Связь тела и души

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Мф. 13:24-30

***
Невозможно отделить связь тела и души, пока не взойдёт в человеке духовное поле и не разделятся в нём зерновые початки на сорняк и добрые жнива.
Моё поле давно покрылось зрелым урожаем: уже пора собирать и отделять доброе семя от плевел. Для того мне и дана старость, чтобы умом можно было войти в исследование, где семя жизнеспособное, а где растение вызрело только для того, чтобы бросить его в огонь.

К приходу физической старости всё чаще замечаю, как телу моему приходится расплачиваться болезнями за различные грешные навыки души, которые я творил когда-то в своей жизни.
Но радуюсь и благодарю Бога за то, что Он дал мне такой дар через совесть: усматривать и различать в своих жизненных ситуациях, что такое хорошо, а что такое плохо.

В детстве я рассматривал картинки в книжке, которую тогда мне читал старший брат: 
Владимир Маяковский 
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
И какие-то азы этой грамоты я вобрал ещё тогда в себя:

Крошка сын
 к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
 хорошо
и что такое
 плохо? —
У меня
 секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
 ответ
помещаю
 в книжке.

А позже и сам научился читать и не раз читал эту книжку и, даже знал некотые её места наизусть; и по сей день знаю:

Мальчик
 радостный пошёл,
и решила кроха:
«Буду
 делать  хорошо,
и не буду —
 плохо».

Но с возрастом «хорошо» и «плохо» усложнялось: чего-то проходило мимо глаз и рассудка – по невниманию или по принуждению собственной совести…

И всё-таки, как ни странно, разность души и тела во мне иногда происходит показательно. Например, недавно я перестрадал болезненными ощущениями седалищного нерва, когда ни сесть, ни лечь, как хочется – не можешь, а вынужден терпеть одно положение тела, не говоря уже о том, что и шагу ступить невозможно.
Но я обнаружил в себе… радость! Что такое? – неужели возможны в человеке два противоположных чувства: острота боли тела и радость души?
Оказывается – возможны!

«Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков...»
Преподобный Макарий Великий

«Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, безпечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, другого Ангела...»
Святый Иоанн Дамаскин

«Когда же, из-за зависти дьявола и обольщения жены человек забыл данную ему заповедь и побежден горьким вкушением; тогда через грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается в кожаные ризы (в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть - в пресечение греха, чтобы зло не стало безсмертным».
Святитель Григорий Богослов

Так через Свою любовь Господь подаёт нам такое почувствовать в утешение страдающему за грехи свои человеку.

Январь, 2024


Рецензии