов Якуб, Умар Берсанов, Якуб Вагапов, Алихан Мальсагов, Азамат Зязиков, Лечи Шахгиреев, Орснако Чапанов, Султан Евлоев, Фируза Оздоева, Фатима Цолоева, Лидия Дошлукоевна, Фируза Гиреевна, Лида Горбакова, Ведзижев Ахмет, Руслан Мальсагов, Борис Садулаев, Ужахов Магомед, Тамара Керимовна Ужахова, Вышегуров Магомед  которых уже нет в живых. (Вийрзза моттиг Дала даькъала  йойла цанна) и многие другие.
Самой мудрой, эталоном из представительниц женского пола для Ахмета являлась Леби Измайлова, жена дяди Созерко, и всегда прислушивался к её советам и к советам Раисы Созеркоевны, величал её "генералом"..
Самыми близкими  друзьями Ахмета Орцхоевича были Алихан Костоев и Ибрагим Дахкильгов. Предпочитал поэзию ингушских поэтов: Джемалдина Яндиева, Капитона Чахкиева, Али Хашагульгова. К Магомед-Сали Плиеву, Шукри Дахкильгову проявлял уважение, брала гордость за Идриса Базоркина. По его мнению, в Ингушетии было много достойных людей, которыми он гордился, что они занимают достойную нишу в деле процветания нашей республики. Руслан Аушев для него был эталоном мужества и чести. Помню тот момент, когда Фируза Гиреевна Оздоева пригласила в ЧИГУ им. Л.Н.Толстого генерала Руслана Аушева и организовали встречу со студентами. Сколько радости было у всех, брала гордость за Руслана Аушева. Муж мне рассказал, что подписал генералу свою книгу "Сказки и легенды ингушей и чеченцев".
Ахмет Орцхоевич - талантливый учёный, волевой, энергичный человек.
Вся его жизнь и  деятельность была посвящена своему народу, который горячо любил. Ахмет Мальсагов был рождён для действия, страстно любил творчество, жизнь. Рождение 4-х сыновей окрыляло его, придавало силы. В одном из писем, находясь на ФПК, Ахмет пишет, ликуя: "Привет, мои дорогие и славный Бей-Булат - гроза Кавказа!
Я чувствую себя, как Ротшильд, хотя в кармане у меня гуляет ветер! Я чувствую себя, как нарт, хотя мои силы не идут в сравнение с эпическими богатырями! Я чувствую себя владыков мира, но это ничто в сравнение с тем, что я являюсь отцом славного Бей-Булата!
У меня изменилась походка, она стала уверенной; у меня изменилось отношение к окружающему миру, всё выглядит в радужных тонах; изменилось моё отношение к реальной жизни: оно представляется мне прекрасной. И всему этому "виной" славный Бей-Булат!" (Письмо Ахмета к семье от 28/Ш-1987 г.)
Мальсагов был оптимист по жизни. Начитанный Ахмет был очень интересен, и не только потому, что много знал. Он был большой импровизатор, обладал особенностью рассказывать о своих неудачах с такими же, если не с большим увлечением, как и о своих успехах. Как правило, как незаурядная личность. Ахмет любил декламировать стихи Б. Слуцкого:
"...Переливание крови,
Учёные сначала  исследовали на себе.
Мне с детства по сердцу был по нраву
Мир, где царило двойное право:
Право труда и право таланта,
Где можно было считать и мерить
И только подсчитанному верить,
Мир чистого, словно совесть, палата,
Точный мир, естественный мир,
Мне издавна дорог был и мил".

Именно точная, поддающаяся количественной проверке, правда научного труда вместе со способностью во имя истины, её поиска и доказательства научной истины рассматривалась Ахметом Мальсаговым как мир "труда" и "таланта" и чистой совести, реального нравственного начала.
Изображение личности Мальсагова даёт эффект непосредственной реальности, той обстановки, которая его породила, и внутренней жизни всей его личности. Биографические изыскания позволяют установить новые факты,помогают уточнить и объяснить прежде неясные обстоятельства творчества и жизни Ахмета и его отца Орцхо Артагановича - выпускника Воронежского /Михайловского/ кадетского корпуса, командующего Долаковско-Кантышевским боем, героя войны, представленного в 1928 году к ордену Красного Знамени (но орден ему так и не вручили, а лишь выдана Почетная книжка из-а побега старшего брата Созерко с Адского острова), публициста, писателя, драматурга, труды которых ушли в бессмертие. Нужно знать, помнить и хранить их могилы - памятники нашей истории.
Великие дела совершаются во имя того чувства ежедневно, без декларации, ибо истинно любящий Родину человек не объявляет о своём чувстве, а выражает о своём чувстве,  выражает его своими поступками.
Основное в нашей работе - это раскрытие индивидуального своеобразия личности Ахмета Мальсагова, импульсов научной деятельности, динамики и результатов
творческого процесса, психологии, свойственного ему образа мышления, направленности. Одержимость научных идей у него сочеталась с высокими критериями чести и совести, с пониманием гражданского и гуманистического долга.
Характеристика его творческого мышления - эта проблема отражения индивидуальности учёного. Особый интерес - это затрагиваемые в биографии Ахмета Орцхоевича вопросы в области фольклора, литературы, достоверное освещение фактов, проникновение в суть деятельности учёного, понимание психологической структуры его характера.
Раскрытие перипетии жизни Ахмета Мальсагова, его поисков и творческих желаний можно найти на страницах его трудов. Прежде всего, мы постарались раскрыть уникальность личного вклада Ахмета Орцхоевича в научный прогресс, в частности, в нартоведение.
Главное - создать целостный портрет фольклориста, ради которого пришлось совершить кропотливый, порой невероятно трудоёмкий отбор главного из потока информации, что так значимо для понимания его образа.
В своей работе я постаралась изложить достоверные материалы, проникнуть в суть деятельности Ахмета Орцхоевича Мальсагова, понять логическую структуру его характера и творчества.
Насколько и в какой мере мне это удалось, судить вам, дорогие читатели.

Продолжение следует.
                С уважением Айшат Магометовна Мальсагова -
                член союза писателей РИ,
                член Российского союза писателей,
                член Интернационального союза писателей,
                член Международной академии наук и искусства.


Рецензии