Классификация вранья. Окончание

Но вернёмся к нашей таблице. Клеточки с разными типами вранья мелькают перед глазами: «Рыбацкие рассказы», "Опоздания на работу», «Объяснения в любви», «Врёт как очевидец» (это французская поговорка), «Комплименты близкой подруге» … Сколько их?

А вот клеточка с одним словом - «Реклама». Как вы думаете, человек, единственное желание которого продать товар или услугу, скажет о них правду? По закону «рекламного жанра» вы услышите только слова, вызывающие положительные эмоции, которые впредь в вашем сознании должны ассоциироваться с этим товаром. Это: уникальный, золотой, престижный, натуральный, экологически чистый, альпийский, кремлёвский, разработанный по древним китайским (тибетским, японским) рецептам, а также для космонавтов, лётчиков–испытателей, полярников и спецназа, и даже из «элитной водоросли гематококус». Убейте меня, не могу представить «элитную водоросль», также как «легендарную банковскую карту». И конечно, бонусы, скидкм, кэшбек, не 1000, а всего 999, и первым позвонившим третий ботинок совершенно бесплатно. Уже год звонят – и всё первые.

Лично у меня, надеюсь и у многих других, почти любая реклама вызывает сильное желание НЕ покупать, а навязчивая реклама, каждые 10 минут прерывающая серьёзную передачу, - ещё и пристрелить какого-нибудь рекламодателя. Но маховик раскручен. В эту индустрию вкладывают миллиарды. И увы, не напрасно. Неоднократные исследования показывают, что только немногие люди совсем не подвержены внушению. Вот один из простых тестов. На доске нарисован отрезок прямой. Студентов просят поставить точку в его середине. Три первых студента, по предварительному уговору, ставят её заведомо правее (или левее). Всех остальных неуклонно тянет вслед за ними. Только около 7% показывают настоящий центр отрезка (с естественными отклонениями). Существует немало и других тестов, дающих близкие результаты.

А вот интересный тип вранья, который в таблице называется «Только правда», а расшифровывается как «Говорить правду и только правду, но не всю правду». Не так важно, кто это сформулировал - Бисмарк или Талейран, как важно, что «враньё» это пронизывает всю нашу жизнь.

Все люди и все исторические события неоднозначны, и когда автор подчёркивает одну из сторон (часто подсознательно), то это конечно не враньё, а всего лишь «субъективизм», «предвзятость», «тенденциозность». Однако когда это делается сознательно, а тем более «по заказу», это несомненно попадает в нашу таблицу. Такое враньё конечно корыстно. Не всегда материально (гонорар за книгу, статью или выступление на экране), но всегда ради статуса и карьеры.

Какой привести пример. Ну вот такая неординарная личность, как Пётр 1. Нам многократно рассказали о великих и славных свершениях Государя -- победе под Полтавой, выходе России к Балтике, строительстве Санкт-Петербурга, приобщении отсталой страны к более развитой европейской цивилизации и т.д. А о неприглядных сторонах его царствования? Лютых истязаниях людей в Розыскных дел Тайной канцелярии (включая пытки и казнь сына - царевича Алексея). Чудовищном казнокрадстве. Катастрофическом провале Прутского похода против турок, возглавлявшегося самим Государем. Жесточайших чрезмерных казнях уже наказанных стрельцов. (Только в один день 17 декабря 1698 г было обезглавлено, колесовано и повешено 800 стрельцов, трупы которых висели в городе до весны. Пётр лично отрубил пять голов.)

Подобные умолчания о негативных фактах истории страны вряд ли плодотворны, ибо формируют у людей представления о «пложительной исключительности» своего народа.

А вот клеточка «Враньё политическое». Она в чёрной рамке, так как враньё это обычно сопровождает тяжёлые и трагические событиями в жизни людей. Оно используется правителями, чтобы «вести» народ по нужному им пути, увы не всегда правильному и благородному. Оглядываясь на свою долгую жизнь (мне 90), понимаю, что прожил её в атмосфере беспрецедентной лжи.

Что говорили нам о религии («опиуме для народа», когда уничтожали храмы и священников. (Всего было уничтожено около 165 000 священнослужителей. Только на Бутовском полигоне расстреляно 940, включая 7 архиереев.)

Об «эксплуататорах - кулаках мироедах» и «подкулачниках». (Всего было «раскулачено» около 1,8 млн человек с членами семей, а в ссылку отправлен 2 176 600 человек.)

О «врагах народа - членах антисоветского троцкистсо-зиновъевского центра».

О «военно-фашистском заговоре в армии». (В 1937-38 гг было уничтожено и репрессировано 15,6 тыс. военнослужащих, главным образом из командного состава РККА, включая трёх маршалов - Тухачевского, Блюхера и Егорова.)

О «врачах-убийцах». И трудящиеся на митингах дружно кричали - «Расстрелять».

О депортации 11 народов - «потенциальных(!) коллаборационистов», «изменников России», «почти поголовно участвовавших в терроризме против Красной Армии». (Только чеченцев и ингушей было депортировано 480 000. В современном Уголовном Кодексе насильственная депортация по национальности считается геноцидом).

О «безродных космополитах», «буржуазных лженауках генетике и кибернетике».

Об Анне Ахматовой - «взбесившейся барыньке, мечущеся между будуаром и молельней, у которой блуд смешан с молитвой». (Доклад Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград».)

О Солженицене - «предателе и клеветнике, наследнике несметных земель на юге России». (Лит. газета, 1974 г )

Об «антисоветчике Сахарове» и «политической порнографии« - присуждении ему Нобелевской премии Мира.

О Борисе Пастернаке - «внутреннем эмигранте и враге советского народа». (Собрание московских писателей, 1958 г)

И конечно о «гениальном, мудром, великом, добром Отце всех народов Сталине». (Лично подписавшим расстрельные списки на 44 000 человек.)

Как хочется думать, что сейчас всё происходит по другому.

А вот ложь, которая не поддаётся анализу ни с точки зрения мотивов, ни с точки зрения морали, ни с точки зрения правдоподобия. Клеточка расположена особняком и называется «Враньё как способ существования». С носителем такого «дара» столкнулся я в обычной московской районной больнице, где оба мы успешно рубцевали язвы желудков. Звали его Лев Лещинский, и в свои тридцать с небольшим обладал он заметной лысиной, приличным животиком и невероятной активностью. От утреннего укола в ягодицу до вечерней таблетки димедрола Лёва мигрировал по коридорам, чужим палатам, потайным курилкам и сестринским постам. Встревал в любой разговор, а при его отсутствии – затевал полемику сам.

Врал он непрерывно, на любую тему, по известному правилу Геббельса: «чем невероятнее ложь, тем скорее поверят». И действительно, глядя в его ясные глаза, поначалу я думал: «Ну не может же человек такое выдумать. Тем более, с такими деталями и подробностями».

Он говорил, что преподаёт эстетику в православной академии Троице-Сергиевой лавры, знает старославянский язык и имеет доступ к редчайшим, вообще не исследованным книгам монастырской библиотеки. Что лично знаком со всеми иерархами православной церкви.

Что работает помощником и редактором у знаменитого кинодокументалиста Романа Кармена, снимал с ним знаменитые фильмы о Кубе, об Индии и … «далее везде».

Что работает режиссёром в цирке на Цветном бульваре. Что дрессированные медведи могут выступать на манеже только пять лет, потом их отстреливают. («Сколько этой медвежатины я поел, смотреть на неё не могу»). «Видел вчера девочку, которая мне яблоки принесла? Угощайся. Ничего девочка? Моя любовница из группы канатоходцев Волжанских». Юная блондинка действительно была симпатична и с коротышкой Лёвой общалась довольно нежно. Но из какой она «группы» издали не определишь.

Что тётка его родная племянница легендарного Котовского, и всё, что пишут о герое-командарме, чистая «липа».

Что однажды со своим другом Расулом Гамзатовым и двумя молоденькими медсёстрами они устроили в московских апартаментах поэта такой «бенц»… Неделю из квартиры не выходили.

Что через два месяца в Москву приедет парижское кабаре «Мулен Руж», а летом в Лужниках будет испанская коррида. Билеты он может достать. И т.д. и т.п.

Ко мне он приставал больше других, может быть потому, что в редких перерывах его монолога я сам мог поведать к случаю что-нибудь интересное про Монголию, Афганистан, Въетнам или экспедиционную жизнь. Слушал он внимательно и, думаю, в дальнейшем использовал информацию в своих рассказах «от первого лица».

Безудержное враньё не такое уж примечательное явление и, покинув больницу, Лещинского следовало бы сразу забыть. Но не всё так просто. Обратившись к Лёве с просьбой достать билеты в цирк (в те годы это было сложно), я тут же получил в кассе два прекрасных билета в партер. Достаточно было назвать его имя.

Согласившись прогуляться с Лёвой по некоторым православным храмам Москвы, я узнал много интересного и для меня неожиданного. Ведь церковь тогда существовала отдельно от почти поголовно безбожного населения, и информация о её жизни до нас не доходила.

В кафедральном Елоховском соборе шла праздничная служба по поводу дня Святого Александра Невского. Толпа заполняла даже паперть, и войти внутрь было невозможно. Но Лёва смело провёл меня в церковный двор, а оттуда через левый боковой вход прямо в первые ряды молящихся. На нескольких дюжих молодцев в чёрных рясах, двинувшихся к нам у ворот и у входа в храм, он смотрел уверенно. Называл какие-то имена.

Служба была очень торжественной, у алтаря стояли многочисленные сверкающие золотом иерархи. Восторженные старушки, окружавшие нас со всех сторон, шептали в растерянности: «А это кто, высокий? А этот справа, с чёрной бородой?». И Лёва им тут же всё разъяснил, почти не приглушив голоса: «Это же отец Александр…, а с бородой – отец Кирилл…». Далее следовали сложные звания в церковной иерархии и «место работы». Старушки дружно закивали, с уважением глядя на Лёву: «И правда, отец Кирилл, не признала». «А эти, которые облачены строго, иерархи греческие. Видимо делегация. В фиолетовом клобуке епископ Антоний с Афона. А вон крест из горного хрусталя. Реликвия церкви. Выносят на обозрение очень редко». И т.д. Что это? Он действительно знал в лицо афонского монаха? Или это опять нахальная импровизация. Ведь Лёва, ко всему, ещё и еврей!

Получив массу впечатлений, я выходил вслед за Лёвой из храма. «Обязательно приведу тебя сюда в день рождения Чайковского. Служба будет идти не на музыку Бортнянского, а на музыку Петра Ильича». Это на самом деле? Я в полной растерянности. Где - правда? Где – ложь?

Корысти в Лёвином вранье я не видел никакой. Даже в шашлычной, где мы распили бутылку вина и съели по шашлыку (бедные наши язвы!), он безапелляционно не разрешил мне заплатить ни копейки. Правда, уже позднее я узнал, что Лёва взял-таки безвозвратно у некоторых медсестёр деньги для приобретения билетов в кабаре и на бой быков. Может быть, он сам верил, что приедет и Мулен Руж и коррида? Не удивлюсь ничему!

P. S. У меня 58 публикаций. На самые разные темы. Несомненно есть и спорные, и субъективные - я человек прошлого века. 1586 читателей проявили к ним интерес. И нет комментариев. Для Прозы.ру это удивительно. Почему никто не возражает, не спорит, не уточняет, не ругает или не поддерживает ? Не понимаю.


Рецензии