Варианты счастья или как долго я тебя искала

               
               
                (фильм «Москва слезам не верит)
 
                - Что же из этого следует? – Следует жить,
                - шить сарафаны и легкие платья из ситца.
                - Вы полагаете, все это будет носиться?
                - Я полагаю, что все это следует шить.

                Юрий Левитанский «Диалог у новогодней елки» (четвертая
                строфа).


 Фразой, вынесенной в заголовок, заканчивается этот фильм, о котором пойдет речь. И это не случайно.
   Если бы не было этой фразы, фильм можно было назвать – проходным, то есть – обыкновенным, каких много.
   И что, одна фраза может «сделать» картину? Конечно не совсем одна, много факторов «сошлось» чтобы эта картина стала называться культовой и вошла в золотой фонд советского кино и – естественно, в золотой фонд российского кино.
   Ну, господин хороший, расскажи читателям и зрителям об этой кинокартине снятой достаточно давно (1979 год), - это я экстраполирую возможный диалог о картине.
                - В – первых, нужно понять, в чем притягательность этой картины?
                - И в чем же это самая – притягательность состоит?
                - Видите ли, существует понятие – зрительский запрос, общественный запрос…
                - Ну, понимаете – это достаточно абстрактные вещи…
                - Да, - абстрактные вещи, так как довольно трудно определить – чего ожидает зритель, что ему понравится.
                - И как же определили желание зрителей?
                - Да – никак: сняли картину и…  тут началось это самое –  то есть, критика это кино встретило достаточно прохладно. А потом начались – чудеса.   
                - Какие чудеса?
                - Зритель валом пошел смотреть это кино. Уже в 1980 году этот фильм посмотрели 90 млн. зрителей. А на следующий год эта картина была удостоена самой престижной  премии  «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке.
   Конечно, все это уже в далеком прошлом, - сорок три года  тому назад…
                - Вот именно – сорок три года – это срок!
                - Да – срок, но фильм по - прежнему не теряет своей привлекательности и я бы сказал – современности.
                - А в чем современность?
                - Видите ли, режиссер – Владимир Меньшов – в фильме ответил на многие вопросы русской семейной жизни.         
                - Да, а я считал, что в фильме увлекательно – поучительно показаны судьбы трех девушек, которые приехали из села в Москву.
                - Да, конечно, и судьбы показаны, но главное не только в этом.
                - А в чем?
                - Хорошо, давай рассуждать. Меньшову удалось наглядно показать, даже выразить понимание такого русского  выражения: характер рождает судьбу. Кроме того, режиссер ответил на вопрос: «что такое – женское счастье? - кстати, и мужское – тоже»
                - Так по фильму счастливой оказывается только одна девушка – Катерина Тихомирова. Она добилась, выстрадала свое счастье.
                - Я считаю, что глаголы – добилась и выстрадала, в данном случае не совсем уместны.
                - Почему же?
                - Потому, что все три девушки – счастливы. Пусть кто - то раньше, кто позднее, но – обрели…
                - Не совсем понятно, в конце концов – Людмила - работница химчистки свое счастье не обрела.
                - Я так не считаю. И Людмила, которую блистательно играла  Ирина Муравьева, тоже обрела свое счастье или – обретет, если судить по последним кадрам фильма, в которых показан трезвым её бывший муж. По меньшей мере, хочется надеяться…
    Я прочитал в одной рецензии, что, мол, в образе Людмилы Свиридовой показана женщина – хищница, охотница за знаменитостями.      
    С этим я не согласен, это не так. Почему не так? По своему житейскому опыту я знаю, что такие женщины, как правило, своего добиваются.
   Но Людмила не такая, иначе её бы Меньшов не показал в положительном ключе, она не вызывает отторжения. Она и сожаления не вызывает, так как производит впечатление сильной женщины и её напористость только от её характера, который не изменился.
   Людмила долго боролась за мужа  - Сергея Гурина, знаменитого хоккеиста, пыталась излечить от алкоголизма и как становится понятно, что она еще любит его. Об этом эпизод, когда он пришел к ней просить денег на опохмелку.
                - Так какое же счастье Людмилы?
  Какое? Она не потеряла себя, тем не менее, стала самостоятельной личностью: несчастье и невезение не заставили её сломаться и потерять свою напористость и надежду. Она не потеряла дружбу со своими подругами и всегда готова им помочь.
   Кроме того, не она виновата, что знаменитый хоккеист спился. Здесь вина самого Гурина. Режиссер, как будто говорит в эпизоде, где вначале  спортсмен категорически отказывался от алкоголя, что именно, такое поведение может закончиться алкоголизмом.
  А умеренное употребление алкоголя в праздничном застолье не может повредить. Это видно на примере мужа Антонины – Николая.
  Третья девушка – Тося Буянова (роль Раисы Рязановой) не строит каких – грандиозных планов, как её подруги. Она идет по правильному пути традиции, - хочет стать женой и матерью.
    Такой же парень становится её мужем. Здесь все идет по накатанному, правильному пути, - именно это хочет показать
Владимир Меньшов.
    Здесь нужно сделать небольшое пояснение. Все дело в том, что основное время кинофильма распределено немного неравномерно: в основном более подробно описана жизнь Екатерины Тихомировой (роль Веры Алентовой), которая добивается самых больших успехов, - заканчивает вуз и становится директором фабрики.
  Но, тем не менее, Меньшову удается достаточно подробно зримо и выпукло показать судьбы её подруг. Это великая заслуга режиссера: на протяжении двух серий фильма раскрыть в подробностях множество характеров и не только женских, но и мужских.
  Да и не только это: Меньшов сумел убедительно доказать, да – именно – доказать, что женщине без мужчины плохо, а мужику еще хуже без женщины. В этом плане фильм носит назидательно – предупредительный характер. Я еще вернусь к этому вопросу.
   А сейчас договорим о Тосе Буяновой. В фильме такой диалог между Катей и Людмилой, - говорят о своей подруге – Тосе и её женихе  - Николае (роль Бориса Сморчкова)
                - Ну что ты к ним цепляешься? – сказала Катерина, когда Антонина и Николай вышли. – У них же серьезно.
                - Да уж серьезнее некуда, - ответила раздраженно Людмила. – Тоска меня берет. Сами себе дуры хомут выбирают. Разве это жизнь?
                - А почему не жизнь? – удивилась Катерина.
                - А потому не жизнь, что все заранее известно. Вначале будут откладывать деньги, чтобы телевизор купить, потом гарнитур, потом холодильник, потом стиральную машину. Все, как в Госплане, на двадцать лет все известно.
    Людмила осуждает такие взгляды, но не понимает, что она не права. За вещами не замечает главное, которое достигает семья Тоси и Николая: лад между супругами, - они даже работают на одной стройке, фактически не расстаются друг с другом. Их дети растут в полноценной семье, приучены к труду. И в конце фильма Николай показывает невесте своего старшего сына Гены свое дачное хозяйство, точно так, как делал его отец – Михаил Иванович, показывая молоденькой Тосе свой участок.
   Потом, не случайно, подруги ездят на дачу, «погреться», условно говоря, у семейного очага Николая и Тоси.
   В этой семье Уральских не решают проблемы, - кто старший, кто командует, - тут вся ясно: муж – хозяин, жена – хозяйка, – традиция налицо.
   У первой подруги – Катерины, все сложнее. Она - по началу - хочет поступить в учиться в институт, но – неудачно. А впоследствии поддается на авантюрное предложение Людмилы, - выдать себя за дочь профессора Тихомирова.
   Знакомится с Родионом Рачковым  (роль Юрия Васильева) и по - настоящему влюбляется в него. В результате – нежелательная беременность, которая может нарушить планы девушки, - попытаться поступить в институт.
   Родик поступает по подлому, - открещивается от девушки и порывает всякое общение. Точно так же ведет себя его мать.
   На самом деле, Родион не любит Катерину, он прельстился на то, что, якобы, эта девушка - дочь профессора. А когда обман раскрылся,  этот факт  послужил основанием для оправдания поведения Родиона…
                - Так, что - Родион – показан подлым человеком?
                - По фильму его нельзя считать подлым, то есть, Меньшов не ставит задачу делать из Родиона законченного подлеца, хотя, конечно, поступил некрасиво, мягко говоря, но, по судьбе - неудачник. И этого не исправишь…
  И, что интересно, он так и ничего не понял, выводов не сделал, особенно когда говорит, что «чувствует себя счастливым, от того, что у него есть дочь» и никак не хочет понять, что эта молодая девушка не может испытывать к нему никаких чувств.
   Вернемся к Катерине, которая остается одна, но подруги оказывают ей поддержку…   И тут проявляется её настоящий  женский характер…
    Меньшов опускает подробности учебы Катерины, трудности одной выращивать ребенка. Показан только один момент, когда  юная мама сидит над конспектами поздно ночью, рядом, в кроватке дочь…  В сущности зрителю ясно по этим кадрам все остальное.
     Далее мы видим героев через  двадцать лет. И тут начинается то, как предсказал герой вечеринки в квартире профессора Тихомирова: после сорока, жизнь только начинается.
    Если рассматривать это утверждение через призму судьбы Катерины Тихомировой, то она точно соответствует истине:
                - А почему только у Катерины – «жизнь только начинается», а у других?
      Все дело в том, что большинство женских карьер начинаются немного до сорока или после сорока лет. Опять вопрос – почему?
     Ответ «лежит на поверхности»: в первую очередь девушка хочет реализовать свою женскую природу: выйти замуж, родить детей. В женщине это заложено изначально.
   К сорока годам эта «программа» - выполнена: создана семья, дети выросли и даже заводят свои семьи или уже начинается создание собственной семьи.
   И в этот момент, у тех, кто не сумел реализовать свои карьерные планы (у кого были такие планы), женщина получает возможность воплотить еще одну собственную мечту, связанную с общественной работой.
    Но у Кати Тихомировой получилось немного не так: она вырастила дочь – Александру (роль Натальи Вавиловой), закончила вуз и стала директором крупной фабрики и по имени её называют только близкие, а для других она – Катерина Александровна, руководитель и депутат Моссовета.
   Семьи нет, но есть любовник, который - прямо скажем - ведет себя не по мужски. Она начинает понимать, что эта тайная связь не для неё, она её тяготит.
   В одной рецензии, которую я внимательно прочитал и написана она, вероятно, профессиональным психологом, так отвечает на вопрос: «Почему Екатерина Александровна так долго не выходила замуж?»
   Да, она красива, привлекательна…   Ответ психолога предлагается  следующий: заранее скажу, с этой трактовкой я не согласен. А согласен с той трактовкой, которую предлагает автор фильма – Владимир Меньшов.
  Но, вначале о первой трактовке (С.Ю. Храмов, июнь 2011., Чебоксары) читаю:  « Сразу видно, что Екатерина после разрыва с Рачковым в глубине души стала ненавидеть и презирать мужчин. Любая ненависть или обида к человеку, даже несправедливо к тебе поступившего, это признак высокомерия. Екатерина  незаметно для себя в глубине души стала высокомерно относиться к Рачкову.
  Свое высокомерное отношение к одному мужчине она опять же незаметно для себя спроецировала ко всем другим мужчинам. Мужчины это чувствуют и соответственно к ней относятся – они заводят с ней отношения только для любовных романов, но никак не для серьезных отношений (как, к примеру, любовник Володя, которого сыграл Олег Табаков). Чтобы отношение к мужчинам изменилось, чтобы Екатерина перестала к ним жестко и высокомерно относиться, должны пройти десятилетия унижений со стороны мужчин, и при непременном условии – Екатерина не должна держать обиду на мужчин, понимая, что судьба её  за что – то наказывает. А судьба всего лишь помогала ей решить главную психологическую проблему – нельзя держать себя выше мужчин, будешь считать себя выше – тогда получай унижения».
   Я считаю это объяснение обыкновенным умозрительным рассуждением, не имеющим отношение к сюжету фильма.
  На самом деле Владимир Меньшов разъясняет этот вопрос более жизненно и достоверно, - да и с реальностью сходится.
   Катерина просто не смогла бы достичь того, чего жаждало её честолюбие, - высокого социального положения.
   Ни к каким мужчинам у героини нет ненависти, да и самого Рачкова она давно простила. Перед Рачковым она не торжествует и не хочет лгать, когда спокойно говорит своей дочери: « …Это твой отец». Именно такое поведение говорит о полном равнодушии к Рачкову, - он ей неинтересен.
   Мало того она говорит Рачкову, что если бы не было того, что с ней случилось, она бы не стала тем, кем есть в данный момент. И это звучит, - чуть ли не как благодарность.
   Катерина не смогла быть, кем стала, если бы вышла замуж:
невозможно сочетать обязанности жены, матери, хозяйки дома, да еще делать карьеру и заниматься общественной работой.
    Вот поэтому она и осталась одинокой, несмотря на её красоту и привлекательность. Именно это показано в фильме.
  И поэтому «господин случай» посылает к ней Георгия Ивановича, который первоначально назвался – Гога (роль Алексея Баталова).
   И вот тут начинается то, что автор вышеприведенной трактовки принял за высокомерие Катерины, - притирка незнакомых взрослых людей, познакомившихся недавно, но чувствующих взаимную симпатию и притяженность: они чуть не с первой встречи стали скучать друг без друга.
   Это снято и сделано – гениально! Как удалось Меньшову этого добиться?
    Немного отвлечемся от темы, -  отметим одну особенность фильма: героиня начинает «видеть свет в конце тоннеля» или начало настоящей любви происходит именно тогда, когда Катерина уже потеряла всякую надежду встретить суженого.
   А желала такой встречи? Да, отвечает режиссер – очень хотела. Об этом говорит сцена в клубе, где собирают одиноких женщин и мужчин. Наша героиня даже представить не может себя в такой группе. Почему?
   Катерина Александровна создала себе образ идеального мужа, но со своей точки зрения. И вторая серия фильма посвящена крушению этого образа в сознании Катерины.
  Все происходит с точностью наоборот, как мечтала героиня.
  Уж никак она не представляла, что познакомится с Георгием в подмосковной электричке.
  В фильме это показано в диалоге со своей дочерью, в котором Катерина говорит, что сама не ожидала такого знакомства.
  А далее тоже продолжается то, что она даже себе вообразить не могла. Но, тем не менее, продолжает своеобразную игру, так как начинает понимать, что  у них много общего.
   Так может быть? Может и случается сплошь и рядом. А что тут главное, - ведь Катерина и Георгий – разные люди, даже по социальному статусу.
  Все становится неважным, если между свободным мужчиной и свободной женщиной начинается любовь. А как её определить?
  Я уже писал об этом, - они скучают друг без друга. Это первый и важнейший признак любви.
   А если надоедят друг другу? Нет, при настоящей любви люди не теряют интерес к своим половинкам. Почему? Это – загадка и её никому не удалось разгадать…
   Теперь вернемся к режиссеру Владимиру Меньшову, - как   удалось снять такой шедевр? Я задал себе этот вопрос не случайно и, как мне кажется, знаю ответ.
   Читал биографию режиссера, биографию главной героини – Веры Алентовой, жены Меньшова. Смотрю интервью с Алентовой, в котором она была предельно откровенна…
  Интервью с Меньшовым, и оба подтвердили, что у них проблемная семья, но, тем не менее, они отметили недавно золотую свадьбу…
   И я неожиданно догадался, - Меньшов снимал фильм фактически по своей биографии и о своей семье!
   Только вместо него роль Георгия играл талантливейший Алексей Баталов.
   Только не подумайте, что Меньшов полностью сделал кальку со своей жизни и со своих семейных отношениях. Нет, конечно.
   Важна фабула, а варианты сюжета можно придумать, что и было сделано блестяще.
   На самом деле, Меньшов показал на примере Катерины и Георгия создание дуальной семьи. Такие семьи наиболее крепкие и разводы хоть и случаются, но очень редко. В таких семьях характеры противоположны, но именно эта особенность создает возможность гармонии или взаимодополнения в семейных парах.
   А как же разрешен вопрос о социальном неравенстве Георгия и Катерины, - он простой слесарь, она – директор фабрики?
   Тут режиссер проявил свое умение, - сделал Гогу человеком без недостатков, о чем и заявляет наш герой при первом знакомстве с героиней.
   Герой Баталова, вообще – то не простой слесарь, пусть и высшей квалификации. Кстати, квалификация здесь не причем               
  А что же – «причем»? Меньшов это показал дважды: первый раз, когда этот слесарь заговорил об истории римского императора, который предпочел выращивать капусту, чем руководить империей.
   А второй раз, когда показана комната в коммунальной квартире, в которой живет наш герой, - она вся завалена книгами. И становится ясно, что кругозор и уровень знаний этого «слесаря» нисколько не уступает кругозору и знаниям Катерины.
    В реальности Меньшов создал образ, каким должен быть мужчина. Между прочим, этот образ не совсем абстрактный, - он – работает. То есть воздействует в правильном направлении на молодежь.
    Я уже упоминал, что данный фильм носит назидательно – утвердительный характер. В чем же проявляется – назидание и утверждение?
     Всем со школы известен термин «домострой». Кстати в советское время этот термин применялся в отрицательном смысле. Хотя, на самом деле, в искусстве строить (создавать семью) нет ничего предосудительного и отрицательного, - это надо уметь делать.
   Так вот, в этой старинной книге, которая так и называется «Домострой», даны рекомендации, как создавать семью.
   И это проверено практикой многовековой.
    Георгий, главный герой фильма, на самом деле утверждает  именно то, что написано в «Домострое, а именно: «Заодно уж знай, что решать я всегда буду сам, и вообще хотел бы, чтобы старшим в доме был я. На том простом основании, что я мужчина».
   Меньшов разрешает в фильме множество насущных проблем современной жизни, вернее – показывает, как они могут разрешаться в верном направлении и тем самым выражает собственную точку зрения.
  Возможно, современная молодежь со многими утверждениями может не согласиться. Особенно – молодые люди, да и зрелые мужчины…
   Эти термины – эмансипация, права человека, права ребенка, понимаемые неверно, многим забили головы. Но, кроме этого существуют проверенные временем природные, человеческие отношения, пусть даже не зафиксированные в законах, но их нарушение могут сломать семью.
  В принципе, именно это утверждает Владимир Меньшов в своем фильме…


                Валерий Педин (1 – 5 января 2024 год)


Рецензии
Отлично проанализировали! Хотя этот Гоша у меня положит. эмоций не вызвал: не признает за ж. права быть выше него самого. Узнав, что она таки выше - моментально сбегает.
А вообще фильм держится на одной Муравьевой! Вот актриса! И она сама, и ее роль !

Нина Тур   22.01.2024 19:16     Заявить о нарушении
Уважаемая Нина, я вас понимаю, но в свое время герой Баталова был принят обществом очень тепло. Баталов, по сути, сыграл такого рабочего - интеллигента. Потом, в анализе я упомянул, что показано создание дуальной семьи, но в дальнейшие "дебри" лезть не захотел, так как дуальные семьи бывают разные. В сущности, героиня Алентовой на самом деле - беззащитна. Она не обладает таким волевым импульсом, как героиня Муравьевой, поэтому Георгий показан Меньшовым, как защитник слабой женщины и семьи, которая создается.

Валерий Педин   02.02.2024 14:39   Заявить о нарушении
все время приходит с пустыми руками, а посл. раз еще просит пообедать!

Нина Тур   02.02.2024 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.