Тяжелые уроки. Часть 3

Первый день Великой Отечественной войны стал для советской авиации самым трагичным из всех почти полутора тысяч, что составили героическую летопись ее борьбы с фашистскими захватчиками. Удар врага был расчетлив.

Придавая особое значение разгрому ВВС Советского Союза и завоеванию превосходства в воздухе, руководство вермахта выделило для решения этих задач значительную часть своей авиагруппировки. 22 июня 1941 года свыше 1000 бомбардировщиков подвергли неоднократным ударам 66 аэродромов, расположенных на территории приграничных военных округов, соответственно Западного Особого - 26, Киевского Особого - 23, Прибалтийского Особого - 11 и Одесского - 6. На них базировалось до 70 процентов авиаполков, числившихся в округах (без ВВС ЛенВО). В первую очередь гитлеровцы бомбили те аэродромы, где находились части, оснащенные новыми типами самолетов.

Пользуясь почти полным отсутствием средств ПВО, действуя группами по 9-30 бомбардировщиков и истребителей, противник атаковал цели со всех высот, производя по нескольку заходов с различных направлений. Наши самолеты не были рассредоточены и замаскированы, располагались на стоянках в основном в линию, что позволило их поражать весьма эффективно. Одновременно фашистские летчики бомбили штабы, узлы связи, казармы, склады ГСМ и боеприпасов. И как результат, в первый день войны авиация приграничных округов потеряла 1200 самолетов, из них 800 - на аэродромах. В последующем потери советских ВВС по сравнению с этими были хотя и меньшими, но тоже значительными.

К таким последствиям нашу авиацию привели не только ошибки, допущенные в ее перевооружении и размещении, подготовке личного состава накануне войны, но и плохая организация руководства ВВС Главным Командованием уже в ходе боевых действий. Так, требования народного комиссара обороны СССР о приведении войск в полную боевую готовность командиры авиаполков, дивизий, корпусов, командующие ВВС округов и армий получили несвоевременно. А напоминание о том, чтобы не провоцировать своими действиями противника, дезорганизовало командные кадры ВВС.

Запоздал приказ наркома обороны СССР №2 от 22 июня 1941 года об ответных боевых действиях Советской Армии. Ко времени его получения на ряде направлений в звене «фронт - армия – соединение - часть» было потеряно управление. К примеру, штаб ВВС Западного фронта в начале войны, по существу, бездействовал. Потеряв управление авиацией 22 июня, он до 24 июня не сумел его восстановить.

Но при всех неблагоприятных условиях советские летчики мужественно и стойко защищали свое социалистическое Отечество. Они смело вступали в жестокие схватки с опытным противником и только 22 июня сбили в воздушных боях более 200 фашистских самолетов, совершив около 6000 самолето-вылетов. В первый день войны командир авиаэскадрильи 127 иап старший лейтенант И. Дроздов в пяти боевых вылетах записал на свой счет две победы, а старший политрук А. Артемьев - три, но после девяти встреч с врагом. В поединках с гитлеровскими асами 15 летчиков применили воздушный таран. В их числе Л. Бутелин, А. Данилов, И. Иванов, Д. Кокорев и др.

Некоторые командиры авиаполков, даже не имея связи с вышестоящим командованием, принимали своевременные и грамотные решения на отражение налетов вражеской авиации. Именно так действовал командир 67 иап ВВС ОДВО майор Б. Рудаков. Под его руководством 22 июня истребители успешно отразили четыре налета бомбардировщиков, уничтожив в воздушных боях 13 самолетов и потеряв лишь два своих.

Начальный период войны на советско-германском фронте характеризовался ожесточенной борьбой за господство в воздухе. Люфтваффе быстро завоевали оперативное, а затем и стратегическое превосходство. В этой борьбе советские ВВС применяли в основном один способ - уничтожение самолетов противника в воздухе. Главным средством были истребители. Но, к сожалению, их действия не всегда отличались высокой эффективностью. Причины тому: распыление авиационных сил по армиям и фронтовым группам, отсутствие специализации частей по выполнению строго определенных задач, большие потери самолетного парка, слабое вооружение и плохое оснащение малый радиосредствами, опыт командных кадров в руководстве боевыми действиями.

Анализ оперативных сводок ВВС четырех западных военных округов (без ВВС ЛенВО) и ДБА за период с 22 по 30 июня 1941 года показывает, что части и соединения этих объединений и по аэродромам противника действовали недостаточно эффективно. В авиационных штабах отсутствовали заблаговременно разработанные планы нанесения таких ударов, остро ощущалась нехватка ударной авиации, фронтовые истребители были не в состоянии сопровождать бомбардировщиков и штурмовиков, а ведь враг имел превосходство в воздухе.

Одновременно с борьбой за господство советские ВВС решали и вторую очень сложную задачу – поддержку войск во фронтовых оборонительных операциях. Сухопутные силы Германии с помощью люфтваффе выиграли приграничное сражение и вторглись на нашу территорию. Особенно стремительно развивали наступление танковые и моторизованные формирования фашистов. Главная роль в борьбе с ними отводилась нашей бомбардировочной авиации, поскольку штурмовой во фронтовых объединениях почти не было. Однако авиационная поддержка нередко ограничивалась отдельными эпизодическими действиями небольших групп самолетов.

Как правило, удары наносились со значительными по времени интервалами. Не всегда удачно подбирались средства поражения, способы и высоты бомбометания, тактические приемы. Например, малоразмерные цели бомбили с высоты 3000-4000 м, ввиду чего результативность была невысокой. Управление авиацией над полем боя четкостью не отличалось. Ощущались недостаток радиосредств, недооценка и неумение их использовать командным и летным составом.

На эффективности действий сказывалось и несовершенство организационной структуры ВВС фронтов: и без того малочисленный самолетный парк был распределен между фронтовыми группами и авиацией армий. К примеру, по состоянию на 8 июля 1941 года в составе Западного фронта насчитывалось 389 самолетов, из которых 223 находились в армейской авиации и 166 - во фронтовой группе. Наряду с этим у Главного Командования отсутствовал авиационный резерв. В начальном периоде войны для усиления ВВС фронтов, действовавших на важнейших направлениях, привлекались соединения ДБА ГК и ВВС внутренних военных округов.

Помимо участия авиации в совместных боевых действиях с сухопутными войсками в оборонительных операциях, как главной формы оперативно-стратегического применения ВВС, советское командование ставило перед ней задачи по поражению объектов в глубоком тылу противника. Они были возложены на ДБА ГК и авиацию ВМФ. Для нанесения ударов выбирались в основном административно-политические центры и военно-промышленные объекты. С 24 июня по 3 июля 1941 года соединения ДБА ГК во взаимодействии с ВВС Балтийского и Черноморского флотов произвели налеты на Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Бухарест, нефтепромыслы в Плоешти и других городах.

Однако активность действий ДБА ГК по объектам глубокого тыла противника была недостаточная. Определенную роль сыграло то, что в первые недели войны ее соединениям и частям боевые задачи могли ставить нарком обороны, командующие войсками фронтов, командующий ВВС и др. И только 4 июля в директиве Ставки право определять боевые задачи ДБА ГК было закреплено за начальником Генерального штаба.

Следует сказать о первом опыте подготовки и проведения воздушной операции (25-30 июня 1941 года) с целью нанесения ударов по аэродромам Финляндии и Северной Норвегии. В ходе ее наши летчики уничтожили 130 вражеских самолетов. Командование люфтваффе было вынуждено перебазировать оставшуюся авиацию в глубь территории этих стран и временно отложить запланированные удары по Ленинграду.

Используя полученный опыт, Ставка 8 июля организовала массированные налеты ВВС пяти фронтов (Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного и Южного) и соединений ДБА на 42 аэродрома противника в большом районе от Балтийского до Черного моря. К сожалению, полных данных о результатах этой операции нет.

Сложная обстановка требовала принятия решительных мер по повышению роли и значения ВВС в борьбе с захватчиками. С этой целью ВВС приграничных военных округов были преобразованы в ВВС фронтов, 29 июня учреждена должность командующего ВВС - заместителя наркома обороны СССР, создан военный совет и штаб ВВС, а 10 июля - командования ВВС Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений, важнейшей за дачей которых стала координация усилий ВВС фронтов. Пересматривались тактика действий различных родов авиации, организация их базирования, вопросы маскировки и противовоздушной обороны аэродромов. Для эффективного уничтожения боевой техники противника авиаторы начали использовать зажигательные средства: гранулированный фосфор, жидкость «КС», термитные шары и др.

Несмотря на трагическое начало, советские ВВС все же вносили весомый вклад в защиту социалистического Отечества. За 18 дней войны летчики произвели около 47 тыс. самолетовылетов, уничтожили в воздушных боях и на аэродромах 1100 вражеских машин. Даже фашистские генералы признают, что в ходе первых боев Германия потеряла самолетов больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени.

Однако полностью решить главные задачи – завоевать господство в воздухе, эффективно поддерживать оборонявшиеся войска - наши авиаторы по рассмотренным выше причинам не смогли.

Таковы лишь некоторые уроки, вытекающие из опыта боевых действий советской авиации в начальном периоде Великой Отечественной войны. Их знание и учет в современных условиях могут помочь командным кадрам ВВС в решении вопросов повышения боеготовности и боеспособности подчиненных частей и соединений.
***
Свое мнение дилетанта в авиации я высказал в первой части своем заметки. Полковник и кандидат исторических наук Н. Завгородний  прекрасно ориентируется в авиации периода Второй мировой войны и по полочками разложил причины, по каким наша авиация уступала немецкой в первой половине войны. Потом, пройдя трудную учебу на собственных ошибках, наши летчики научились воевать, и с 1944 года превосходили немецких, уровень которых из-за больших потерь среди опытных асов постоянно снижался. Об этом я не раз читал в других материалах.


Рецензии