Стивен Хикс. Объясняя постмодернизм

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «СТИВЕН ХИКС. «ОБЪЯСНЯЯ ПОСТМОДЕРНИЗМ»».


Хикс Стивен. Объясняя постмодернизм. – Москва: РИПОЛ классик. 2022.

Эта книга помогла мне ликвидировать целую полосу-пробел в знаниях, в понимании и распознании такого идейного и художественного явления, как постмодернизм.
Автор начинает с философии и заканчивает искусством.
Хикс излагает невозможные для меня прежде знания: постмодернизм – эпоха в философии, отрицающая модернизм как господство рационализма и либерализма, получившего власть в 17 веке стараниями Декарта, Бэкона и Локка. «Пост» - это отрицание с замещением. Собственно постмодернизм – это явление последней трети 20 века. Это левая идеология, отрицающая всё реальное и рациональное трудами таких философов, как Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Франсуа Лиотар и Ричард Рорти.
Привожу список пунктов расхождения и отрицания, отторжения:
«Постмодернизм отрицает разум и индивидуализм, на которых держится всё мироздание Просвещения. В итоге он  критикует все следствия философии Просвещения, от капитализма и либеральных форм государственного устройства до науки и технологии.
Постмодернистские  постулаты противоположны модернистским. Вместо естественной реальности – антиреализм. Вместо опыта и разума – лингвистический социальный субъективизм. Вместо индивидуальной идентичности и автономии -  группировка по различным расовым, гендерным и классовым признакам. Вместо веры в гармоничность человеческих интересов и  стремления к взаимовыгодному взаимодействию – конфликт и принуждение. Вместо приверженности индивидуализму в ценностях, рыночных отношениях и политике -  призывы к коммунализму, солидарности и эгалитарным ограничениям. Вместо гордости за достижение в науке и технологии -  подозрения, переходящие в откровенную враждебность». (стр. 29-30).
Картина странная и даже идиотская: постмодернисты представляются некими негативными «дон-кихотами», при этом реальность их утверждений очень похожа на провокацию, вызов общественно-научному мнению.
Но, как говорится, собака лает – ветер носит. И караван идёт.
В искусстве картина и похожая, и иная: постмодерн стал продолжением и преемником  модерна, являвшего миру ценности, которые можно обозначить как «созидание разрушением». Отрицая реальные и рациональные ценности культуры, они уже сгнили вместе со своими скандальными поделками. Их нигилизм разлагается, не сформировавшись в стихии бунта против реальности мировой культуры. Незыблемой остаётся истинная реальность, которая объективна и едва ли не заслуживает звания универсального абсолюта.
Они отрицают культуру как дело рук человеческих и не видят будущего: постмодернисты безнадёжно больны и подлежат исключению и изоляции. Либо это обыкновенные, но очень наглые симулянты…
Но Хикс говорит исключительно о западной культуре постмодернизма, не касаясь российской идейной ситуации. Да, они были и в десятых, и в двадцатых годах. Но вавилонский плен не прошёл для российского Нового Израиля даром: здесь едва ли есть кому (даже метареалистам!) штурмовать капитолий реализма,  Западный культ денег правил своими скандалистами и представляет диковинки шокирующего вызова в художественных салонах.

Если говорить о духовных параметрах в оценке постмодернизма, то он представляется не только антипостхристианским явлением, но и враждебным Божьему гуманизму безобразием.

Дядюшка Римус. 5 января 2024 года.


Рецензии