Давай поговорим

Мои попытки кого-то похвалить или успокоить обычно имеют противоположный результат. Да я и сама в похвалах и утешениях часто улавливаю подвохи. В результате все мы обижаемся друг на друга, и это мешает разобраться во всем, хорошо поговорив.

Я ГОВОРЮ… А ТЫ ГОВОРИШЬ…
– Какой закат, розовые облака – чудо! – восторженный голос подруги в телефонной трубке.
– Солнца весь день не было – и такой закат? – Я искренне удивляюсь, ведь весь день был мрачным, сплошная облачность – и вдруг такой закат! Живем-то рядом!
– Я что, вру что ли! – возмущается подруга.
Не сразу понимаю ее, ведь вроде недоверия я в свой ответ не вкладывала – просто удивилась.
Может быть,  следовало отреагировать немного иначе:
– Надо же, солнца весь день не было, а такой закат? Действительно чудо!
Впрочем, и такие слова можно произнести с разной интонацией.

– Как удачно ты поймала такой момент заката! Жаль, что у тебя нет хорошей фотокамеры! – восхищаюсь я удачным снимком подруги в другой раз. Фотографирует она дешевеньким смартфоном, поэтому кадры совсем крошечные, а при увеличении получаются размытыми.
– Хорошая фотокамера для меня не актуальна, – отвечает она.
Но ведь я похвалила за кадр, который при хорошей фотокамере просто был бы еще лучше, а вовсе не намекала на необходимость ее покупки! Видимо, слова о камере напомнили ей о прошлой ошибке и отвлекли внимание от похвалы. Когда-то я посоветовала ей не экономить на смартфоне, раз уж хочет получать качественные снимки, но она поступила по-своему.

Решила я уточнить в интернете встретившееся мне в рукописи о незнакомом мне человеке необычное написание его имени, ведь бывает, что запишут имя в паспорте с ошибкой – и человек повсюду упоминается с таким именем. В интернете я наткнулась на очень коротенький текст об этом человеке, в котором его имя оказалось написанным три раза по-разному. Показала текст подруге, чтобы просто вместе над этой заметкой посмеяться. Она ответила так:
– Все с ними ясно. Будь они пограмотнее, не ошиблись бы в написании этого имени.
А я прочитала в ее ответе между строк: вот я знаю, как пишется это имя, и, в отличие от тебя, никогда не полезла бы проверять его в интернете.

УСПОКОИЛА…
   Голос в трубке срывался:
   – За что она так со мной!  Что я такого сказала? Как можно из-за такой мелочи!..
   Подруга жаловалась на дочь, накричавшую на нее по телефону в ответ на безобидную материнскую просьбу. А мне вдруг вспомнилось, как лет пять назад и у нас с ней случилось нечто подобное.
   Тогда я по телефону очень долго слушала ее жалобы, понимая, что ей нужно выговориться. В какой-то миг связь неожиданно прервалась. Она перезвонила, и я услышала:
   – Я с тобой делюсь наболевшим, а ты хохочешь! – и дальше она высказала мне всё, что обо мне думала.
   Что случилось, из-за чего она так на меня, я понять не могла. Я же просто ее слушала!.. И вдруг вспомнилось: во время телефонного разговора с ней у меня нечаянно вырвалось коротенькое «хм» из-за произошедшей нелепой ситуации возле меня. Я и не думала, что она могла расслышать это тихое «хм».
   Я стала звонить ей, чтобы объясниться, но она не отвечала на мои звонки. Несколько раз она звонила сама и, не давая мне вставить ни одного слова, высказывала мне всё более страшные подозрения меня в чем-то относительно ее и сразу бросала трубку. Сама я дозвониться до нее так и не могла. Знала, что и ехать к ней бесполезно – на порог не пустит. Я уже думала, что больше никогда с ней не увижусь. Плакала…
   Так кстати вспомнившийся мне этот случай я, желая успокоить подругу из-за ее неприятного разговора с дочерью, решила привести в качестве наглядного примера из нашей с ней жизни.
   – Не расстраивайся, ты же не знаешь, что было у нее перед твоим звонком с твоей мелкой просьбой, о чем она перед этим думала, во что была погружена в своих переживаниях. Скажи хоть ты, хоть кто-то другой ей в этот миг любое слово – она взорвалась бы. Со всеми так бывает. Вот и у нас-то с тобой тоже было такое! – Мой голос дрогнул от вспомнившегося потрясения: – Я тогда даже думала, что мы с тобой больше не увидимся…
   На следующий день я услышала возмущение подруги:
   – Я долго вспоминала, о каком случае между нами ты говоришь. Это же десять лет назад было! Я давно забыла об этом – а вот ты, оказывается, десять лет носишь обиду на меня! У тебя голос дрожал, когда ты об этом сказала, как будто это было вчера, а не десять лет назад!
   На этот раз озадачилась я и долго не могла восстановить в своей памяти событие, произошедшее, судя по ее упоминанию имени мужа, еще при его жизни. Она напомнила мне о случае десятилетней давности, о котором я совсем забыла и ни разу с тех пор не вспоминала. Как ни напрягала я свою память, но так и не вспомнила, из-за чего тогда произошла наша с ней размолвка, запечатлелось в памяти только то, что я очень переживала, считая – точно расстались навсегда. Вспомнила я лишь то, что примирение произошло вскоре, внезапно, благодаря… смерти ее мужа. Тогда, узнав о похоронах, я пошла к ней: вдруг ей потребуется поддержка…
   Когда я прояснила, что имела в виду совсем другой случай, с телефонным «хм», и по просьбе подруги рассказала подробно про него, та возмутилась:
   – Но я-то вот об этом пустяке забыла и, в отличие от тебя, не носила все эти годы обиду!.. Стоило ли плакать над такой мелочью! Я же слышала, как у тебя даже голос дрожал, будто всё это произошло вчера!
  До нее так и не дошло, что мой голос дрожал от вспомнившегося потрясения из-за возможного тогда расставания с ней навсегда…

БЕГЕМОТ
Помогая во дворе грузной соседке подняться со скамейки, я произнесла:
Ох, нелёгкая это работа –
Из болота тащить бегемота!
Произнеся это, я тут же спохватилась: а если она забыла этот детский стишок Чуковского?
Подобные фразы у меня вырываются непроизвольно, без каких-либо намёков. Видимо, от мамы перешло. Она много стихов знала, так как работала няней в детском саду и, когда мыла посуду в своей группе, слушала при этом, как воспитательница читала детям стихи. Стихами из мне прочитанных книжек часто комментировала  разные ситуации в повседневной жизни.
Так, например, входя в квартиру, она говорила:
Дома всюду хорошо:
Дверь закроешь, вытрешь ноги.
Хоть ты в норке, хоть в дупле…
Во время еды:
Я прославляю каждый дом,
Где угощают молоком…
Не откажусь я от кефира
Ни за какие блага мира…
А вот и сыр прославленный.
Полезный, вкусный, плавленый…
Оладьи кабачковые –
Это что-то новое!..
При купании в ванной:
Погодите!
Погодите!
Мы еще сидим в корыте.
Нечего ломиться –
Все хотят помыться!..
Заплетая мне косы:
У москвички – две косички,
У узбечки – двадцать пять…
При шитье:
– Швея – шьёшь?
– Шью.
– А когда пороть начнёшь?
– Да вот только ниточку дошью.
Последнее, когда у меня не ладилось с шитьём, шуткой вообще-то не воспринималось.

ОТОМСТИЛА
Звонит подруга, жалуется:
– Родственница мне целый час рассказывала про своих друзей и знакомых. Я так устала, голова разболелась. Приходи – пойдем прогуляемся.
И я – уже там! Длительные пешие прогулки – моё любимое занятие. Позови кто меня в гости на чаепитие – откажусь. А вот погулять – всегда готова.
Пришла, а она не готова идти. Она вообще не любит долго ходить пешком и всякий раз, заманив меня к себе, старается найти предлог, чтобы посидеть дома. Вот и тут вдруг стала вспоминать прошлое… Через полчаса я не выдержала:
– Всё – пошли.
– Подожди – дорасскажу.
– Ты мне это уже рассказывала.
– Ну еще немного!..
И снова мои тщетные попытки остановить поток ее красноречия. Уже хожу взад-вперед по комнате, вставляю что-то на другую тему, стараясь сбить, отвлечь. Бесполезно! Обессилев, сижу с безразличным видом, молчу, никакими ни звуками, ни жестами не реагирую на услышанное.
Через час она замолкает и, со вздохом:
– Пойдем.
Гуляем по лесопарку. Я веду ее вглубь леса. Эти места я знаю плохо… Заблудились.
Целый час выбирались.
Получилось, будто отомстила…


Рецензии