золото. серебро. жемчуга. этимология веков

ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, ЖЕМЧУГА. Этимология.

Или преемственность поэзии, или Литерная этимология (для ЖиФа № 29).

Когда «Золотое кольцо» и «Золотой век» равнозакавычены, явно не хватает кого-то, кто бы развёл эти понятии по сторонам, по мерке «пространство»  и мерке «время».

За первым эпитетом  стоит туристический маршрут по старинным городам центрально-европейской части России, мы ещё вернёмся к нему в авторском жанре «блазоника».

А вот о поэтических веках – золотом, серебряном и жемчужном - стоит поговорить более пристрастно в рубрике  «ЛИТЕРНАЯ этимология». На Проза.ру нет такой, а мы создали на ватманских фракталах ЖиФа (см. остров Буян, стенгазета ЖиФ, № 26,27,28)).

Поскольку: AйTи-специалисты  могут caps-клеить мемы, а почему литераторам нельзя создавать БЛАЗОНИКА-слова? Когда каждое слово прозрачно и неотделимо от своего смысла. И не надо их путать с аббревиатурами, это совершенно разные понятия, как мэм и мем, например, тем более, что IT это it, не так ли?

Но что говорит о литературных веках  википедия:

*****
Условно Серебряный век датируется 1890-ми годами — первым 20-летием XX века[1][2].
Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 1880-х—1890-х годов, то конец этого периода вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.
*****

Для меня, будем говорить, вчерашней школьницы-отличницы, слово «век» означает 100 лет. Поэтому никак не могу взять в толк, какие могут быть споры по поводу – когда закончился серебряный век, если его начало датируется около 1890 года? Нынешние литературоведы,  они что в школах не учились, сразу стали членами СПР и СРП как критики?

Итого, чисто арифметически «серебряный век» равен 1891-1991 гг. И это первый аРГУмент в копилку филфака РГУ.

Конечный рубеж серебряного века совпадает с распадом СССР. Чем не весомый аргумент номер два по синонимии знаковых событий –
начало гражданской войны ХХ века –
начало формирование новых государств на территории СССР.

Но если название поэтической периодизации века нужно сопоставить с громкой смертью одного из русских поэтов, то прочитайте очерк о Борисе Терентьевиче Примерове (1938-1995), уроженце г.Матвеев Курган Ростовской области. Его пронзительность в творчестве  сопоставима с пронзительностью Сергея Есенина. Это мое личное мнение. Но см. Проза.ру, http://proza.ru/2009/09/15/998 автор очерка С.Соколкин (1963-1921).

И это третий весомый аргумент в пользу верных определений века поэзии, поскольку в этой проверке на качество серебра выстояли поэты Николай Рубцов (1936-1971), Юлия Друнина (1924-1991), Елена Нестерова (1938-1986) и, раздавленные, погибли на пике жизни. А общий список имен  очень велик.

Тогда в каком же веке творим мы – читатели «золотого» и почитатели «серебряного»? Где провести этот вековой водораздел? И чем отличается  серебряный от нашего, российско-цифрового?

 У меня два определения для нашего поэтического  века: одно ЛИТЕРНЫЙ, другое «Жемчужный».

А новые аРГУ менты в копилку того же филфака РГУ, следующие:

В связи с развалом СССР начали появляться частные издательства, вследствие которых самостийные поэты получили возможность публиковать свои творения за собственные средства. Одним из первых таких издательств в г.Ростове-на-Дону была «Литера-Д», и это главный довод в пользу наступления нового литературного века. Новая страна – новое измерение – новые смыслы, в т.ч. и в поэзии и в способах ее влияния на аудиторию.

В  ту же пору, хотя кажется, это было всегда, стали появляться литературно-музыкальные общества, действующие при библиотеках. Но если раньше там базировались клубы читателей, то незаметно они сменились на клубы писателей, часто потому, что у любителей чтения появилась возможность показать свои личные произведения в виде собственных печатных работ.

В начале 20-века были салоны, в конце 20-го – клубы и квартирники, в 21-м – избы-читальни на просторах Интернета (ага, на деревню, к северному дедушке, потянуло).

И в каждой тусовке свои лидеры, и, соответственно, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». И появилось снобистское деление литераторов на именитых заслуженных (СПР, РСП) и графоманов, см. например, очерк Валерия Рыльцова о ростовчанке Елене Нестеровой, см. livejournal: https://rostov-80-90.livejournal.com/147768.html

Но почему всё-таки «жемчуга», а не «бриллианты» или «изумруды»?

В частности потому, что административно-астрономическое начало 20-го века -  начинается с года «жемчужной щуки», по славянскому (русскому) гороскопу. Сопоставимые понятия, как ни крути.

Но главный аргумент: Козьма Прутков. С моей точки зрения: за этим именем скрывается не только общий псевдоним, но и самый настоящий клуб, потому что четверо – это маленькое мобильное общество по типу нынешних. А клубы – это жемчужные бусины, которые надо исследовать как нечто цельное, переливающееся и развивающееся, потому что так или иначе – коллективное стремление к общей цели дорого стоит.

Но самым неоспоримым аргументом мне представляется фамилия трёх братьев: Жемчужниковы. Разбиваем фамилию на буквы, получаем литерные:

Ж.Е.М.Ч.У.Ж.Н.И.К.О.В.Ы. = МУЖЧИНЫ )( ЖЕНЫ.

И здесь надо сказать, что игра слов типа:
А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА (палиндром) была всегда, т.е. с момента возникновения письменности.
 
А вот неологизмы Маяковского В.В. сродни комбинаторике. Его «ЗЛАТОЛОБО» я прочла как «БОЛОТО ЗЛА".
Не факт, что он сам вкладывал этот смысл в новое слово, но если помнить (или знать) о Иакове и Рахили как о «Солнце» и «Луне» в снах Иосифа Ветхозаветного (см. книги Моисея), кто его знает, какие открытия нам ещё  преподнесёт век литерно-жемчужный…

стихи-заклятие про белую цаплю:

http://proza.ru/2018/06/03/354


Рецензии