Анна Аркадьевна и Лев Николаевич

Первое время после отъезда Анна еще в глубине души допускала возможность вернуться к Алексею, но после объявления ее  погибшей, она решила, что это судьба решила ее главную проблему и освободила ее от прошлого. В то время все большее число молодых женщин занимали место преподавателя в сельских школах. Среди них выделялась группа женщин - выпускниц гимназий. Правда, им приходилось нелегко в новой среде, полной житейских трудностей и грубых нравов. Порой ученикам и преподавателям с большим трудом удавалось наладить общение из-за особенностей сельской жизни. Все это время после ухода от Вронского она провела у старых знакомых. Они воспитывали своего внука, который остался сиротой в результате эпидемии холеры.  Первое время Анна вела замкнутый образ жизни, находя утешение в общении с мальчиком, который напоминал ей сына Сергея.
Узнав о создании новой школы, она предложила свои услуги, и получила одобрение земской комиссии. Тогда и состоялась новая встреча Анны Аркадьевны с князем Мышкиным. Он узнал в ней женщину, которая спасла его от гибели, но не стал напоминать о прошлом и о причинах, которые привели их на то роковое место. 
По своему характеру он старался не портить отношения с людьми. Однако это оказалось трудной задачей. Окон для новой школы было заказано больше, чем требовалось. Как выяснилось, часть окон ушла на строительство школы, а остальные были установлены в новом доме председателя земства.
 
Он знал, что незаконным заработком занимаются многие чиновники, даже в Швейцарии. Когда надо ускорить ход дела или повлиять на решение судьи, используют подношения. Но так, чтобы откровенно присваивать общественные средства, такого он признавать не мог. Он написал жалобу в учебную администрацию, но его заявлению не дали ход. Ему было сказано, что хозяйственные дела не относятся к учебному ведомству, и посоветовали обратиться в земство. На комиссии князя обвинили в перерасходе средств и недостаточном контроле за исполнением поставок. Он не получил поддержки от членов земской комиссии, а некоторые даже открыто намекали на возможность лишения должности, если он будет слишком щепетилен в подобных делах.

Князь поделился с Анной итогами своего пребывания в провинции. Он вспомнил, какие мысли приходили ему в голову, когда он отправлялся в Россию. Тогда он сидел в вагоне  и думал: «Теперь я к людям иду; я, может быть, ничего не знаю, но наступила новая жизнь». Я положил исполнить свое дело честно и твердо. С людьми мне будет, может быть, скучно и тяжело. На первый случай я положил быть со всеми вежливым и откровенным; больше от меня ведь никто не потребует. Может быть, и здесь меня сочтут за ребенка, — так пусть! Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота? Я вхожу и думаю: «Вот меня считают за идиота, а я все-таки умный, а они и не догадываются...»

В этот момент Анна поняла, что перед ней человек, который нуждается в поддержке. Такого чувства она не переживала ни при жизни со своим мужем Карениным, ни в течение несчастного увлечения Вронским. Уж слишком независимы и деятельны были оба, оставляя ей слишком мало места в своих делах и мыслях.

Эпилог

Каждый может придумать дальнейшую судьбу героев. Например, из стремления к справедливости оба могли бы стать революционерами. Не исключено, что между ними возникнут более сильные чувства, и они закончат свои дни в провинции, окруженные детьми и внуками. Или уедут за границу. Это уже не важно. В принципе, я свою часть работы выполнил -- спас героев от гибели и дал им шанс начать жизнь сначала. Главное -- душевное участие должно быть ненавязчивым, а с другой стороны, приниматься с благодарностью. Благодарю вас, дорогие читатели, за интерес к моему проекту.


Рецензии