Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 17

               
                Успение Пресвятой Богородицы

По неофициальной статистике, посвящение празднику Успения Матери Божией – одно из самых почитаемых на Руси. Оно уступает только праздникам Покрова, Троицы и  Николаю Чудотворцу. В православии относится к двунадесятым праздникам – двенадцати самым важным и значимым праздникам, после Пасхи, которые посвящены эпизодам земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Сам праздник  посвящён кончине – смерти Божьей Матери. Есть много значений и переводов слова Успение. Я, например, выбрал значение – «погружение в сон», или просто «сон», так как Богородица после своего Успения была взята на Небо. И с душой, и с телом. Как раз в Успении и заключается торжество Богородицы над смертью. Поэтому и празднуется именно как праздник, а не день скорби.

В Евангелии мы не найдём о земной жизни Богородицы после Вознесения Спасителя. Поэтому сведения почерпаны из апокрифов, не включённых в списки библейских книг церковью, и из Житий Святых.

Спаситель до своего ареста, зная о своей участи, оставил Богородицу на попечение ближайшего ученика своего – будущего апостола Иоанна, который и взял её к себе.
В день Пятидесятницы Матерь Божия находилась со всеми апостолами в молитве, где и получила с ними дар Сошествия Святого Духа.

Богословы по-разному оценивают возраст Богородицы перед Успением. Большинство богословов и исследователей сходятся на цифре 57-59 лет. Перед самой кончиной Пресвятая Богородица проживала в городе Иерусалиме. По свидетельствам, часто  посещала для молитв небольшую гору под названием Голгофа и гробницу с Гробом Господнем, которая находилась за городскими стенами Иерусалима, недалеко от этой горы. И вот во время молитвы Богородице явился архангел Гавриил, которого она сразу узнала, так как именно он ранее предупредил Богородицу о злых помыслах Ирода, что и послужило её бегству с младенцем в Египет, который в этот раз возвестил ей, что через три дня она отойдёт к Спасителю.

Архангел Гавриил, успокаивая Марию, вещал, чтобы она была готова к своему смертному часу, и что любимый Сын примет её со всеми небесными духами и душами в небесное царство. Приняв весть от архангела, Матерь Божия приготовилась смиренно к смерти. Но перед этим она с молитвой к Богу просила увидеть всех ближайших учеников Спасителя – апостолов. И Матерь Божия мирно скончалась.

Гроб с телом Богородицы апостолы понесли к гробнице. Это была торжественная  процессия через весь Иерусалим, где вместе с гробом шли ученики Спасителя со свечами и кадилами, воспевая священные песни. О прохождении этой процессии доложили первосвященнику, который направил к месту шествия неверующий народ и в придачу к ним воинов стражи. И те с яростью устремились на процессию. Однако ничего не смогли сделать, и разогнать людей не получилось.
 
Чудо случилось! Вдруг с неба, спустился на землю круг, состоящий из облака, и окружил стеною апостолов, которые несли гроб с Богородицей, и всех остальных, кто шёл с процессией. А подошедший к гробу, стоящему на одре, другой первосвященник по имени Афония вдруг сделал попытку опрокинуть его. Но, как только он вытянул для этого свои руки и уже прикоснулся к одру, ангел Божий спустился с неба и отсек их невидимой силой.
 
Далее апостолы благополучно погребли гроб с телом Матери Божией в пещеру и закрыли вход в неё камнем. После этих похорон они ещё три дня молились у пещеры.
 
И только апостол Фома опять опоздал к месту встречи. В этот раз он не успел поклониться телу (праху) Матери Божией. Это его очень сильно опечалило. Но апостолы позволили ему открыть вход в пещеру, чтобы он смог исполнить поклонение. Но, открыв гроб, Фома и вместе с ним остальные обнаружили, что тела Богородицы нет там. Лежали в нём только погребальные пелены. И распространилось дивное благоухание. Это стало доказательством того, что она была вознесена чудесным образом на Небеса. А уже вечером и сама Матерь Божия явилась им за ужином и сказала радостные слова: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни!»
А первосвященник Афония раскаялся в своём поступке, получил исцеление и стал христианином.
 
И вот здесь, со стоящего на одре гроба, и начинается сюжет Успения Пресвятой Богородицы, который нас встречает, как и перед входом в притвор или на фасадах некоторых церквей в виде мозаики, майолики или живописи, так и многочисленные росписи внутри храмов.

На стенных росписях в храмах и иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Матерь Божия, лежащая на смертном одре. Чаще всего ложе покрыто пурпурной тканью. У её головы и у ног стоят апостолы и другие святые. Количество апостолов бывает разное. В одном сюжете одиннадцать, а в другом может быть и двенадцать. Слева, ближе к одру, с кадильницей, изображён апостол Пётр, а справа, у ног Богородицы, стоит апостол Иоанн Богослов. Иоанн изображается читающим молитву, молящимся или низко склонившимся над одром, оплакивая Матерь Божию.
 
Святители изображены стоящими за апостолами. Святителей тоже может быть разное количество: от двух до семи, стоящих по разные стороны от одра. Это можно объяснить размерами изображения. Иногда за святителями просматриваются и лики простолюдинов, которые шли за гробом. 
 
В центре изображения, сзади над одром изображён Сошедший с Небес Спаситель в окружении овального нимба и ангелов, спускающихся с неба. Иисус несёт на своих руках как бы маленького новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами. Так изобразили пречистую душу Божией Матери, показывая, что смерть каждого человека в православии мыслится как рождение в вечную жизнь.
 
Первосвященника Афония и ангела, отрубающего руки, изображают достаточно редко. Хотя, как я считаю, эти два персонажа сюжета только добавляют колорита к общей картине и нисколько не искажают его.

Западные художники достаточно часто брались за этот сюжет. Стоит вспомнить Рафаэля Санти с его «Алтарём Одди», написанным в 1502-1503 годах, где вверху коронование Девы Марии, а в нижней части – Вознесение после Успения. Или картина Караваджо «Успение Девы Марии», или ещё одно название «Смерть Марии», написанную 1604-1606 годах. Достойна внимания и картина Михаэля ванн Кокси «Успение и Вознесение Богородицы», созданная в конце первой половины 16-го века.
               
Русские художники почему-то стороной обошли этот сюжет. Возможно, из-за многочисленных образов, созданных на иконах.

Изображение находится: Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы (1559-1585 гг.). Наружная роспись закомары.

Московская область, Пушкинский район, п/о Талицы, с. Богословское-Могильцы. Церковь Иоанна Богослова (1767 г.). Поновлённые росписи второй половины 19-го века.

Владимирская область, Ковровский район, с. Большие Всегодичи (1767-1777 гг.). Наружная роспись на лицевой части северных ворот ограды.

Псковская область, Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (1473 г.).

Тверская область, Старица. Старицкий Успенский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной (1819 г.). Отреставрированная живопись XIX века.

Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, декабрь 2023 г.


Рецензии
Во вполне достоверных явлениях Богородицы в Меджугорье Он все же уточнила, что была взята еще живой на Небо, как Илья и Енох.

Дмитрий Хохлов 2   10.05.2024 12:03     Заявить о нарушении