Трудное счастье нашей семьи. Девяностые годы

Шли девяностые годы. Обстановка в стране была очень сложная, все было в дефиците - продукты, товары...были введены продуктовые карточки. Я как раз в то время не работала, сидела в декретном отпуске с младшим сыном...мужу зарплату по три месяца не выдавали...

Чтоб купить хлеба и молока, я всю свою одежду в комиссионку отнесла...

Чтобы выжить и не голодать нашим детям , мы стали держать скотину - были куры, кролики, держали поросят - больших пускаем на мясо, другие подрастают, теленка держали...Чтоб было молоко детям, мы даже пытались купить корову...Когда я обьявила о своей затее мужу, тот занялся строительством хлева. И вот хлев еще стоит без крыши, а я узнаю, что в соседнем селе продается корова! Денег не хватает, добавляет дядя мужа - сказал - и отдавать не думайте! И мы на ЗИЛЕ 130, на котором в то время работал муж, едем покупать корову!

Корова молодая, борзая, загнали в кузов, муж как то закрепил ее там, и мы двинулись домой. Как доехали не помню, но она рванула от нас сразу же как сошла с машины. Хорошо веревка была на рогах! Завели в недостроенный хлев, без крыши, начинался дождь...закрыли, вздохнули!

Но тут то все и началось ! Рано утром муж пилит и стучит топором- делает крышу на хлеву, потом едет за травой в поле, а найти где покосить - проблема! Все держат какую- нибудь скотину! Ссоры из-за каждой лужайки! В поле корову выпустить мы не можем, боимся - убежит ! Вечером пустим выгулять - она несется сломя голову куда глаза глядят! да и другой скотины у нас полный двор, за всеми уход нужен! И, честно говоря, с этой коровушкой мы не справились...я ее просто боялась... Через месяц нашей жизни с ней, мы ее продали...оба с мужем были счастливы...

Но я не успокоилась - мясо есть, яйца свои, овощи со своего огорода есть, дома всегда мешок муки и мешок сахару стоит, трехлитровая банка растительного масла...Встану утром - суп есть из чего сварить, второе тоже, пирогов напеку, печенья, конфеты детям сама делала .

Но...услышала, что в деревне недалеко от города продают козу, и вот мы на нашем стареньком зеленом Москвиче едем за козой. Когда она стала ягниться, я от страха плакала на всю улицу! Доила коза хорошо - до двух литров молока давала. Однако, у меня на руках еще старенькая мама была, на всех все равно молока было мало, и я еще от коровы докупала молочко, бегала за ним с утра к соседям за квартал.

Утро начиналось с того, что мы шли кормить скотину, готовили для нее корма , муж ехал на машине за травой для козы и кроликов, я всех кормила и собирала детей в школу и детский сад, бежала за молоком от коровы к соседям , кроме того, мне нужно было занести теплый завтрак маме, которая жила в квартале от нас и уже не могла готовить и ухаживать за собой.

Потом шла на работу. В обед, кроме того, что нужно было накормить скот и семью, надо было обязательно забежать занести маме обед. Теплый. А уж сама успела - поела, нет - на работе чайку попью. Вечером - магазин, в детский сад, опять скотина, готовка еды себе и животным, огород - пополоть, полить ....

Как все успевала? Да и в магазинах ничего не было из одежды - я еще и шила для всех - для детей, для мужа рубашки, брюки, для себя...А одеваться я любила...Старалась шить модные вещи! Соседки шутя говорили, когда я выходила козу выгуливать - дама с козой!)))Сейчас просто удивляюсь!

Правда муж всегда был рядом, все делали вместе, старший сын- тоже во всем помогал. Бывало ребята ждут его гулять, а ему еще кроликов накормить надо или дров и воды наносить...Его только петух почему то не любил, старался клюнуть его. Но эта зараза и меня не любила - зайду в стайку в шлепках - обязательно за пятку клюнет! Кур защищал!

У младшего была задача - если я не могла сама дойти до мамы - отнести ей ужин. Опять теплый. Как сейчас помню его на дороге с красной сеткой с банками!

В выходной - уборка, баня, стирка, белье полоскали на озере. И надо было не только свое белье постирать, но и мамино. И везде муж был рядом.

У нас даже две кичиги было для полоскания белья! Маленького сына с собой брали на озеро, и однажды чуть не утопили его - мостки прогнулись, и он кулькнул в воду. Отец его за ногу из воды вытащил, рубашку с себя сдернул, завернул его и на мотоцикле домой - тогда у нас еще мотоцикл был.

И ведь отдыхать еще успевали - сосед потом мне сказал - я всегда завидовал как ты со своим Олегом в огороде у бани сидела, разговаривали, смеялись...он петь любил...моя то - сказал- никогда было со мной не сядет...

И вот, старший заканчивает училище, экзамены, подходит время идти в армию. Медкомиссию проходит на отлично, здоровье в норме. И приписывают его в войска ВДВ. Идет Чеченская война. Нам, как родителям, страшно за сына. В то время кто что придумывал, чтоб уберечь детей от армии - кто справки какие то добывал, кто учебу в институтах с военной кафедрой искал. Одна женщина работала со мной, у нее 3 сына было - сказала - ни одного не пущу! Я тогда возмутилась - как так можно! Твой не пойдет, мой не пойдет...чечены придут в наш город и нас с тобой перережут...вот такая я была...она уберегла своих мальчишек...никто не служил у нее...

а я...отправилась в военкомат и стала решать вопрос с военным училищем для сына...В Питере...Из Кириллова их поехало 6 человек...я с ними...В училище поговорила с полковником в приемной комиссии- он посоветовал с его оценками общевойсковой факультет - сказал, что туда пройдет! Я уехала домой

. А скотину то дома оставила на мужа - приезжаю - у козы мастит. Вымя болит. Что вы думаете? Перед отьездом еще говорила мужу - может кого то попросить козу доить или хотя бы при мне попробуешь? Ответ мне был - что я козу не подою что ли? Ну и результат - не давалась она ему совсем, он и халат мой одевал, и голову платком повязывал и козу уговаривал. пытался у нее обман зрения вызвать - хозяйка пришла, Люда...так и пришлось с козой расстаться...а через неделю позвонила бабушка, свекровь - Андрей уже неделю у них...сбежал из училища...вся их компания смотались оттуда. Один парень только поступил тогда и закончил...

Ну и пошел мой Андрей в армию, теперь уже в ВМФ. Учебка в Североморске, потом Северодвинск, служил на корабле... почти каждый день письма домой писал...За два года службы 2 раза в море выходили...денег у армии не было...Мы 2 раза ездили проведать его - один раз я одна на присягу ездила, второй раз с мужем на машине, посылочки я все время посылала, отпуск ему выхлопотала...С мичманом с его корабля подружилась, в гости его принимали- дача у него в наших краях...Я с ним для Андрея гражданскую одежду передавала, чтоб он в увольнении по гражданке гулял...Андрюха ему машину помогал ремонтировать...Знакомая учительница ездила с нами на машине своего сына проведать, он тоже в тех местах служил, потом одна без нас поехала - к своему сходила и к нашему на корабль зашла... вот как то так и жила наша семья...

Да, всем несладко в те годы было - глядя на нас, соседи стали поросят заводить, советовались друг с другом как ухаживать за ними, как вырастить , чтоб мясо хорошее было..

А ведь по большому счету не так и плохо все было....


Рецензии
90- е всё-таки больная тема. Молодцы, что выжили все мы!

Ольга Емеличева   06.01.2024 17:09     Заявить о нарушении