Уточнённая история

            
                УТОЧНЁННАЯ  ИСТОРИЯ

          Какой бы ни была история, но   она родила  нас.

                Григорий АЛЕКСАНДРОВ,
                учёный-философ, академик АН СССР
               
            У каждого народа — своя  национальная, отечественная история,   история семейного вигвама, шатра и юрты, история рода и племени.  У одних малых и больших народов  письменная история основана на богатом архивном,  документальном материале, на  многих артефактах разных эпох и правлений, у других -история  изложена на языке  мифологического сознания и основана на древних преданиях и народном героическом эпосе.   У одного малого или большого   народа — она древняя, богатая сказаниями и великими деяниями, легендами и мифами и как правило значительно романтизированная и героизированная, предмет особой гордости и своей исключительности.  У других больших и малых  народов — история бедна значительными событиями и знаковыми  именами, национальными  героями и демиургами, ибо не нашлось  в ранние эпохи  своего развития своих национальных пророков и провидцев, влиятельного жреческого  сословия и писцов-хронистов. До сих пор  бытует мнение, что у несколько малых народов и племён  Австралии,  Заполярной Евразии и Центральной Африки  вообще нет  собственной истории и письменности. Не на этом ли основании, возникло  высокомерное, снисходительное ложное суждение  о том, что  у этих  "отсталых", "неразвитых"   народов, не имеющих своего внятного, последовательного   прошлого, соответственно нет  своего  исторического национального сознания и  осознания смысла  жизни и смысла истории. Однако, это  является ещё одним заблуждением из разряда злонамеренных. Нет во всей Вселенной ни одного предмета, тела, атома  и элементарной частицы, которые бы не имели своей истории. У планеты Земля, кроме геологической и космологической историй, имеются ещё  и другие    истории. Связь исторического начала с  мифологическим , истории и мифа, несомненна уже для космологических текстов,  в которых отражены  последовательно все этапы восхождения к горним высотам и нисхождение от космологического и божественного к «историческому» и человеческому, где  в главной роли выступает культурный герой, завершающий устроение космоса и социума, с его традицией норм социального поведения.   
       Ведь история — это то, что реально происходило и оставило прямо или косвенно свой след на холмах пространства-времени при самом человеке и задолго до появления человека. Как известно, История Всего Сущего начиналась с Нуля. История человечества, Всемирная история, тоже начиналась  с мифа, с того,  что являлось  плодом пылкого воображения удачливого, экзальтированного  охотника на человекообразных обезьян и на представителей чужого рода-племени. Такого рода историю антропологи называют историей мифологической, дописьменной.
 
         Что же касается письменной истории, которая через особый знак (букву) фиксировала миф на долгие века, когда слово смогло чудесным образом  пережить любого, кто его когда-то произнёс на пиру в честь одержанной победы и после позорного поражения, то  здесь мы имеем дело с летописями, хрониками и хронографами, становлением национальной историографии. Уже тогда  оценка прошлого и настоящего даётся с позиций и межличностных установок  каменного века — «Свои»-«Чужие». Согласно им, у чужого народа могут быть   только дурные нравы и обычаи, и соответственно. дурная история, у своего же  народа — добрые нравы  и обычаи,  правильная  религия и, соответственно, славная и героическая  история.  У одних народов  миф   признается сообщением об истинных событиях времён мифических, когда мир выглядел совсем иначе, чем теперь. У других же народов,  не миф, а  легенда имеет дело с  реальными историческими персонажами, она относится к определённому месту и племени,  связана с событиями, обладающими ритуальной или социальной значимостью. Чем древней история народа, тем больше у народа  прав на жизненное пространство, прав  на возвращение земель (вотчин) своих  легендарных предков. Здесь сказка, миф, историческое предание, священная история определяются с помощью двух признаков — сказка сказочна и не сакральна; миф сказочен, но сакрален, историческое предание не сказочно и не сакрально, священная история не сказочна и сакральна. Сугубо «историческими» признаются только «свои» предания и легенды, а предания и легенды  «чужого» племени (народности и народа)  квалифицируются как лежащие  в мифологическом времени, и следовательно, как мифология. (Б.Малиновский)
          Начиналась письменная история человечества  с истории того, чего никогда на свете  не происходило в реальности, но было  описано как реальность   тем, кто никогда там (в  сумеречном  прошлом) не был и ничего не видел. Примером может служить "История" Геродота, которая включает в себя большое количество мифологического и фантастического материала, с переходами  от мифологии к истории природных катастроф, к описанию  затмений и землетрясений и рассуждениями  о вмешательстве  слепого случая в жизнь людей. Аристотель не зря называл Геродота  «мифологом». История любого народа начинается с мифоэпической традиции весьма туманного прошлого. Переход от космологических текстов и этиологических мифов к раннеисторическим описаниям мира, собственно к письменной истории произошёл, по мнению учёных-этнографов, произошёл в  I-м  тыс. до н.э., когда широкий круг народов, от Средиземноморья до Тихого океана, частично переживал период возникновения государств, когда впервые обнаружился кризис  мифопоэтических установок.
           Для  просвещённого социума  история  — это то, что реально происходило на самом деле в данном регионе, что зафиксировано народной памятью в нескольких поколениях, что  документально подтверждено и закреплено де-факто и де-юре,  это то самое великое и героической, чем  следует гордиться каждому народу. Не все  даже великие цивилизации и многочисленные народы имели свою письменную  историю с "начала времён", некоторых вполне устраивала история героическая  и мифологическая. Не знали своей письменной истории и северо-восточные славяне, а также и Средневековая  Русь.
      Российское государство фактически до эпохи Просвещения, до либерально-куртуазного, "золотого" XVIII века, не знала  собственной письменной истории. Первая попытка её написать была предпринята ещё при царе Михаиле Романове,  в 1638 году,  но  дело  закончилось только сбором исторических документов в архивах  Посольского и Разрядного приказов. В 1678 году архимандритом Тихоном Макарьевским была написана написана «Степенная книга» — история Московского  царства в тогдашних границах, в которой изложение событий дается по «степеням» —  правлениям русских государей. Это была история царствований, но не страны в целом, история для внутреннего пользования узкого круга лиц и для внешних сношений.
 
  Первым историю древних славян написал Михайло Ломоносов, а  Историю  Российского  государства "с древнейших времён по наши дни"  написали знатные вельможи Василий  Татищев князь Иван Щербатов, автор известной  социально-монархической утопии "Путешествие с Землю Офирскую". Обе эти  Истории России, написанным тяжеловесным языком в первую очередь предназначались для главной просвещённой читательницы страны, для "матушки-государыни" и  для остальной "знатной просвещённой публики" Более уточнённая, систематизированная, внятная и легко читаемая  всеми сословиями  История России была написана придворным историком дворянским  и писателем Николаем Михайловичем Карамзиным. 
         Все другие поздние  варианты Истории Российского государства, написанные историками-профессионалами, является попыткой написать более глубокую, обстоятельную и уточнённую историю   страны, историю, достойную величия и могущества Российской империи.
            Что есть уточнённая история в современном понимании? Это правдивая история без исторических анекдотов и вымышленных, придуманных «под правду» событий. Это история, очищенная от  пропаганды  идеологии  правящего режима. Это исторический текст, основанный на документальных источниках, прошедших независимую, обстоятельную источниковедческую  экспертизу, в результате которой  выясняется, что  основной текст построен  только на подлинных и достоверных источниках, что любые гипотезы, догадки и предположения в нём исключены и под любым предлогом категорически не приемлемы.
        Уточнённая история —  это скорее справочник,  учебное пособие и документальная хрестоматия по истории страны и народа под одной обложкой, но только  не блок занимательных историй, исторических анекдотов, легенд и мифов, баек и сказаний о великих знаменитостях прошлого, о героях и гениях места, которые используют в своей работе гиды-экскурсоводы.
         Уточнённая история не для широких народных масс, она для молодых архитекторов  Будущего. Она мало  имеет общего с  той занимательно-познавательной историей, которая характерна для  стран с широко  развитой системой внутреннего туризма.
          Уточнённая история —  это коллективный труд нескольких поколений критически мыслящих  учёных-энтузиастов,  архивистов-источниковедов и археографов, которые обладают гражданским  мужеством и  умением отделять зерна истины от плевел идеологической лжи и политической мифологии.
           Давно известно,  что знание исторической мифологии, приобретённое  в ходе  познавательно-развлекательных экскурсий и походов  — далеко  не знание всеобщей  и отечественной истории. В честной и правдивой Истории  мрачных  страниц  стократ больше, чем светлых, — они  больше множат скорбь, чем вдохновляют  новых энтузиастов на  добрые дела и  свершения, но знать о теневой  стороне своего прошлого  жизненно необходимо.      
           Уточнённая история —  это история не окончательная и навсегда утверждённая для широкого пользования государственным  Учёным Советом, это  История, которая всегда, непрерывно корректируется  по пути следования новых поколений людей   к Истине. Уточнённая история —  это беспристрастная  летопись реальных событий прошлого, подтверждаемых  только артефактами  эпохи, только    подлинными документами служебного и личного  характера.
          Уточнённая история, как носительница правды о прошлом,  нуждается в непрерывных уточнениях дат, имен, чисел, фактов и аргументов.  Она, как и любой  памятник архитектуры, постоянно  нуждается в рачительной ревизии, в  «техосмотре», в  капитальном и косметическом  ремонте, иначе вместо  правдивой истории потомки в итоге  получат собрание идейных заблуждений, морально устаревших политизированных мифов и легенд, а вместо великолепного дома Пашкова — одни развалины, поросшие чертополохом.   
          Воспоминания, дневники и тем  более мемуары престарелых свидетелей и участников исторических событий   к уточнённой истории имеют слабое отношение, ибо относятся к источникам  второстепенным и даже третьестепенным. В них присутствуют элементы социально-политической мифологии своего времени, внутренняя цензура, завышенная самооценка, фактор вымысла, ложная и  творческая память. Именно  поэтому мемуарная литература сегодня  стала модной у современных читателей, потому что в ней много  художественного вымысла и всего того, что характерно для исторической, приключенческой литературы и художественного исторического фильма. И совсем не удивительно, что наше молодое поколение «знает» отечественную (и советскую) историю больше по фильмам и телесериалам, чем по учебникам истории и специальным, научным  историческим трудам. 
          Но зрительная память, как известно, фрагментарна, и у всех людей она  разная, долгая и короткая, а  есть, люди, которые вообще  ею не обладают.  В результате основная часть  нынешней молодёжи вообще не знает своего  настоящего прошлого, ошибок дедов и отцов,  и, взрослея, пока  легко без  этого знания обходится. Несчастные молодые люди еще не знают, какие  искусительные  ловушки  и  смертельные  капканы их ожидают в будущем со стороны урбанизированных «ловцов  человеков».
           Её вполне устраивает та история,  которую пишут на потребу дня «розовые оптимисты» —  сценаристы и драматурги, режиссёры-постановщики   историко-приключенческих  фильмов и  телесериалов. Зрителем на веру воспринимается любая авторская фантазия, чем  безумней она, ярче  и эффектней — тем больше в неё верится, а грубая правдивая реальность нервирует и раздражает, но именно она превращается в нашу настоящую, правдивую, без прикрас, историю, а не та, которая  цветёт и дурно пахнет в  героических художественных фильмах и телесериалах. И нельзя бесконечно долго жить иллюзиями и видениями, добыча хлеба насущного любого, даже самого мечтательного мечтателя, заставляет поступиться многим ради  миски чечевичной похлебки хитрого Исаака.  Но, как известно, не хлебом единым жив человек, но и Правдой, когда человек сталкивается с ложью и обманом, с социальным неравенством и несправедливостью.   
          Потребность в Правде у человека возникает в процессе  борьбы за жизнь, особенно тогда, когда она грозит быть бесполезной и напрасной. Пока всё хорошо, красивая ложь всех устраивает — вполне можно жить по лжи сегодня со своей лживой и  во многом приукрашенной историей. Когда у человека всё хорошо, то тогда  он  «сам обманываться рад» (А.С. Пушкин) Но когда возникает всеобщее  разочарование, а с ним социальная депрессия, то оказывается нужна суровая правда о своем прошлом и настоящем, нужна уточнённая, правдивая История, рассказывающая беспристрастно о главных ошибках и заблуждения наших предков.   
         Но времена меняются, а с ними меняются и правящие режимы, открываются (рассекречиваются) государственные, ведомственные архивы, публикуются неизвестные документальные источники,  в результате чего вдруг выясняется, что многого в нашей отечественной истории ничего на самом деле не происходило или  не совершалось вообще.
           Потомки вдруг  узнают, что одни   исторические личности  были  чересчур романтизированы и героизированы советскими историками, а другие   наоборот  демонизированы или незаслуженно оклеветаны,  а самые  знаковые имена  вообще негласно вычеркнуты из истории и преданы вечному забвению.
        Потом, через некоторое время    вдруг выясняется, что не было на самом деле Великой Октябрьской социалистической революции, а была в Петрограде  «революция  с марафетом», был Октябрьский переворот, сопровождаемый грабежами и насилием, учинённый пьяными  матросами-анархистами и  кокаинистами во главе с политическими авантюристами-большевиками и эсерами. Потом вскоре  выяснилось, что революционные идеи  легко овладевают массами, когда эти голодные массы находятся под мощным  влиянием наркотиков (кокаина, морфия), спирта и самогона. Что  на самом деле, не было никакого революционного вдохновения народных масс, а было стихийное (и местами организованное) насилие людей с винтовками и маузерами над мирным населением, торжество злого  «человека с  ружьём» и матроса-кокаиниста с маузером в руке. В конце XX века было  всем  объявлено о том, что   не было вовсе грандиозного штурма Зимнего дворца и героического залпа  крейсера «Аврора», а случилась в России ещё одна социальная катастрофа — наступило  второе Смутное время, которое длилось  пять кровавых лет (1917-22), сопровождалось  взаимным истреблением русских и славян,  голодом и  даже людоедством.
          Прошло ещё некоторое время, и наступила третье Смутное время 90-х годов, Лихое Десятилетие, и вдруг выяснилось, что наша история написана не нами, а людьми нам чуждыми и далёкими, дворянами-западниками и монархистами, а потом – советскими   «русскими русофобами», убеждёнными атеистами  и заклятыми интернационалистами. После безыдейных нулевых годов,  у постсоветских патриотов возникла  идея переписать   Историю России  заново, в «новом ключе», определив и уточнив  национальные приоритеты, ценности и традиции. 
           Об уточнённой отечественной истории, о национальной памяти, освобождённой от пропаганды  и  политической мифологии,  писал в 2005 году  известный писатель Василий Аксёнов в книге "Зеница  ока», носящей характер личного дневника, публицистических заметок  и злободневных размышлений. Историю, по его мнению,  уточняют не только историографы, специалисты своего дела, свидетели и очевидцы,  но и само время. Именно оно через грубую  и зримую реальность уточняет, корректирует, дополняет и толкует, разъясняет темные места  отдельно взятого  казённого  (заказного когда-то)  текста.   
         Уточнённая История — это  как бы историческое заново построенное здание, которое время от времени нуждается в пристройках (приделах) и надстройках, в дополнениях и пояснениях, в постоянном «выправлении» (уточнении) имён, символов и знаков.
         Уточнённая  История — это честный  путеводитель по  низинам и  холмам времени-пространства  мирового социума,  прямая и надежная «Аппиева дорога» на  пути к Истине. Нигде не может  так  убедительно проявить себя с позиций нужности и  полезности уточнённая История, как в сфере воспитания и образования, во  внешней и внутренней  политике, в  системе управления и  здоровом, полнокровном   развитии общества. Особенно  ярко отразится уточнённая История в учебно-просветительской литературе, как в  школьном Едином, универсальном учебнике по истории, так и в настольной однотомной  Толковой Истории Отечества и  Мира.
           Когда-то, ещё в начале безыдейных нулевых я писал о модульном Едином, Универсальном учебнике отечественной  истории для средней школы, который бы состоял из периодически сменяемых   модулей (отдельных глав) по каждой основной теме, знаменательному событию и знаковому имени.
         Известно, что время имеет два свойства  — хранить тайны истории, табуировать их и раскрывать их через рассекречивание архивов и случайные архивные находки, найденные дневники, мемуары, чудом сохранившиеся  письма. Новые  письменные источники, документы, свидетельства  и факты порой дополняют  официальную историческую версию, а иногда вообще опровергают её,  превращая историческую правду в  рукотворную легенду, в идеологический миф. Проходит время, историческая ложь обнаруживается, и тогда приходится опять (в который раз!)  переписывать отдельные главы  отечественной истории. Ведь нельзя продолжать и дальше жить по лжи,  завещал нам, уходя в Вечность, неистовый «правдец» Александр  Солженицын.
         Когда ложь прошлого плавно и методично  перетекает через мозги в настоящее, она расставляет свои вехи в ближайшем будущем, что  весьма  отрицательно сказывается на мировоззрении юных поколений.
         Вот тогда и возникает в душе  потребность в тематическом периодически сменяемом  модуле Единого Универсального учебника, что-то вроде приложения, после текстового примечания  к основному тексту каждой отдельно  рассматриваемой  спорной темы. К сожалению, тогда в 2001 году этот проект ни у кого из светил Российской академии образования не нашел поддержки, ибо на политическом общероссийском  дворе вовсю  царила американская система образования с её мощным механизмом  образовательных услуг. Ничего тогда не получилось и с организацией Московского областного   национального движения «Русская община», ибо в то время  слово «русский» было словом  негласно табуированным, почти ругательным. Тогда на политическом  российском поле калифствовал   басовитый генерал  Александр  Лебедь со своим «Конгрессом русских общин», который  легко обменял голоса  своих избирателей у  царя Бориса (Ельцина)  на губернаторскую должность. Торговать  доверием народа и делать на доверии народа  свою политическую карьеру  в то время стало делом модным и  весьма доходным.
           В конце безыдейных нулевых, точнее 10 лет назад,     я много размышлял о написании   «Толковой  русской истории» для школьников, студентов и вообще для любителей истории.  В ней по моему замыслу   все основные спорные факты, события, даты и цифры  должны были   толковаться  доходчиво и убедительно  только с чисто  научной, объективной и доказательной точки зрения, мне хотелось, чтобы   одновременно с этим   давалась обстоятельная  экспертиза массовых заблуждений в области  исторических знаний.   
          Такая бы  «Толковая история России» с одной стороны,  опираясь на гигантов исторической мысли, не позволяла бы  многим  беспринципным политическим животным  жонглировать нашим прошлым в свою пользу, с другой  стороны  —  не допускала бы  искажения объективной  реальности планируемой истории со стороны т.н. мировой Власти и её настоящих закулисных  Хозяев Финансового Интернационала. Идея, скажем, далеко не новая, но   при стремительном падении уровня образования, культуры  и логического интеллекта, весьма сегодня актуальная. 
         Такую задачу перед   собою ставили ещё первые апостолы,  авторы Евангелия (Благой Вести), в частности апостол  Павел (Савл),    который считал, что любое  учение   требует пояснений, истолкования подспудных смыслов  произнесённых слов: "Языки" без истолкования не назидают.  Сколько, например,   различных слов в мире, и ни   одного из них, нет  без истолкования". (I Кор.14: 4-11) 

             «Толковая история России» могла бы служить настольной книгой любого любознательного школьника, каждого   социально зрелого человека и гражданина, она бы могла  стать точно такой же настольной книгой, как стало для  многих русских людей  «Толковое Евангелие» или  тот же самый  «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля в 4-х томах.
            Такие проекты  увлекли меня, когда я работал в Университете Российской академии образования и составлял рекламные аннотации к книгам  и учебникам  в Издательстве УРАО. О написании  «Толковой истории для школьников» я    продолжал думать  и в то время, когда я был сотрудником Международного  славянского университета имени Г.Р. Державина, где мне пришлось составлять текст «Всеславянского манифеста-2014» для Всеславянского съезда в Минске в 2014 году, и принимать   участие в написании учебника  по славяноведению для высшей школы. Надо признать, что оба  эти проекта по изданию Модульного  учебника и Толковой истории России ни у кого из профессуры и видных просветителей исторической науки не нашли  нужного понимания  и поддержки. В ту пору книжные магазины были завалены учебниками для средней и высшей школы  разных авторов. Причем, кроме них выпускалось  также много книг  под грифом: «Занимательная история. Исторические тайны и загадки», по содержанию спорные и сомнительные, но читать которые было легко и увлекательно, как в своё время жадно читались  исторические романа  Валентина  Пикуля. Частично и  весьма приблизительно  идею  написания и издания  «Толковой, уточнённой истории России» попытался воплотить писатель-беллетрист Борис Акунин (Георгий Чхартишвили) в своей  «Истории Российского государства» в 10 книгах.  В 2013 году  Борис Акунин определял  цель всего историко-художественного  проекта так: «Моя задача — вызвать интерес к истории. Не научить истории, даже не рассказать ее, а вызвать к ней интерес». Согласимся, что вызвать интерес к истории и вызвать доверие к своей  отечественной истории — это далеко не одно и то же. Валентин  Пикуль в этом плане  давно превзошёл  Бориса Акунина и стал задолго до него  настоящим пропагандистом адаптированной для широких масс отечественной истории.
       Сегодня, когда идет военное противостояние РФ с Большим Западом, когда идёт неравная между двумя мирами напряженная, интенсивная информационная пси-война, меня почему-то   больше всего волнует не  универсальный  модульный учебник истории и даже не универсальная толковая история, а УТОЧНЁННАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА, прошедшая независимую, научную, тщательную экспертизу массовых заблуждений в области исторических знаний. Уточнение любой информации нашей повседневности, перетекающей одним  мутным потоком в наше прошлое, сегодня крайне необходимо.  Бесполезно чистить авгиевы конюшни один раз в  сто лет, нужно, чтобы в конюшне, в доме  и стране всегда было чисто и светло. 
          Нужно ежедневно и ежечасно творить  не спеша, без суеты и суесловия,  свою славную  реальность планируемой правдивой  истории, непрерывно и последовательно уточняющейся и самоочищающейся от напластований  лжи, вымыслов и анекдотов,  надуманных легенд и мифов.  Нельзя дальше  продолжать бездумно  жить по лекалам своего  придуманного кем-то прошлого, гордиться им и хвастаться, пребывая в мире в образе бездельников и паразитов-потребителей, господ и хозяев  армии ассенизаторов, дворников и чистильщиков во главе с  могучим, исполнительным, послушным  Геркулесом. Нужно иметь мужество честно  признавать все свои  главные непоправимые ошибки и просчёты, нанесшие непоправимый вред социуму, необходимо иметь мужество каяться и давать  открыто и прилюдно клятву, не допускать их  впредь ни при каких обстоятельствах, под любым лозунгом и любом флаге.  Нужно научиться жить по-человечному и по-Божьему, нужно научиться жить   чисто и скромно, нужно научиться планировать и строить своё прошлое, исходя из реалий    благотворно прожитого  дня, жить в социуме по народному, пусть грубому, некорректному, но  мудрому  принципу: «Нагадил —  убери за собой!»
          
      05.01.2024, День десяти мучеников  Критских   


               


    


Рецензии