Рождество

Всю ночь падал тихий светлый снег, а утром выглянуло солнце. Подморозило.

- Кутейник сегодня. Хлеб твой до первой звезды пробовать не буду, не обессудь, - сказала бабка Мария, когда Леся принесла ей на пробу тёплый ещё домашний хлеб.

- Уже завтра Рождество? - спохватилась Леся. Она иногда теряла счёт времени, с головой погрузившись в новое дело. А хлебопечение сноровки требует - закваску правильно сохранить, тесто вымесить. Много тонкостей оказалось в простом на первый взгляд занятии. А между тем и Новый год как-то незаметно прошёл без шума и суеты, и ползимы уже как не бывало.

- Рождество, - с благоговением подтвердила бабка Мария, - Уж как раньше к нему готовились, пироги пекли, рыбу, грибы, вареники готовили. Даже в трудные времена на столе всегда кутья была...

Леся слушала и кивала. Да уж, выпало на бабкину долю испытаний немерено - голод пережила, оккупацию, послевоенную разруху, в колхозе за трудодень спину гнула,  а в конце 80-х и того колхоза не осталось.

- Зато сейчас молодёжь хорошая, светлая. К земле снова возвращаются, жить по заветам предков наших учатся. Вы вон с сестрой, такие молодые, а город бросили, к настоящему, живому потянулись.

Бабка разлила по чашкам заварку, плеснула кипятка. Потянуло травяным духом, тепло стало и радостно.

- Рита обратно уезжать собирается. В университет поступать, - поделилась Леся. Она ещё сама не понимала, как относится к этой новости.
- А ты?
- А я тут уже привыкла...

Леся шла домой и улыбалась, вспоминая, как ругалась прошлой весной с сестрой, которая притащила её в эту глушь. Каблуки пришлось поменять на резиновые сапоги, ауди на ниву. С непривычки было сложно, раздражали Маргариткины бизнес-идеи. То мыловарением сестрица заниматься собиралась, то изготовлением свечей, то пчеловодством. Последним увлечением сестры была выпечка натурального хлеба на закваске.

Остыла Маргаритка также быстро, как и загорелась идеей. А Леся не сдалась - ходила консультироваться к соседке, старой бабке-травнице Марии, училась, слушала, впитывала вместе с её историями что-то непонятное, но очень важное. И хлеб получаться начал - тесто подходило, румянилось в печи, хрустела на зубах ароматная хлебная корочка...

Леся подняла голову. По синему бездонном небу плыли лёгкие облака. От ощущения свободы захватило дух. Она раскинула руки и закружилась на одном месте. Мелькнули перед глазами стройные берёзки, избы на пригорке, снежная долина, искрящаяся на солнце. Дыхание перехватило то ли от морозного воздуха, то ли от счастья.

"Нет, никуда отсюда не уеду. " - решение пришло само собой. "- Да и Маргаритка до осени ещё пятнадцать раз передумает переезжать... Сейчас приду домой, растоплю плиту, сварю кутью. И компот... взвар. Будем Рождество встречать".

Поскрипывал под валенками мягкий снежок, и слышалось Лесе, будто сам мороз-воевода нашептывает ей:

- Тут-ты-дома, тут-ты-дома.


Рецензии