Деревня, которой уже нет

    Прошло почти уже полвека с тех пор, как я отдыхала в деревне Житино. Маленькая, глухая, находилась она в российской глубинке. Даже от грунтовой дороги, по которой ходили автобусы от райцентра, до деревеньки надо было пройти немного пешком по каким-то узеньким тропкам.
  Домов было немного, думаю, меньше двадцати. Они стояли в два ряда, напротив друг друга, как и у большинства деревень. Одна деревенская улица. Ни речки, ни другого какого водоёма рядом не было. Зато в конце улицы, в низине стоял высокий колодец-журавель. К нему вся деревня ходила с вёдрами на коромыслах.
  Ещё в деревне была совсем крошечная часовня. В ней молились. Верующих было совсем немного, две-три бабушки. Чтобы в неё войти, надо было сильно согнуться, почти на четвереньки встать. И так же внутри, молиться можно только стоя на коленях.
    За домами и огородами сушилось колхозное сено, - был август месяц. Целые луга с сушёным сеном. Шёл 1974-й год. Колхозники, жители этой деревни и других окрестных деревень, вилами, грузили высушенное сено на телегу с запряжённой лошадью и везли, не помню уже куда. Вообщем, заготавливали на зиму. Для своего собственного хозяйства, - все держали коров, - люди сушили сено прямо в деревне. У всех жителей были большие сады-огороды. Помню, усыпанную зрелыми плодами вишню, её собирали и маленькие дети, активно помогающие взрослым. О здешних людях вспоминаешь с особой теплотой. Простые, трудолюбивые, добрые, открытые душой. Готовые утешить даже малознакомого человека. А ещё мудрые.
    По вечерам на улицу выходила молодёжь, из местных и тех, кто приехал погостить к родственникам - бабушкам, тётям. Вечера в августе прохладные, и обязательным аттрибутом для всех в компании была телогрейка. Это было особым шиком, понятным только здесь, на месте. У девчонок были аккуратные, по размеру телогреечки, надетые поверх платьиц. Если в соседнем селе в этот вечер было кино и танцы, то всей компанией шли туда. Девушки брались под руки и так шли по дороге и громко весело пели. Ребята - вокруг, некоторые на великах(велосипедах). Обратно из клуба могли и подвезти кого-то из девчат.
  Вернувшись из клуба, молодёжь усаживалась на брёвнышке и шумно беседовала меж собой, мешая, вероятно, спать взрослому населению, рядом с домами которых лежало это бревно. Смотрели на звёзды. Иногда, потом разбивались на парочки.

    Не так много лет тому назад я узнала, что деревни этой теперь не существует.
И не только потому, что старики поумирали, а молодёжь уехала. Она сгорела.  Исчезла с лица Земли. Как многие русские деревни.
               
  7 января 2024.


Рецензии