Варианты счастья или как долго я тебя искала
(фильм «Москва слезам не верит)
- Что же из этого следует? – Следует жить,
- шить сарафаны и легкие платья из ситца.
- Вы полагаете, все это будет носиться?
- Я полагаю, что все это следует шить.
Юрий Левитанский «Диалог у новогодней елки» (четвертая
строфа).
Фразой, вынесенной в заголовок, заканчивается этот фильм, о котором пойдет речь. И это не случайно.
Если бы не было этой фразы, фильм можно было назвать – проходным, то есть – обыкновенным, каких много.
И что, одна фраза может «сделать» картину? Конечно не совсем одна, много факторов «сошлось» чтобы эта картина стала называться культовой и вошла в золотой фонд советского кино и – естественно, в золотой фонд российского кино.
Ну, господин хороший, расскажи читателям и зрителям об этой кинокартине снятой достаточно давно (1979 год), - это я экстраполирую возможный диалог о картине.
- В – первых, нужно понять, в чем притягательность этой картины?
- И в чем же это самая – притягательность состоит?
- Видите ли, существует понятие – зрительский запрос, общественный запрос…
- Ну, понимаете – это достаточно абстрактные вещи…
- Да, - абстрактные вещи, так как довольно трудно определить – чего ожидает зритель, что ему понравится.
- И как же определили желание зрителей?
- Да – никак: сняли картину и… тут началось это самое – то есть, критика это кино встретило достаточно прохладно. А потом начались – чудеса.
- Какие чудеса?
- Зритель валом пошел смотреть это кино. Уже в 1980 году этот фильм посмотрели 90 млн. зрителей. А на следующий год эта картина была удостоена самой престижной премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке.
Конечно, все это уже в далеком прошлом, - сорок три года тому назад…
- Вот именно – сорок три года – это срок!
- Да – срок, но фильм по - прежнему не теряет своей привлекательности и я бы сказал – современности.
- А в чем современность?
- Видите ли, режиссер – Владимир Меньшов – в фильме ответил на многие вопросы русской семейной жизни.
- Да, а я считал, что в фильме увлекательно – поучительно показаны судьбы трех девушек, которые приехали из села в Москву.
- Да, конечно, и судьбы показаны, но главное не только в этом.
- А в чем?
- Хорошо, давай рассуждать. Меньшову удалось наглядно показать, даже выразить понимание такого русского выражения: характер рождает судьбу. Кроме того, режиссер ответил на вопрос: «что такое – женское счастье? - кстати, и мужское – тоже»
- Так по фильму счастливой оказывается только одна девушка – Катерина Тихомирова. Она добилась, выстрадала свое счастье.
- Я считаю, что глаголы – добилась и выстрадала, в данном случае не совсем уместны.
- Почему же?
- Потому, что все три девушки – счастливы. Пусть кто - то раньше, кто позднее, но – обрели…
- Не совсем понятно, в конце концов – Людмила - работница химчистки свое счастье не обрела.
- Я так не считаю. И Людмила, которую блистательно играла Ирина Муравьева, тоже обрела свое счастье или – обретет, если судить по последним кадрам фильма, в которых показан трезвым её бывший муж. По меньшей мере, хочется надеяться…
Я прочитал в одной рецензии, что, мол, в образе Людмилы Свиридовой показана женщина – хищница, охотница за знаменитостями.
С этим я не согласен, это не так. Почему не так? По своему житейскому опыту я знаю, что такие женщины, как правило, своего добиваются.
Но Людмила не такая, иначе её бы Меньшов не показал в положительном ключе, она не вызывает отторжения. Она и сожаления не вызывает, так как производит впечатление сильной женщины и её напористость только от её характера, который не изменился.
Людмила долго боролась за мужа - Сергея Гурина, знаменитого хоккеиста, пыталась излечить от алкоголизма и как становится понятно, что она еще любит его. Об этом эпизод, когда он пришел к ней просить денег на опохмелку.
- Так какое же счастье Людмилы?
Какое? Она не потеряла себя, тем не менее, стала самостоятельной личностью: несчастье и невезение не заставили её сломаться и потерять свою напористость и надежду. Она не потеряла дружбу со своими подругами и всегда готова им помочь.
Кроме того, не она виновата, что знаменитый хоккеист спился. Здесь вина самого Гурина. Режиссер, как будто говорит в эпизоде, где вначале спортсмен категорически отказывался от алкоголя, что именно, такое поведение может закончиться алкоголизмом.
А умеренное употребление алкоголя в праздничном застолье не может повредить. Это видно на примере мужа Антонины – Николая.
Третья девушка – Тося Буянова (роль Раисы Рязановой) не строит каких – грандиозных планов, как её подруги. Она идет по правильному пути традиции, - хочет стать женой и матерью.
Такой же парень становится её мужем. Здесь все идет по накатанному, правильному пути, - именно это хочет показать
Владимир Меньшов.
Здесь нужно сделать небольшое пояснение. Все дело в том, что основное время кинофильма распределено немного неравномерно: в основном более подробно описана жизнь Екатерины Тихомировой (роль Веры Алентовой), которая добивается самых больших успехов, - заканчивает вуз и становится директором фабрики.
Но, тем не менее, Меньшову удается достаточно подробно зримо и выпукло показать судьбы её подруг. Это великая заслуга режиссера: на протяжении двух серий фильма раскрыть в подробностях множество характеров и не только женских, но и мужских.
Да и не только это: Меньшов сумел убедительно доказать, да – именно – доказать, что женщине без мужчины плохо, а мужику еще хуже без женщины. В этом плане фильм носит назидательно – предупредительный характер. Я еще вернусь к этому вопросу.
А сейчас договорим о Тосе Буяновой. В фильме такой диалог между Катей и Людмилой, - говорят о своей подруге – Тосе и её женихе - Николае (роль Бориса Сморчкова)
- Ну что ты к ним цепляешься? – сказала Катерина, когда Антонина и Николай вышли. – У них же серьезно.
- Да уж серьезнее некуда, - ответила раздраженно Людмила. – Тоска меня берет. Сами себе дуры хомут выбирают. Разве это жизнь?
- А почему не жизнь? – удивилась Катерина.
- А потому не жизнь, что все заранее известно. Вначале будут откладывать деньги, чтобы телевизор купить, потом гарнитур, потом холодильник, потом стиральную машину. Все, как в Госплане, на двадцать лет все известно.
Людмила осуждает такие взгляды, но не понимает, что она не права. За вещами не замечает главное, которое достигает семья Тоси и Николая: лад между супругами, - они даже работают на одной стройке, фактически не расстаются друг с другом. Их дети растут в полноценной семье, приучены к труду. И в конце фильма Николай показывает невесте своего старшего сына Гены свое дачное хозяйство, точно так, как делал его отец – Михаил Иванович, показывая молоденькой Тосе свой участок.
Потом, не случайно, подруги ездят на дачу, «погреться», условно говоря, у семейного очага Николая и Тоси.
В этой семье Уральских не решают проблемы, - кто старший, кто командует, - тут вся ясно: муж – хозяин, жена – хозяйка, – традиция налицо.
У первой подруги – Катерины, все сложнее. Она - по началу - хочет поступить в учиться в институт, но – неудачно. А впоследствии поддается на авантюрное предложение Людмилы, - выдать себя за дочь профессора Тихомирова.
Знакомится с Родионом Рачковым (роль Юрия Васильева) и по - настоящему влюбляется в него. В результате – нежелательная беременность, которая может нарушить планы девушки, - попытаться поступить в институт.
Родик поступает по подлому, - открещивается от девушки и порывает всякое общение. Точно так же ведет себя его мать.
На самом деле, Родион не любит Катерину, он прельстился на то, что, якобы, эта девушка - дочь профессора. А когда обман раскрылся, этот факт послужил основанием для оправдания поведения Родиона…
- Так, что - Родион – показан подлым человеком?
- По фильму его нельзя считать подлым, то есть, Меньшов не ставит задачу делать из Родиона законченного подлеца, хотя, конечно, поступил некрасиво, мягко говоря, но, по судьбе - неудачник. И этого не исправишь…
И, что интересно, он так и ничего не понял, выводов не сделал, особенно когда говорит, что «чувствует себя счастливым, от того, что у него есть дочь» и никак не хочет понять, что эта молодая девушка не может испытывать к нему никаких чувств.
Вернемся к Катерине, которая остается одна, но подруги оказывают ей поддержку… И тут проявляется её настоящий женский характер…
Меньшов опускает подробности учебы Катерины, трудности одной выращивать ребенка. Показан только один момент, когда юная мама сидит над конспектами поздно ночью, рядом, в кроватке дочь… В сущности зрителю ясно по этим кадрам все остальное.
Далее мы видим героев через двадцать лет. И тут начинается то, как предсказал герой вечеринки в квартире профессора Тихомирова: после сорока, жизнь только начинается.
Если рассматривать это утверждение через призму судьбы Катерины Тихомировой, то она точно соответствует истине:
- А почему только у Катерины – «жизнь только начинается», а у других?
Все дело в том, что большинство женских карьер начинаются немного до сорока или после сорока лет. Опять вопрос – почему?
Ответ «лежит на поверхности»: в первую очередь девушка хочет реализовать свою женскую природу: выйти замуж, родить детей. В женщине это заложено изначально.
К сорока годам эта «программа» - выполнена: создана семья, дети выросли и даже заводят свои семьи или уже начинается создание собственной семьи.
И в этот момент, у тех, кто не сумел реализовать свои карьерные планы (у кого были такие планы), женщина получает возможность воплотить еще одну собственную мечту, связанную с общественной работой.
Но у Кати Тихомировой получилось немного не так: она вырастила дочь – Александру (роль Натальи Вавиловой), закончила вуз и стала директором крупной фабрики и по имени её называют только близкие, а для других она – Катерина Александровна, руководитель и депутат Моссовета.
Семьи нет, но есть любовник, который - прямо скажем - ведет себя не по мужски. Она начинает понимать, что эта тайная связь не для неё, она её тяготит.
В одной рецензии, которую я внимательно прочитал и написана она, вероятно, профессиональным психологом, так отвечает на вопрос: «Почему Екатерина Александровна так долго не выходила замуж?»
Да, она красива, привлекательна… Ответ психолога предлагается следующий: заранее скажу, с этой трактовкой я не согласен. А согласен с той трактовкой, которую предлагает автор фильма – Владимир Меньшов.
Но, вначале о первой трактовке (С.Ю. Храмов, июнь 2011., Чебоксары) читаю: « Сразу видно, что Екатерина после разрыва с Рачковым в глубине души стала ненавидеть и презирать мужчин. Любая ненависть или обида к человеку, даже несправедливо к тебе поступившего, это признак высокомерия. Екатерина незаметно для себя в глубине души стала высокомерно относиться к Рачкову.
Свое высокомерное отношение к одному мужчине она опять же незаметно для себя спроецировала ко всем другим мужчинам. Мужчины это чувствуют и соответственно к ней относятся – они заводят с ней отношения только для любовных романов, но никак не для серьезных отношений (как, к примеру, любовник Володя, которого сыграл Олег Табаков). Чтобы отношение к мужчинам изменилось, чтобы Екатерина перестала к ним жестко и высокомерно относиться, должны пройти десятилетия унижений со стороны мужчин, и при непременном условии – Екатерина не должна держать обиду на мужчин, понимая, что судьба её за что – то наказывает. А судьба всего лишь помогала ей решить главную психологическую проблему – нельзя держать себя выше мужчин, будешь считать себя выше – тогда получай унижения».
Я считаю это объяснение обыкновенным умозрительным рассуждением, не имеющим отношение к сюжету фильма.
На самом деле Владимир Меньшов разъясняет этот вопрос более жизненно и достоверно, - да и с реальностью сходится.
Катерина просто не смогла бы достичь того, чего жаждало её честолюбие, - высокого социального положения.
Ни к каким мужчинам у героини нет ненависти, да и самого Рачкова она давно простила. Перед Рачковым она не торжествует и не хочет лгать, когда спокойно говорит своей дочери: « …Это твой отец». Именно такое поведение говорит о полном равнодушии к Рачкову, - он ей неинтересен.
Мало того она говорит Рачкову, что если бы не было того, что с ней случилось, она бы не стала тем, кем есть в данный момент. И это звучит, - чуть ли не как благодарность.
Катерина не смогла быть, кем стала, если бы вышла замуж:
невозможно сочетать обязанности жены, матери, хозяйки дома, да еще делать карьеру и заниматься общественной работой.
Вот поэтому она и осталась одинокой, несмотря на её красоту и привлекательность. Именно это показано в фильме.
И поэтому «господин случай» посылает к ней Георгия Ивановича, который первоначально назвался – Гога (роль Алексея Баталова).
И вот тут начинается то, что автор вышеприведенной трактовки принял за высокомерие Катерины, - притирка незнакомых взрослых людей, познакомившихся недавно, но чувствующих взаимную симпатию и притяженность: они чуть не с первой встречи стали скучать друг без друга.
Это снято и сделано – гениально! Как удалось Меньшову этого добиться?
Немного отвлечемся от темы, - отметим одну особенность фильма: героиня начинает «видеть свет в конце тоннеля» или начало настоящей любви происходит именно тогда, когда Катерина уже потеряла всякую надежду встретить суженого.
А желала такой встречи? Да, отвечает режиссер – очень хотела. Об этом говорит сцена в клубе, где собирают одиноких женщин и мужчин. Наша героиня даже представить не может себя в такой группе. Почему?
Катерина Александровна создала себе образ идеального мужа, но со своей точки зрения. И вторая серия фильма посвящена крушению этого образа в сознании Катерины.
Все происходит с точностью наоборот, как мечтала героиня.
Уж никак она не представляла, что познакомится с Георгием в подмосковной электричке.
В фильме это показано в диалоге со своей дочерью, в котором Катерина говорит, что сама не ожидала такого знакомства.
А далее тоже продолжается то, что она даже себе вообразить не могла. Но, тем не менее, продолжает своеобразную игру, так как начинает понимать, что у них много общего.
Так может быть? Может и случается сплошь и рядом. А что тут главное, - ведь Катерина и Георгий – разные люди, даже по социальному статусу.
Все становится неважным, если между свободным мужчиной и свободной женщиной начинается любовь. А как её определить?
Я уже писал об этом, - они скучают друг без друга. Это первый и важнейший признак любви.
А если надоедят друг другу? Нет, при настоящей любви люди не теряют интерес к своим половинкам. Почему? Это – загадка и её никому не удалось разгадать…
Теперь вернемся к режиссеру Владимиру Меньшову, - как удалось снять такой шедевр? Я задал себе этот вопрос не случайно и, как мне кажется, знаю ответ.
Читал биографию режиссера, биографию главной героини – Веры Алентовой, жены Меньшова. Смотрю интервью с Алентовой, в котором она была предельно откровенна…
Интервью с Меньшовым, и оба подтвердили, что у них проблемная семья, но, тем не менее, они отметили недавно золотую свадьбу…
И я неожиданно догадался, - Меньшов снимал фильм фактически по своей биографии и о своей семье!
Только вместо него роль Георгия играл талантливейший Алексей Баталов.
Только не подумайте, что Меньшов полностью сделал кальку со своей жизни и со своих семейных отношениях. Нет, конечно.
Важна фабула, а варианты сюжета можно придумать, что и было сделано блестяще.
На самом деле, Меньшов показал на примере Катерины и Георгия создание дуальной семьи. Такие семьи наиболее крепкие и разводы хоть и случаются, но очень редко. В таких семьях характеры противоположны, но именно эта особенность создает возможность гармонии или взаимодополнения в семейных парах.
А как же разрешен вопрос о социальном неравенстве Георгия и Катерины, - он простой слесарь, она – директор фабрики?
Тут режиссер проявил свое умение, - сделал Гогу человеком без недостатков, о чем и заявляет наш герой при первом знакомстве с героиней.
Герой Баталова, вообще – то не простой слесарь, пусть и высшей квалификации. Кстати, квалификация здесь не причем
А что же – «причем»? Меньшов это показал дважды: первый раз, когда этот слесарь заговорил об истории римского императора, который предпочел выращивать капусту, чем руководить империей.
А второй раз, когда показана комната в коммунальной квартире, в которой живет наш герой, - она вся завалена книгами. И становится ясно, что кругозор и уровень знаний этого «слесаря» нисколько не уступает кругозору и знаниям Катерины.
В реальности Меньшов создал образ, каким должен быть мужчина. Между прочим, этот образ не совсем абстрактный, - он – работает. То есть воздействует в правильном направлении на молодежь.
Я уже упоминал, что данный фильм носит назидательно – утвердительный характер. В чем же проявляется – назидание и утверждение?
Всем со школы известен термин «домострой». Кстати в советское время этот термин применялся в отрицательном смысле. Хотя, на самом деле, в искусстве строить (создавать семью) нет ничего предосудительного и отрицательного, - это надо уметь делать.
Так вот, в этой старинной книге, которая так и называется «Домострой», даны рекомендации, как создавать семью.
И это проверено практикой многовековой.
Георгий, главный герой фильма, на самом деле утверждает именно то, что написано в «Домострое, а именно: «Заодно уж знай, что решать я всегда буду сам, и вообще хотел бы, чтобы старшим в доме был я. На том простом основании, что я мужчина».
Меньшов разрешает в фильме множество насущных проблем современной жизни, вернее – показывает, как они могут разрешаться в верном направлении и тем самым выражает собственную точку зрения.
Возможно, современная молодежь со многими утверждениями может не согласиться. Особенно – молодые люди, да и зрелые мужчины…
Эти термины – эмансипация, права человека, права ребенка, понимаемые неверно, многим забили головы. Но, кроме этого существуют проверенные временем природные, человеческие отношения, пусть даже не зафиксированные в законах, но их нарушение могут сломать семью.
В принципе, именно это утверждает Владимир Меньшов в своем фильме…
Валерий Педин (1 – 5 января 2024 год)
Свидетельство о публикации №224010500959
А вообще фильм держится на одной Муравьевой! Вот актриса! И она сама, и ее роль !
Нина Тур 22.01.2024 19:16 Заявить о нарушении
Валерий Педин 02.02.2024 14:39 Заявить о нарушении
Нина Тур 02.02.2024 18:14 Заявить о нарушении