О некоторых понятиях буддизма

Вот две (таковых много, но здесь я лишь о двух) неточности в трактовке буддийских понятий, нередко превращающиеся в полное непонимание.
Anitya (anicca) - не столько "невечный", сколько "необязательный", "неустойчивый, - такой, что мог бы быть или вовсе не быть, или быть иным. Ср. обрядовое общеиндийское понятие nitya "непременный, обязательный", даже во многих случаях "ежедневный" (о ритуале).
Ksanika - не "мгновенный", а "квантованный". Дхармы (абхидхармистской философии) никак не мгновенны. Они именно квантованы: либо такая-то дхарма,  например, если воспользоваться реалистичным для йога примером , такая-то боль в колене,  - есть, либо ее нет. Дхарма содержательно предельно проста, поэтому с ней ничего не может случиться, кроме появления, пребывания и исчезновения. Она не может ни изменяться качественно, ни количественно - нечему.


Кванты прозрения
Слово Живое рождают.



Мантра - только
                энергии квант.
Но этим квантом
                Вселенная держится...


Рецензии