Запись 2. Полевые занятия
Никакой баталии в кабинете выиграть не можно.
А.В. Суворов
Начиная с первых дней обучения в училище, мы часто выезжали на занятия в Казачьи Лагери. Здесь мы стреляли из автоматов и бросали гранаты на полигоне Кадамовский, рисовали карты "боевых" действий, выполняли учебные нормативы, бегали с катушками телефонного кабеля, настраивали радиостанции, разворачивали аппаратные связи и выполняли еще кучу разных важных дел...
***
Вспоминается одно из таких занятий.
Занятие по военной топографии
Беседуют две бабули:
- Видишь военного с картой?
- Вижу...
- Сейчас будет дорогу спрашивать.
Армейский юмор
На одном из полевых выходов занятие по военной топографии проходило в непривычном формате. Обычно мы двигались и ориентировались на местности в пешем строю. Тройками ходили по азимуту, считая пары шагов. Или нам давали в руки карту и ставили задачу выйти в нужное время к определенной точке. С чем мы более или менее справлялись. В этот же раз мы поехали на автомобиле.
Жаркий летний день. По дороге катит обычный грузовой "Зил". В открытом кузове полвзвода курсантов, а в кабине офицер-преподаватель и прапорщик-водитель. Последнего мы хорошо знаем - на первом курсе он учил нас вождению на занятиях по автомобильной подготовке. Впереди движется другая машина, где сидит вторая половина нашего взвода. "Зил" делает короткие остановки. Курсанты по очереди подсаживаются в кабину к преподавателю, и машина мчится дальше по трассе. Автомобиль трясется на кочках, а те, кто в кузове, и курсант в кабине должны успевать по окружающим ориентирам отслеживать направление движения. Через пару километров следует внезапная остановка, и преподаватель спрашивает: "Ну и где мы сейчас находимся?" Дрожащим карандашом курсант в кабине указывает точку на карте. В ответ звучит: "Неправильно. Двойка. Следующий!" Те, кто получил неудовлетворительную оценку, имеют шанс на повторную попытку. Быстро летит время. Но вот уже третий курсант возвращается в кузов в расстроенных чувствах. Ориентиры потеряны. Где же мы точно находимся? Мнения "знатоков" разделились. Преподаватель пока не спешит вызывать очередную жертву.
Автомобиль съезжает на грунтовую дорогу. Здесь еще труднее определить свое местонахождение, меньше надежных ориентиров. Пыль стоит столбом от едущей впереди машины. Неожиданно наш "Зил" останавливается, прапорщик-водитель вылазит и объявляет: "Подождем. Пускай пыль сядет!" И внезапно, наклонившись через борт, тыкает пальцем в карту ближайшего курсанта. Это же точное наше местоположение! Знатная подсказка! Теперь то мы уж не потеряем курс! Хотя возможно это преподаватель решил оказать помощь запутавшимся юным топографам.
Через пять минут мы снова катим по проселкам. Начинает темнеть. Достаем из полевых сумок фонарики. В их пляшущих лучах значки на карте сливаются в сплошную головоломку. Звучит команда: "Следующий!" Моя очередь. Выпрыгиваю из кузова и залезаю в кабину. Здесь горит верхний свет. Машина трогается с места. Кручу головой по сторонам, пытаясь увидеть в свете фар хоть какой-нибудь ориентир. Справа мелькают какие-то огни, а слева от дороги что-то темнеет. Вглядываюсь в карту до рези в глазах. Машина останавливается. Звучит известный вопрос.
Указываю кончиком карандаша на точку на карте. Преподаватель довольно усмехается, я почти угадал. Вылезаю из кабины, уступая место следующему страдальцу. В кузове я облегченно откидываюсь на борт и любуюсь звездным небом, далекими огоньками и неясными тенями по бокам дороги. Можно расслабится, сегодня меня больше не вызовут. Еще полчаса, и занятие заканчивается. Машина разворачивается в направлении Казачьих Лагерей. Свой ужин мы будем кушать холодным, но нам не привыкать.
Свидетельство о публикации №224010500823