гора, холм и ЛЁН в нах. -даг. яз

"Гора", "холм" и ЛЁН в нахско-дагестанских языках


"Если спросить, что выращивают на Кавказе, большинство вспомнит о винограде, цитрусовых, гранате, фейхоа, орехе или чае. Однако были времена, когда этот регион славился пшеницей, льном и коноплей. Причем эти культуры возделывал еще древний человек".

(Статья "Лён Кавказа". Сайт "Рослёнконопля")

"Вероятно, что родина этого растения — горные районы Индии, Китая и Средиземноморья. Сегодня его широко возделывают в умеренной зоне Европы, Азии и Северной Америки, а также в Сев. Африке.На территорию России лён попал из Азии".

(Лён. Википедия)

"Некоторые исследователи считают родиной льна западную Персию, откуда он попал и в другие страны, причисленные к древнейшим очагам культуры льна — Индию, Китай и районы Средней Азии, а также на запад и юго-запад, прежде всего в Вавилон и Египет. Есть основания считать, что и древний Рим, и древняя Греция позаимствовали культуру льна из Египта. Упоминания о льне начинают фигурировать в древнегреческой и древнеримской литературе с VI в. до н. э. Слова «лион» (греческое) и «линиум» (латинское), от которых, очевидно, и происходит русское «лён», встречаются в произведениях Гомера, Геродота, Теофраста, Плиния и других писателей древнего мира".

(Статья "История возделывания льна". Сайт Uniflax)


 


Приведём те нахско-дагестанские основы, которые доступны по словарям и указывают на латеральный "лъ-" в анлауте. В данном случае они связаны с культурой льна.



1. СЕМЯ, ЛЁН

ЛЪЕЛЪ (лъолъолхьом, хьом, хьон) "лён"

Ав. ХЬОН, диал. хьом "семя, семячко, зерно" (ткж. ЛЪОЛОХЬОМ), ХЬОНТIИ "мужское семя"

чеч. ХIУ "семя, зародыш, поколение, порода", ХIУЬНАН "семенной, зародышевый", ХIУТОСАР "сеяние"


2. ЛЕС

Чеч. ХIУН (хьу)* "лес" (хIунах "в лесу"), хIунйогIар "лесонасаждение", хIунбуцаре "лесостепь", хIунан "лесной". Ср. иранский ороним ХУНАНШАhР с маловразумительной собственно перс. этимологией "город крови" (более архаичное значение - shahr "доминион, удерживаемое" и т.п.). Ингуш. ХЬУ, цова-туш. ХЬУн


3. ГОРА, ХОЛМ

Андо-цезская подгруппа, андийские языки: чамал. ГЬУН (hun) "гора, холм"
Андо-цезская подгруппа, цезские языки: ХIОН "гора, холм", квант. ГЬУН (hun)
Лезг. группа,табасаранское-южное ГЬУН (hun), арчинское ХЬХЬУН.

4. СКАЛА, УТЁС, ОБРЫВ

арч. ХЬВЕIН "скала, утёс, обрыв".

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА ГОР, СКЛОН, ЛУГ

Ав. диал. ХЬВАН "луг", ХЬУНАЛРАХЪ, ХЬУНАРАХЪ, ХЬОНОЛРАХЪ "теневая сторона, теневой склон", ХЬУНЛЪИ, ХЬУНИ, ХЬВАНИ


МОНГ. СООТВЕТСТВИЯ

К нахско-дагестанскому "семя, лён" (см. 1.):

Халха-монг. ХУЬМУЬУЬН "человек", ХЬУМУЬУЬС "люди, население, лица", ХУЬН "человек, люди".

Дагур. ХУУ "человек, семейство"; "жена, супруга"; "набирать людей куда-л.", "жениться", хуу хар "люди, человеческое жильё".

Дагурская лексика даёт  указание на дополнительное привлечение к списку дарг. хьунул адам, хьхьунул "женщина". При этом дарг. диал. ХЬАДЕ "женщина, самка" автоматически подтягивает к списку и ав. ЛЪАДИ "супруга".Здесь, на первый взгляд, не до конца ясно следует ли сюда добавлять и халха-монг. ХОНЬ "овца"? Судя по дагурскому КОЧ 1."баран"; 2. "горный лес"- да, оно тоже как-бы вписывается сюда. Как 1.(ЛЕС), так и 2.(ГОРА,ЛЕС) разделы нашего нахско-дагестанского списка могут быть связаны в том числе с х.-монг. ХОНЬ "овца".


ЛЁН КАВКАЗА (Статья из Интернета)

Если спросить, что выращивают на Кавказе, большинство вспомнит о винограде, цитрусовых, гранате, фейхоа, орехе или чае. Однако были времена, когда этот регион славился пшеницей, льном и коноплей. Причем эти культуры возделывал еще древний человек.


Так, в урочище Мешоко (Адыгея) ученые Государственного Эрмитажа (С-Петербург) обнаружили стоянку человека эпохи неолита: небольшая община уже IV тысячелетия назад использовала для проживания грот высотой 4,5 м, длиной 3,5 и шириной 17 м. В жилище было обнаружено хранилище с остатками нескольких сортов семян пшеницы, диких яблок и груш, а также коробочек льна с семенами. Причем, как считает руководитель отдела археологии Восточной Европы и Сибири Эрмитажа – Юрий Пиотровский, находка не является случайностью.


Основания для этого суждения есть: кавказский регион активно взаимодействовал с Древним Египтом, Грецией, Римом, об экономике которых, в том числе, торговле с соседями и дани с вассалов,  сохранились записи в древних трудах. О высококачественных льняных тканях Колхиды писал Геродот. Причем, в отличие от тканей Египта и Карфагена, он называл кавказские холсты сардоническими (сарты – место тканья, ткацкий станок). Есть и литературные свидетельства, например, Гомера о Колхиде, где выращивали превосходный лён и ткали из него тончайшие полотна. Даже сейчас, когда климат на планете изменился кардинально, на юге Грузии сохранились посевы льна-межеумка, правда, очень незначительные по площади (из статьи «Цветущие уголки бторазнообразия. Сохранение генетических ресурсов».  Food and Agrikulture Organization)

 

Другой кавказский регион - Дагестан  - известен традиционным урбечем -  пастой из перетертых семян льна или конопли и абрикосовых косточек либо орехов. Но больше всего свидетельств о льноводстве сохранилось в  Абхазии. Еще в 1842 году Д. Зубарев (Абхазия//Русский вестник, 1842, №6, с. 93) писал, что в Абхазии сеют  «кукурузу, гоми (род проса)… коноплю, лён, и в небольшом количестве - пшеницу и сорочинское пшено и  ячмень».

 

Елена Михайловна Малия – известный советский этнолог и историк в своей книге «Льноводство и льняные изделия у абхазов» (Известия Абияли. Т.  XI- Тбилиси. 1983) сообщает, что самыми древними полевыми техническими культурами в Абхазии были конопля и лён. Так, в слое почвы разреза, произведенного недалеко от Эшерского городища (начало 1 века до н.э.), найдены ископаемые остатки пыльцы культурного льна, а в 6-ой башне Эшерского городища на дне амфоры и в чашке - сохранившиеся семена льна.
 

Причем Е.М. Малия считает, что абхазцы были знакомы с несколькими видами льна, в том числе эндемичными для республики озимыми «сортами». Автор подчеркивает, что у абхазов был культ льна (акуны) и его богини Кукуны. Во втором веке н.э. между реками Мдзымта и Псоу даже был центр поклонения этой богине. Память об этом хранит топоним - Кукунда. Кстати, Е. Малия  обращает внимание на то, что в станках для льна нить основы крепится к специальным колышкам, а «ахаты сзыгылоуп» переводится с абхазского как: «ткать льняную ткань». Также у абхазов была богиня ткачества из льна и конопли - Ерыш.
 

Из конопли изготавливали грубые полотна (парусину, мужские рубахи) и морские канаты. Конопляной палей, когда не хватало пуха и пера, набивали тюфяки и подушки. Для веревок, рыболовных и охотничьих сетей, которые славились качеством и в Грузии носили название «абхазская веревка», использовали лён.  Его же использовали для формовки специальных керамических сосудов, с помощью которых выпаривали соль из морской воды.
 

Отпечатки ткани на археологических артефактах говорят, то во II и I половине 1 тысячелетия до н.э.  использовали для этих целей ткани из льняной крученой витой нити «от грубого рядна до тонкого льняного полотна». Купцы Абхазии продавали льняную пряжу и полотна в Смирну (Измир) и Салоники. Кроме тонких тканей абхазки изготавливали парусину (Шиллинг Е.М  "По Гудаутской Абхазии".\\ Этнография, 1926 год, №1-2, с 76-788.) Немецкий автор XIV века Иоанн де Галонифонтибус  писал, что абхазы «искусны в выделке сукна, холста и шелка». Путешественник Дорелли де Асколи в очерках первой половины 17 века писал, что абхазские мастерицы ткали трех-, четырех и восьмиконечные наколенные полотенца для торжественных застолий, шили постельное белье, украшенное вышивкой и кружевами, льняные черкески, ткали полотнища, под которыми сушили кисти винограда и орехи, нанизанные на льняную нить и покрытые толстым слоем «киселя» из муки и виноградного сока (аналог грузинской чурчхелы).


Так что лён, не только история России, Белоруссии и Украины. Возможно, он вновь вернется на Кавказ..."

(Сайт РОСЛЁНКОНОПЛЯ)









*Согласно дагестанскому варианту кирилллицы, чит. "хьун".


Рецензии