Про деда костю и бабу варвару

 Константин Матвеевич  Баланенко родился в 1889 году в семье плотника. Жили в Херсонской области. Кроме Кости в семье был ещё Фёдор.

Когда Константин подрос, стал помогать отцу в его ремесле. Константин был невысокого роста, худощавый, с большими ладонями. Всю взрослую жизнь носил усы.

 Рассказал, что его фамилия Баланенко произошла от козака Ивана Балана. А само слово балан означало очищенный от сучьев ствол дерева,  чурбан, отрезок бревна.

Семья жила небогато. Много работали. А когда пришла пора Косте жениться, отец и сыновья сами поставили избу.

Женили Константина в 1917 году, когда ему было 28 лет. Женой его стала Варвара Антоновна Циона. Она родилась в 1900 году. И на момент свадьбы ей было лет семнадцать. Тогда  считалось, что она засиделась в девках.

Поселились в новой избе. Варвара не любила мужа, потому с первых дней стала на него покрикивать. Решила, что если она из семьи побогаче, то можно мужа не уважать. Ну  да, в приданое она привезла  домашнюю птицу, одежду себе и мужу, потому что в ту пору была традиция в народе – девушка на выданье готовит рубахи и для супруга, и для себя. Варвара умела вышивать и вязать крючком – были рушники на иконах с красивыми цветами и кружевом.

Стали жить-поживать, добра наживать. Хотя вряд ли можно назвать добром постоянные ссоры. Варвара была грубой, сварливой, иногда могла и матом на мужа.

Стали родиться дети:
В 1919 году – родился Пётр.
В 1920 – Люба( Людмила по паспорту)
В 1927 – Фёдор
В 1929 – Шура( Александра)
В 1930 – Костя
В 1934 – Надя( Анастасия по паспорту)
В 1937 – Володя

Константин был человеком терпеливым, многое прощал жене, никогда не побил, хоть и было за что. Уж очень остра была баба на язык. Несколько раз Константин уходил от неё, но не к другой женщине, а на работу. Бывало на работе жил, пока благоверная перепсихует. Возвращался, миловал супругу. И так много раз. Пока всё таки терпение у Константина иссякло. Ушёл.

Приютила Константина вдова – Феня Поликарповна, женщина спокойная, молчаливая. С ней стал жить.

Варвара, конечно, сильно загоревала, когда узнала, что её муж живёт с другой. На ту беду, так сказать, в их деревне завелись баптисты, которые икон не почитают. Да как-то и втянули Варвару в свою секту. Варвара убрала на чердак иконы, а на их место повесила кусок фанеры с лозунгом. Те сектанты прознали, что иконы-то у  Варвары старинные, да и каким-то образом забрали их. А по словам дочери Нади,  была икона Адам и Ева в раю – она очень нравилась Наде.

Гоняли непутёвые родители детей туда-сюда. Если Варвара не справлялась с детьми, прогоняла их к отцу. И шли они сами в другое село порой целый день голодные и плачущие. А мачеха хоть и была женщиной доброй, но порядок у неё был такой – не успел прибежать к обеду, например, ходи голодный до ужина, никто тебе даже краюхи хлеба не даст. А за воровство батько шкуру спустит.

 Бивал Константин своих детей. Помнится, рассказывали, как  не поделили Вовка с Надькой краски – Вовке нравилась зелёная краска. А Надька из противности забрала её себе, хотя зелёный цвет не любила. Задрались в избе. А отец услышал, но разбираться не стал. Влетел в избу и широким ремнём ударил и дочку, и сына, да так, что у пацана кожа на голове треснула.

Поговаривали, что Константин так говорил:
- Детей надо любить так, чтобы они об этом не знали.

Когда Поликарповна умерла, пришлось Константину вернуться к жене.

Но Варвара не смогла ему простить другую женщину, хоть сама на тот момент уже была слепая и жила у  сына Константина. Пришлось отцу идти жить к дочери Любе.
Приезжал дед Костя и на Донбасс в гости к сыновьям и дочерям. Здесь  жили сын Пётр с семьёй,  сын Владимир с семьёй,  дочь Шура с сыном Колей, и  дочь Надя. Сыновья  и дочери работали на Рудоремонтном заводе маленького шахтёрского городка с названием Антрацит.

Шура предложила отцу пожить у неё. На тот момент она была одинока. А отец уже был в преклонных летах. Прожил 90 лет.

Помнится, спрашивали его сыновья:
- Як воно, батьку, девяносто год прожиты?
- Як одын день,- ответил отец.

Умер дед Костя в 1979 году, 5 августа. Горько рыдали о нём все его дети, но особенно батьку любил Володя. Решено было везти тело отца на Херсонщину и там похоронить. Наняли машину, сделали цинковый гроб и отвезли. И всю дорогу Владимир не смог спать. Только после похорон и поминок рухнул, как подкошенный,  и проспал почти двое суток. Потом вернулся  к семье на Донбасс.

Варвара пережила мужа на пять лет. Последние годы она была полностью слепая, сидела на своей кровати, ойкала и покачивалась со стороны в сторону. Ухаживала за нею жена сына Кости Ольга Тарасовна. Умерла баба Варя 28 января 1984 года. Похоронили рядом с мужем.

Каким я запомнила своего дедушку Костю?

Впервые я увидела дедушку Костю в 1975 году, когда мне было пять лет.  Худенький, с  усами, лысый, на голове старая шляпа. Ходил он медленно и с палочкой. Смотрел на меня и улыбался.
Когда я научилась писать, писала письма деду. И тётя Люба говорила, что он мои письма носил в нагрудном кармане рубашки. А всем своим друзьям – таким же старичкам, как сам, говорил, что внучка прислала письмо.
Потом увидела я его уже умершего, лежащего на диване  в квартире тёти Шуры. Он был укрыт одеялом. А меня заставили  взяться руками за его ноги.  Сказали, это для того, чтобы я не боялась покойников. Я не боялась. Ноги дедушки были холодные. Запомнилось, как горько рыдал мой папа, уткнувшись лицом в плечо дедушки. Мне было жалко и дедушку, и папу. Мне тогда было  девять лет.

Как я запомнила  свою бабушку Варю?

Мне тогда было лет пять. Я вошла в маленькую хатку и увидела бабушку. Она была полная. Охала и покачивалась, сидя на краю кровати. Платье на ней было длинное и закрывало ноги. На голове был  старенький платок. Меня подвели ближе и сказали, что бабушка не видит. Она  протянула руки и провела ими по моим плечам, рукам и ногам. Приговаривала:
- Здравствуй, внученька. Я тебя потрогаю, чтобы понять какая ты уже большая. Поцелуй бабушку.
Я целовала её в мягкую щёку. И ладони у неё были тёплые и мягкие. Потом она попросила тётю Олю найти в сундуке платочек . Тётя нашла и подала ей. Она подарила мне платок. Он был голубого цвета, мягкий,  старенький с мелкими дырочками. Я долго берегла платок, доставала его из шкафа, гладила ладонями и плакала, потому что мне было жалко бабушку, что она такая старенькая, что не может меня видеть глазами, а позже, что она умерла.
Помнится, я пришла со школы, а дома дедушка Фёдор говорит:
- Мамка с папкой уехали в Херсон. Баба Варя умерла.
Я заплакала.
- Ладно-ладно, - сказал дедушка,- она  старенькая. Уже пора…
У меня о бабушке Варе и дедушке Косте остались самые тёплые воспоминания.


Рецензии