Трагедия замка Майерлинг

В охотничьем замке Майерлинг 29 января 1889 года уединились эрцгерцог Рудольф Габсбург, наследник Австро-Венгерской империи, и Мария Вечера, его возлюбленная. На следующее утро были обнаружены их безжизненные тела. Считается, что Рудольф сначала убил Марию, а потом совершил самоубийство. Тем не менее, точные мотивы, заставившие наследника империи принять такое решение, остаются неизвестными.

Эрцгерцог Рудольф Габсбург, будущий наследник Австро-Венгерской империи воспитывался в строгости. Император Франц-Иосиф, его отец, был убеждён, что лишь сильный и непоколебимый правитель может удержать власть над великой страной. Военное дело стало основой подготовки юного наследника, ведь армия была для Франца-Иосифа опорой государственной мощи.
Но встреча и уроки с учителем, нанятым императрицей Елизаветой, повлияла на Рудольфа совершенно иным образом, вдохновив его на мысли о необходимости перемен в империи.
В возрасте 15 лет он записал в своём дневнике: «Империя представляет собой лишь величественные развалины, которые ещё стоят, но обречены на разрушение временем… Человечество стремится к свободе, и наш государственный корабль обречён погибнуть в следующем шторме».

Прогрессивные идеи захватили наследника настолько, что вызвали беспокойство у Франца-Иосифа, который категорически отвергал любые реформы, в то время как Рудольф критиковал консервативную политику своего отца. Но в 1867 году император был вынужден всё-таки дать либеральную конституцию венграм, уравняв их в правах с австрийцами, что привело к созданию австро-венгерской монархии. Но в состав империи входили также чехи, словаки, поляки, сербы, итальянцы… А Рудольф видел будущее страны в форме федерации штатов, где он сам мог бы быть не монархом, а президентом.

Неудачи сопровождали личную жизнь эрцгерцога Рудольфа. Он вступил в брак с принцессой Стефани из Бельгии. Это был выбор, который сделал исключительно его отец. Союз оказался несчастливым, и Рудольф начал предаваться праздности и разгульной жизни, чтобы утешиться.
Со временем его начали одолевать мрачные и опасные раздумья. Рудольф не просто размышлял о смерти, он желал поделиться этим опытом с кем-то ещё. Известно, что он предложил совершить совместное самоубийство своим любовницам Мицци Каспар и Элле Шомич, а также своей жене, но никто из них не поддержал эту затею.
 
Встреча с семнадцатилетней Марией Александровной фон Вечера, которая, согласно отзывам многих соотечественников, была невероятно привлекательна, поразила Рудольфа в самое сердце. Темноволосая красотка, пользовавшаяся успехом у мужчин, обладая зрелостью не по годам, выразительными глазами и притягательной походкой. После знакомства с баронессой, Рудольф был очарован не только сам, его любовь оказалась взаимной. Мария, молодая и полная энтузиазма, охотно следовала за Рудольфом повсюду и приветствовала его во всех его начинаниях. Кажется, она разделяла его мысли о совместной смерти. В письме к своей бывшей гувернантке Мария написала: «Мы мечтаем провести несколько романтических часов в секретном месте, после чего без сожаления покинуть этот мир».

Однажды в кабинете Рудольфа Мария нашла пистолет и, взяв его в руки, ощутила восторг. В тот момент Рудольф вошёл в комнату, и на её вопросительный взгляд он ответил, что смерть его не пугает. Спустя несколько месяцев после их встречи, они обручились по масонскому обряду. Эрцгерцог подарил Марии медальон с надписью «ILVBIDT», расшифровывающейся как «Любовью соединены на смерть». В знак благодарности Мария подарила ему золотой портсигар с надписью «В благодарность судьбе».

В дни, предшествующие его кончине, Рудольф был необыкновенно энергичен, словно пытался впитать в себя последние моменты жизни. Он каждое утро рано вставал рано и отправлялся на охоту. Слухи о возможности его восшествия на венгерский трон не нашли подтверждения, так как император Франц-Иосиф намерен был по-прежнему удерживать власть в своих руках.
Во время одной из встреч с отцом произошёл горячий спор. Слуги слышали, как император и наследник спорили, и предполагают, что отец упрекал Рудольфа за его беспорядочную жизнь и попытки аннулировать брак со Стефанией через Ватикан. Обсуждение перешло на политику и связи Рудольфа с венгерскими сепаратистами. В разгар спора император воскликнул: «Ты не достоин быть моим наследником!» После этих слов Рудольф резко вышел из кабинета, его руки дрожали, и он был явно морально убит и обескуражен.

Ночь перед отъездом в Майерлинг кронпринц провёл у своей любовницы Мицци Каспар. Утром два экипажа по отдельности выехали из Вены. В одном был Рудольф, а в другом Мария. В лесной чащобе экипаж Рудольфа остановился не более, чем на несколько секунд. Эрцгерцог выпрыгнул и скрылся. Ехавшие следом сотрудники тайной полиции ничего не заметили. Пустой экипаж повернул в сторону Вены, соглядатаи последовали за ним. Рудольф скоро добрался до гостиницы, где его встретила Мария. Они вместе весело посмеялись над тем, как удалось обвести вокруг пальца тайную полицию, и поехали дальше, в Майерлинг.

Утром 29 января 1889 года в Майерлинге эрцгерцог внезапно отказался ехать на охоту. Сославшись на простуду, он закрылся в комнате. В тот же день он отправил телеграмму жене и сообщил о своём недомогании, в результате которого не сможет якобы присутствовать на встрече с императором и просит за него извиниться. Далее следовала приписка, что он задержится в замке ещё на одну ночь. Вечером Рудольф ужинал в компании своих друзей и был в прекрасном и бодром расположении духа. После ужина к нему присоединилась Мария. Пара засиделась почти до утра, потом они с юной баронессой удалились в спальню эрцгерцога и просили не беспокоить их.

Утром лакей постучал в дверь, но никто не открыл. Не было слышно и голосов. Испуганный слуга стал звать на помощь друзей Рудольфа, пировавших вместе с ним накануне вечером. Они выломали дверь. На кровати лежали одетые Рудольф и Мария. Оба были мертвы. Девушка прижимала к груди розу, а эрцгерцог застыл, привалившись к столику. По всей вероятности, сначала Рудольф выстрелил в Марию, а затем в себя.

Наследник великой империи оставил несколько прощальных писем. В одном из них он благодарил своего слугу за преданность и отличную службу. Императрице, своей матери, он писал о том, что жизнь его стала пустой и ему незачем больше жить. Супруге пожелал быть счастливой и беречь дочь. Отцу он не написал ни слова.

После трагедии Франц-Иосиф изо всех сил скрывал какую-либо причастность Марии Вечеры к смерти сына. Тело молодой женщины для захоронения было тайно вывезено из Майерлинга. На мёртвую надели пальто, подхватили под руки и потащили к карете, чтобы создать впечатление, будто девушка жива. Присутствующий при этом полицейский испытал шок, когда заглянул в карету: окоченевая Мария сидела между двух мужчин на скамейке, а сзади труп подпирал деревянный кол, чтобы она не упала.
Её тайно захоронили на кладбище монастыря Хайлигенкройц, после чего сотрудники тайной полиции отправили Францу-Иосифу короткую телеграмму, в которой доложили о выполнении приказа. Император приложил все усилия, чтобы ни в одной газете не было сообщения о том, что вместе с Рудольфом погибла юная красавица. Разве что где-то проскользнула заметка о том, что баронесса умерла в Венеции.

После вскрытия тела эрцгерцога врачи сделали заключение, что в момент смерти у него было помутнение рассудка и вряд ли его можно считать ответственным за убийство. Непосредственно смерть наступила от выстрела в голову – и у Рудольфа, и у Марии. Стефания и императрица от горя были на грани помешательства. Франц-Иосиф во время похорон находился в своём кабинете и тщательно проверял все соболезнования – не должно было быть никакой лишней огласки.

Однако, несмотря на все предосторожности императора, вскоре появились различные версии смерти эрцгерцога. В газетах писали всякое – о том, что причиной смерти Рудольфа мог быть удар, а потом выстрел, что с ним случился сердечный приступ. Также говорили, что Мария была беременна и влюблённые не смогли пережить того, что Рудольфу не давали развода. Были и совершенно фантастические версии – якобы Мария фон Вечера была внебрачной дочерью императора, и, узнав об этом, Рудольф застрелил сначала её, а потом себя. Франц-Иосиф тщательно скрывал любые подробности произошедшего, что породило слухи о политическом убийстве кронпринца, замаскированного под самоубийство.
Правда неизвестна до сих пор. И вряд ли когда-нибудь станет известна, ведь о ней знают лишь безмолвные стены замка Майерлинг. 
            


Рецензии
А мне жалко этого Рудольфа. От рождения ему нужно было нести огромный груз ответственности. Но не каждому это дано. А девушку не понимаю, если она действительно потворствовала самоубийству. Молодая, красивая, должна была отговорить своего возлюбленного.

Мила Полосухина   06.01.2024 21:38     Заявить о нарушении
Должна была отговорить, но действительно была молодая. Очень благодарен за отзыв!

Аркадий Ялынычев   06.01.2024 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.