Настенька

 Однажды, в канун Нового года, я проводил занятия с ребятами из приюта. Вот уже пару месяцев, как я занимался с ними и пытался (это по разным причинам было очень сложно) хоть что-то рассказать о православной церкви и нашей вере в Бога. Детки у меня были разные от самых маленьких, до 8 и даже 12 летних. Состав ребят всё время немного менялся, однако большинство я конечно запомнил.
 В тот раз, ещё на пороге приюта, меня встретил охранник. Он   заговорщицким тоном сказал мне:
- Зайдите в спорт. зал…
- Зачем? -  удивился я, -  ведь у меня сегодня занятия в музыкальном классе!
 - Зайдите,-  настойчиво повторил он,-  Заведующая просила.
 Обычно мне нужно было время, чтобы подготовиться к занятиям, а пришёл я впритык, но ничего не оставалось делать,  как всё таки зайти в спорт. зал. У дверей меня встретила старшая воспитательница Зоя Валентиновна, которая с милой улыбкой и извиняющимся тоном  сказала мне:
 - Игнат Абрамович, вы знаете, дело такое. К нам люди приехали из общества социальной помощи. Привезли деда Мороза и Снегурочку,-  В эту самую минуту послышался громкий голос деда Мороза:
 - А какие вы знаете песенки про новый год? - И детский разрозненный хор голосов. Зоя Валентиновна, ещё раз улыбнувшись, продолжила:
- Сами слышите, вы простите,  но все ваши дети сейчас здесь! Может быть вы подождете с нами? Они уже скоро закончат.
 - Нет, большое спасибо, но  я лучше пойду на место и подготовлюсь. У меня будет просьба, как закончат, пускай сразу идут ко мне. И младшие и началка.
 - Хорошо. Конечно! -  сказала старшая воспитательница с тоном явного облегчения. Было видно, что сотрудники приюта совершенно не хотели доставлять мне ненужные хлопоты, явно показывая, насколько они ценят мою работу с ребятами. Мне было это очень приятно. А накладки в расписании! Ну что поделать, всякое бывает!  Да и как сравнить занятия, пускай даже самые важные с тем, чтобы под Новый год увидеть деда Мороза.
  В умиротворенном настроении я пошёл готовиться к занятиям. Минут через 20 ребята, шумные и очень довольные не зашли, а можно сказать ворвались в музыкальный класс. Они были рады меня видеть, но по их расслабленным лицам я почти сразу понял, что на занятия они совершенно не настроены. Обычно я  вел себя с ними достаточно строго, но в этот раз решил немного поиграть с ними во время нашей разминки.
 - Ребята,   скажите пожалуйста, где вы  были?
- Мы встречались с Дед Морозом и Снегурочкой,-  радостно отвечали почти все ребята.
 - А что вы с ними делали? -  спрашивал я озорным голосом.
 - Мы танцевали и пели песни,-  многие ребята просто искрили весельем, так, что оно передавалось и мне.
 - Про что пели то?-   подзадоривал  я ребят
 - Про новый год!
- И что, вы много песен и стихов знаете?
 - Да!!
 - Расскажите,- они стали по очереди, перебивая друг друга рассказывать и петь. Было видно, что тогда ребятам было очень хорошо и тепло на душе.
 Лишь 3 ребенка были как будто отрешенными и совершенно не участвовали в общем разговоре на разминке. Одного из них звали Богдан, смугленький юркий малыш, обычно был весьма активным, но тогда был каким-то инертным, напряженным и совершенно не похожим на себя самого. Уже потом я выяснил, что ещё один мальчик из группы, Егор, задевал его уже второй день.  Богдан был  меньше и слабее,  уже к середине занятий, после того, как Егор в очередной раз его ущипнул и сказал что-то, видимо очень неприятное, он подошёл  и что-то шепнул  воспитателю, но она лишь отогнала его,  сказав:
 - Ну и ябеда!
Мне пришлось вмешаться, я подозвал тогда к себе Богдана и попросил по тихому рассказать мне что там у них произошло, тогда как раз я включил ребятам  мультик и можно было поговорить, никого не отвлекая. Выяснилось, что конфликт ребят произошел почти что на ровном месте: один что-то сказал, второй огрызнулся и поехали:
 - Ну хорошо,  допустим  он назвал тебя как-то,-  спокойно спрашивал я Богдана,- согласен,  он повел себя, как дурак, тебе зачем отвечать?
  - Если не отвечу, покажу что я слабее,- ответил Богданчик своим тоненьким голосом.
 - А может ты покажешь что  умнее и  добрее? Нужно же разобраться,  а вдруг у него что- ни будь произошло: ну маму не дождался( накануне был родительский день) или с учебой что, а может его то же обозвали?
 - Об этом я не подумал,- ответил малыш со своей милой и такой ещё по-детски наивной улыбкой.
 - Теперь думай, хорошо! -  улыбнулся я Богдану. Егору я ничего не говорил, так как видел, что он внимательно нас слушал и несмотря на тихий тон, услышал всё, что нужно. Я был уверен, что этот мальчишка больше не будет приставать к Богдану. На моих словах о маме его будто бы прижало к стулу, но  он собрал все свои силы чтобы не заплакать.
«Ну и простофиля же я,-  подумалось мне тогда,-  додумался сказать этим детям о маме».
 Да уж тяжело было смотреть на ребят к которым накануне не пришли.

   Вторым ребенком, практически не участвующим в разминке, была маленькая худенькая девочка с испуганными глазами, которую звали Ульяна. Ей тогда уже шёл 9 год, но она была настолько худосочной и малюсенькой, что многие окружающие воспринимали её как дошколенка и давали ей лет 5, от силы 6. Она практически всегда молчала, садясь ко мне на диван и как только начинался просмотр очередного мультика, жалась ко мне будто котёнок, тогда я обнимал её и прижимал к себе. Девочка часто так даже засыпала, приходилось порой даже будить её.
    Третьим же ребенком была опрятная и довольно высокая девочка, сидевшая в ярком красном платье. Я чувствовал на себе её совершенно недетский металлический взгляд. Она будто оценивала всё происходящее, пытаясь, скорее всего, привыкнуть к новой обстановке. Уже к концу разминки, она видимо освоилась и подняла руку для того, чтобы спеть какую-то песню про новый год или снег.  От воспитательницы я услышал,  что её зовут Настя.

  Ей  было тогда  9 лет,  но мне показалось что девочке  12 или  даже тринадцать. Не знаю почему я так подумал тогда, может быть на меня  подействовал её строгий  взгляд или то, как она себя вела: сдержанно, собранно, но вовсе не робея:
 - Настенька,  рад познакомиться с тобой! Какую ты песню хочешь нам спеть? -  спрашивал я девочку, стараясь  улыбнуться ей как можно добрее..
 - Песня называется «Белым снегом», меня научили её петь моя тётя и мама.
 - Ну что же, мы тебя с удовольствием послушаем,- сказал я  уже другим голосом,  задумчивым и немного робким, почувствовав, что девочка не просто хочет спеть. Когда она начала, то её сердце будто заплакало, настолько жалобно и вместе с тем мило лилась прекрасная песня из самой души ещё такой маленькой девочки. Мне было абсолютно понятно, что Настя вкладывает в песню какие-то свои смыслы, глубокие и не по годам печальные интонации и чувства. Я знал эту песню ещё с детства, воспоминания о котором нахлынули на меня тогда. Всю песню я слушал молча и почти также нахмурено и собранно, как Настенька. Вспомнилось что-то далёкое, смутное, печальное. Разрыв родителей. И как меня, словно петушка из сказки, несли то в один, то в другой дом, на ходу постоянно выясняя отношения.

 На мгновение я даже настолько ушёл в себя, будто заснул. Правда это продолжалось от силы несколько секунд. Резко очнувшись, я продолжал слушать, как Настя, вкладываясь в песню, все сильнее передавала  своё горькое и яркое воспоминание, возможно то,  что произошло с ней совсем недавно.

 После того, как она допела  я провёл свое занятие.  По графику в тот раз была тема о Ное, его личности и общении с ним Господа. Настя настолько заинтересовалась, что даже чуть за улыбалась, правда как-то скомкано, натужно. Было видно, что она совсем не привыкла этого делать. При этом она все-таки немного расслабилась, взрослые морщинки убрались с её милого серьезного лица. Примерно через пять минут после начала беседы она  задала вопрос:
 - А почему Господь пришёл именно к Ною?
 - Потому что он один только остался ему верен.
 - А как Он это узнал?
 - Он всё знает,-  утвердительно ответил я.
 - Понятно,-  сказала она почти неслышно и будто даже и не мне. Затем я рассказал ещё немного о Ное, о том, как он строил корабль и из какого дерева, и какие животные и птицы зашли к нему на корабль. Беседу о собственно потопе я оставил на следующий раз, решив, что для ребят итак достаточно информации. Потом мы с воспитательницей рассадили всех ребят по стульчикам и включили им мультфильм про Ноя. После, я собрал их в кучу, подарил им раскраски, которые мне передал один очень хороший человек и дал им домашнее задание.
 - А мне тоже делать?-  серьезно спросила Настя
 - Конечно,- ответил я, немного удивившись вопросу.
 - Хорошо. Мне есть что сказать,-  ответила она, многозначительно смотря на меня.
 - Расскажешь в следующий раз,- я  был очень рад, что новая девочка, поначалу скромничавшая, так здорово затем включилась в занятия.
 Мы попрощались с ребятами и  они гурьбой, и с  весёлыми выкриками, так, что постоянно получали нагоняй от воспитательницы, побежали на ужин. Я же ещё некоторое время посидел на рабочем месте, собрался с мыслями, спешно провел работу над ошибками (что удалось рассказать, а что нет, отметил реакцию ребят и что ещё можно добавить в эту тему на будущее). Затем я неспешно оделся и пошёл к центральному выходу. К моему удивлению я там встретил свою новую ученицу, её воспитательницу и трех взрослых людей, двух женщин, около тридцати лет и мужчину постарше. Женщины стояли рядом с девочкой и плакали, попеременно о чем-то её спрашивая. Мужчина смотрел на описанную картину, молчал и хмурился. Внешний вид у них был уставший, потрепанный, одеты все были неряшливо, от одной из женщин сильно пахло спиртным. Она спрашивала девочку о чем то совсем простом из разряда: «Как дела или что делала?» и отвечала всё время одной и той же фразой:
 - Понятно,- опуская голову и несмотря на девочку.
 Другая женщина была более активной, все стараясь как то ободрить девочку словами и постоянно  обнимая её. Она, держа в руках правую руку Насти, спросила воспитательницу:
  - Как она кушает?
 - Плохо. Почти ничего,-  и, чуть погодя, многозначительно добавила,-  Скоро привыкнет.
 - Ничего, моя девочка, - продолжила женщина обнимать и по-отечески жалеть Настю,-  Потерпи, на вот тебе.
 На этих словах она достала из пакета довольно большую мягкую игрушку. Настенька прижала её к себе и вдруг засмущалась, обратив внимание на моё присутствие. Женщины также замолчали, а мужчина ещё больше нахмурился:
 - Это наш преподаватель, Игнат Абрамович, - сказала воспитательница, также немного засмущавшись меня.
 Я спешно поздоровался с ними и уточнил где можно выходить сегодня:
 - Этот вход закрыт, идите к боковому выходу,- ответила мне воспитательница, продолжая смущаться.
 - Хорошо,-  сказал я и, попрощавшись со всеми, пошел к нему.  Мне  почти что не ответили на моё прощание, лишь Настя сказала тихо в воздух:
 - До свидания.

Когда я пришёл на занятия  через неделю, то уже не застал Настю. Мне сказали, что её забрала та самая милая и активная женщина, которая приходилась ей родной тёткой. Остальные люди,  как выяснилось,  были её родителями,  которые отказались от родительских прав в пользу тетки Настеньки.

 - Рад за Настю,-  искренне сказал я той самой воспитательнице, что указала мне тогда на боковой выход.
- Да что говорить. Мы все рады, -  ответила она уставшим  и вместе с тем радостным голосом – Возьмите, она передала вам это.
 Она дала мне листок.  Там был нарисован пожилой мужчина с седой бородой, очень похожий на Ноя из мультфильма, который Настя видела на прошлом занятии. Внизу была надпись: «Ной - молодец!».


Рецензии