43. Памяти Ахмета Орцхоевича Мальсагова продолжени

Начало см. в № 42.
Продолжение.

                ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ АХМЕТА ОРЦХОЕВИЧА МАЛЬСАГОВА
                (2 января 1932 г. -19 декабря 1993 г.)

                "Анкета, подчас весьма пространных,
                Заполнить мне много пришлось...
                Но я, и без анкетных данных
                Отчизне виден весь насквозь!"
                /П.Бровка. Моя анкета./


Сегодня, в дни нравственного обновления, мы с особым вниманием обращаемся к судьбам, к опыту тех ингушских интеллигентов, деятельность которых пришлась на 60-90-е годы ушедшего столетия.
Среди учёных ушедшего столетия, несомненно, выдающейся ключевой фигурой явился Ахмет Орцхоевич Мальсагов - к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы ЧИГУ им. Д.Н.Толстого (позднее ЧГУ), литературный критик, фольклорист, член союза писателей РИ.
Благодаря его трудам, ингушский и чеченский фольклор стал достоянием миллионов граждан России. Благодаря своей педагогической деятельности Ахмет Орцхоевич Мальсагов воспитал тысячи учителей для школ Чечни и Ингушетии. Из-за болезни желание поработать в Ингушском государственном университете осталось несбыточной мечтой.
Творчество Ахмета Орцхоевича падает на те годы, когда русское искусство пережило высокий подъём на фоне широкого демократического движения, охватившего  все сферы общества, ширился и углублялся процесс национального самосознания, шёл жадный поиск национальный самобытности в описании родной природы, в жизни народной, в истории родной страны. Гражданские идеи и извечные нравственные проблемы звали к борьбе за права ингушского народа, в чьи нравственные и духовные ценности так жарко верили художники, историки, литераторы, в том числе и Ахмет Мальсагов. Лозунгом его могли стать строки А.Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Ахмет Орцхоевич противопоставлял напору зла только свою доброту и бесстрашие, для него зло не было всесильно.
Восхищало, что Ахмет Мальсагов всюду, во всём, в том числе и в любви, не боялся препятствий, поступая всегда прямодушно и благоразумно.
Люди нашего поколения сохранили образ Ахмета Орцхоевича: добрые серые глаза, в которых светились живой ум, мягкие черты характера, твёрдые убеждения, уважение и расположение к собеседнику.
Самобытность его натуры проявлялась не только в науке, но и в житейских делах. Его непосредственность никогда не казалась смешной, его способность сохранять достоинство и быть прямо-таки великодушным даже в нелепых ситуациях объяснялась присущим юмором.
Его подчас своеобразный юмор, а иногда и суровая ирония, его доброжелательность к людям, чувство товарищества, внимание к собеседнику, его подчас нелепое чудачество в сочетании с необычайностью, сверхъестественностью, полным отсутствием тщеславия - восхищали.
Он всегда был уверен в своей правоте и скромен,имел способность подшутить над самим собой: "Мальсагов Ахмет Орцхоевич, сын собственных родителей, родился по собственному желанию умер по сокращению штатов". или свобода от обычных житейских Для Ахмета Орцхоевича характерны известная стремительность  или свобода от обычных житейских интересов, способность сильного нравственного влияния на окружающих, беспредельная преданность, мужество, бескорыстие, его общительность и неутомимость в диалоге: его вежливое и вместе с тем настойчивое стремление завязать диалог с любым человеком. Как говорил А.С.Пушкин, "...следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная".
Ахмет Мальсагов воплощал в себе принцип исследования "свирепого с ремления к истине" средствами своего разума и опыта. Это характеризовало исследователя фольклора единством интеллектуального, нравственного и гражданского начал в человеке, в их более или менее полной гармонией.
Высшей формой для Ахмета Мальсагова явилось воплощение науки в жизненный подвиг, превращение полного развития личности в сверхличную объективную истину. Для него характерен максимум нравственных качеств, необходимых для подлинного научного творчества, прежде всего, существенного элемента любви к истине ради истины и служение интересам народа, уважение к действительности.
Особенно неприемлемы для творчества Ахмета Мальсагова были всякого рода компромиссы с неправдой, приспособленчество.
Главная задача для исследователя - необходимость полной самоотдачи своему делу. Поэтому он вел непримиримую борьбу с бюрократами, приспособленцами, политическими спекулянтами в науке.
Ахмета Орцхоевича отличал мужественный поиск истины.
Ахмет Орцхоевич Мальсагов родился 2 января 1932 года в многодетной семье: 4 сына и 4 дочери. (Из 4 сыновей двое Султан-Гири и Хаджи-Мурат умерли в детском возрасте, Казбулат - в 35-летнем возрасте, не будучи женатым. Ахмет был женат 2 раза. От первого брака 2 дочери, а от второго брака - 4 сына и 3 дочери.)
Семья в это время проживала в Шалдоне Пригородного района Ингушской автономной области.
Имя ему дали в честь дяди, Ахмеда Артагановича Мальсагова (1888 -1930 гг.)- участника Первой мировой войны, кавалера 4-х Георгиевских крестов.
В 1930 году Ахмеда расстреляли. Сохранились воспоминания самого Ахмета Орцхоевича: "Мой отец и его родной племянник Галаев Джабраил Мустбекович долго отыскивали труп покойного Ахмета Артагановича, но не смогли его найти. Слишком много было обезображенных  трупов.
Отец Ахмета, Орцхо Артаганович - выпускник Воронежского /Михайловского/ кадетского корпуса, участник гражданской войны, публицист, писатель, - оказал огромное влияние на сына. Преподаватель русского языка и литературы, Орцхо Артаганович связывал развитие способностей детей с их духовным, нравственным фактом. Как бы там ни было, но не физика, а именно литература,на его взгляд, формирует чувства, оказывает при определённых условиях, решающее влияние на становление личности.
Этого придерживался Орцхо Артаганович, этого же придерживался и его сын, Ахмет Мальсагов, будучи преподавателем ВУЗа.
Мать Ахмета, Совдат Мальсаговна Мальсагова (уроженка Инаркиева) являлась хранительницей семейного очага - символа семейной и народной жизни. Она прекрасно играла на гармони, владела ингушским фольклором, особенно песенным жанром.
 В 1939 году Ахмет пошёл в первый класс в 18 школу, расположенную по улице Коминтерна (ныне Джанаева) г. Орджоникидзе.
Для Ахмета переход в школьный период был переходом в совершенно иной мир. Школа выводила его за пределы прежних представлений и интересов, предъявляла к нему требования, не считаясь с его мимолётными желаниями и увлечениями. Именно в этот период он особенно нуждался в помощи, совете, в проявлении интереса к его новой жизни со стороны отца. Но Орцхо-отец уже второй год скрывался в Дагестане и работал в Кази-Кумыкском педтехникуме (ныне Лакский район). Ахмет находился на попечение старшего брата Казбулата, который проявлял чересчур большую требовательность к младшему брату, он очень побаивался Казбулата, который проявлял резкость. Отец очень сожалел, что не мог руководить учебным процессом сына, жена была неграмотной, поэтому вся нагрузка ложилась на старшего брата. Переступив порог школы, Ахмету -ученику пришлось столкнуться лицом к лицу с большой и сложной задачей, которая стояла перед ним в течение многих лет и решение которой составляло важнейшую цепь и содержание всей его жизни - приобретение знаний и усвоения основных начал.
"Здесь я окончил 4 класс. Со мной учились Мальсагов Рашид, Фельдельман Рая. Больше никого не помню".
Продолжить учёбу в 5 классе ему не пришлось. В конце осени семья переехала в с. Шолхи Пригородного района. "Наша квартира находилась в городе Орджоникидзе по ул. Коминтерна, 18 (ныне Джанаева). А проживали мы временно в селе Джейрах, где спасались от немецких бомбардировок.  Мой дядя по матери был зубным техником. Многие ингуши болели зубными болезнями. А поскольку между Орджоникидзе и селом Шолхи было короткое расстояние, четыре-пять километров, все протезы и коронки доставлялись через меня. Дядя Макшарип жил в то время у нас. В то время мы не знали о местонахождение отца.
В очередном походе я заблудился. И при всём моём желании попасть в селение Джейрах, я сбивался с пути. У сопки был расположен дзот. Уставший и обессиленный, я зашёл в него, подложил под себя портфель с коронками и протезами и стал дожидаться утра.
В это время в нашем доме начался переполох, Я и те, кто отправился на поиски, нашли друг друга. Обвиняли во всём дядю".
Отношения между родителями для семьи были нравственным фундаментом. Для Ахмета-подростка эти отношения явились наглядным уроком,раскрывающим содержание моральных понятий, хотя с их стороны они не мыслились как специальный способ воспитания. Чем меньше думали о них родители как о силе, воздействующей на духовный мир детей, тем больше она, эта сила, воспитывала. Вл всём, что окружало детей, родители видели человеческие взгляды, суждения, привычки, намерения. Это была полная гармония, которая активизировала его деятельность в отрочестве и ранней юности, развивая при этом самоутверждение личности.
Большое воспитательное влияние на развитие воли и характера Ахмета оказала не только деятельность отца, но и деятельность всех взрослых членов семьи, весь уклад семейной жизни.
Слово отца было самым незаменимым инструментом воздействия на детей. Слово отца, даже его взгляд дети воспринимали, прежде всего, как обращение к сердцу, так как личность Орцхо-отца для них раскрывалась в единстве слова и дела, поведения.
Главным стержнем являлась атмосфера жизни в семье, т.е. та атмосфера, которая с первых минут дышит, которая впитывает в себя весь мир во всех её красках.
Орцхо Артаганович отличался эмоциональной культурой. Ей невозможно научиться, она самым тесным образом связана с культурой нравственной, с человечностью, с чуткостью души. истина воспитательной мудрости Орцхо -педагога заключалась в правиле: чем больше человеку даётся, тем больше с него и надо спрашивать. А искусство порицания состояла в мудром сочетании строгости и доброты.
Орцхо Артаганович, уделяя большое внимание учебному процессу, учил своих детей читать вслух, медленно, чтобы полнее раскрыть мудрость и красоту прочитанного. Именно толковое чтение давало возможность не только последить основную линию сюжета книги, но и улавливать детали, понять отдельные рассуждения, мысли. Ведь книги являются не только  горячего чувства любви к Родине о родной стране, но и проводниками знаний о родной стране, но и проводниками горячего чувства любви к Родине. Через книги самого автора прививалась любовь не только к настоящему, но и к прошлому. Дети видели отношение отца к книгам (а эту любовь Орцхо-отец унаследовал от матери Леонида Петровича Семёнова, которая была его репетитором, когда обучался в Реальном училище Владикавказа).
Орцхо-отец никогда не забывал о своём детстве. Лишённый возможности быть обласканным матерью (Орцхо было 2 года, когда при родах младшего брата  Арсамака мать умерла Хани была дочерью полковника Банухо Базоркина.
Предыстория такова: отец Артаган был участников Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и за его мужество,проявленный героизм, он отдал за него свою дочь Хани.Тоска по отцу во время учёбы в  Воронежском /Михайловском/ кадетском корпусе не давала покоя. Орцхо Артаганович радовался, что его дети не испытывают то состояние пустоты, которое испытал он сам, и поэтому отец не переставал работать над самим собой, владеть собой, создавая атмосферу искренности, правдивости, взаимного уважения, с присущей мудростью был чист и в физическом,   в нравственном. Он считал, что влияние личного примера на молодую душу составляет ту воспитательную основу, силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказание, ни поощрения.
Орцхо Артаганович воспитывал детей не для того, чтобы ими легко было управлять, а для того, чтобы дети научились управлять собой, своими движениями, своими чувствами, своим поведением.
С ранних лет Орцхо приучал детей к самостоятельности, поощряя и укрепляя их стремления к самостоятельным поступкам, поддерживая в них инициативные начала. В процессе воспитания Орцхо Артаганович стремился найти у детей те возрастные черты, характерные именно для них, а, главное, учил вникать в сильные стороны своего характера. никогда не подавлял волю детей. Он ставил себе правилом ежедневно после работы проводить время с детьми, используя это время не для нотаций, не для разговоров, а для интимной дружеской беседы, для ознакомления с тем, что в данный момент волнует детей.  Это общение с детьми доставляло огромное удовлетворение, радость, а для этого отец проявлял в нём не только любовь свою, но и искреннее уважение к личности своих детей, глубокий интерес к их переживаниям, ко всему, чт их волнует и занимает. Между ними была ничем не заменимая бесценная дружба. Он не лишал детей радостного и благотворного чувства самостоятельности в своих действиях. Орцхо-литератор сам усвоил и передал детям мудрые слова великого русского поэта А.С.Пушкина, высказанные в письме к другу. В кратких, но ярко художественных выражениях поэт рисует ту замечательную работу, которую он проделал над собой в своём деревенском уединении и в результате которой сумел создать благоприятные условия для продуктивности своего творческого ума в стихотворных строках:
          "Владею   днём своим, с порядком дружен,
           Учусь удерживать вниманье долгих дум".
Орцхо Артаганович находил целую программу для воспитания детей. Следуя этой прекрасной программе, отец добивался того, чтобы во всём укладе жизни детей и, в особенности, в учебных занятиях, царили аккуратность, разумный порядок, планомерность.
Развивая в детях охоту и способность к самостоятельному мышлению, приучая "удерживать вниманье долгих дум", для Орцхо Артагановича было важно, чтобы результаты обдумывания умственных усилий доставляли молодому подростку удовлетворение. А для этого необходима плодотворная работа, укрепление в нём веры в силу своего ума, в свою способность собственным умом добывать знания. Но ни одна работа не производилась за него, ни одна ошибка не была исправлена без участия его отличных усилий. в сыну книгу сына. Орцхо Артаганович подарил 12-летнемуозрасту
Контроль и надзор со стороны отца проявлялись в форме тактичной, неспособной ущемить самолюбие детей.
Учитывая, главным образом, уровень развития и интересы, свойственные возрасту сына, Орцхо Артаганович подарил 12-летнему сыну книгу Л.Н.Толстого "Детство", где умело было подчёркнуто настроение переходного возраста: "Случалось ли вам, читатель, в известную пору вдруг совершенно измениться, как будто все предметы, которые вы видели до сих пор, вдруг повернулись к вам другой  известной ему стороной. Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я считаю начало моего отрочества".
Интерес родителей к вопросам воспитания воли и характера никогда ещё не находил такого оправдания, как именно в эти годы, когда в кровавом пламени войны, во время выселения ингушского народа в Казахстан и Среднюю Азию явился перед нами во всей мощи, во всей своей огромной силе и значении.
1941 год. В 9 лет в память Ахмета Мальсагова врезались слова "война", "враг", "Сталин","солдаты". В период Великой Отечественной войны особенно ярко проявлялась беззаветная любовь к Родине, менялся облик не только взрослых, но и детей. Много хорошего, высокого, ист нно морального всплыло на поверхность детской души и вылилось в прекрасных, изумивших взрослых поступках.
Но в его мыслях не укладывалось, что он сам может быть врагом. Через три года Ахмет, как и вся семья, как и весь ингушский народ, будет ходить с этим клеймом.
Высылка 23 февраля 1944 года преподнесла как Ахмету Мальсагову, так и всему ингушскому народу, горький опыт и уроки. Но этот опыт приходит путём проблем и ошибок, иногда слишком поздно, и всё это достаётся дорогой ценой.
Путешествие Ахмет Мальсагова по степям Казахстана пришлось на годы отрочества. Именно в эту пору жизни у него вдруг совершенно всё изменилось. Все предметы, которые ему виделись до сих пор, действительно повернулись к нему другой, неизвестной ему стороной. Чувства расширились, приобрели большую устойчивость. Чувство горечи за себя, за свой народ ранили молодое сердце. Подолгу Ахмет-подросток сосредотачивался на своих личных переживаниях.
Его одолевали чувства жалости, скорби за беспомощных  детей и стариков. Молодёжь более стойко переносила тяготы. Контингент в вагонах был самый разный и по возрасту, и по социальному положению, и по профессиям. Тяжелее всего было смотреть на больных стариков и детей, когда родные и близкие были бессильны в оказании им помощи. Среди них были и участники гражданской войны, и участники Отечественной войны, получившие ранения и оказавшиеся на этот момент дома,   которых одолевал неосознанный или даже осознанный страх перед такой вот жизнью.
Они даже не старались вырваться из заколдованного круга.
              "Мы знаем, что ныне лежит на весах
               И что совершается ныне.
В поезде, вглядываясь в молчаливо угрюмые лица спецпереселенцев, Ахмет кроме страха и отчаяния ничего не находил в их глазах. Но сквозь эту пелену Ахмет Мальсагов узрел и другое: чем сильнее отчаяние народа, тем у людей была острее потребность в дружеском общении, в тактичной поддержке.
Знания, которые он получил в результате собственных наблюдений, в результате лично пережитого и напряжением мысли осознанного и усвоенного, имело огромную ценность для дальнейшего его умственного развития. Постепенно и его вопросы приобретали большую сложность, большую глубину, большую разносторонность. В этом-то, может быть, самое главное - честность мысли. Важно было разобраться  в сложностях, которые окружали, а также в проблемах воспитания, которые отсюда вытекают.
Ахмет-подросток не мог односторонне и упрощённо подходить к этому вопросу, включающий в себя весь комплекс жизненных обстоятельств. Это и основные принципы, и нравственный воздух, т.е. всё то, что создавало атмосферу, в которой он жил и, как губка, впитывал всё услышанное и увиденное.
Он учится пристально всматриваться не только в окружающий его мир, но и в самого себя, он стремится познать не только вещи и явления вокруг себя, но и свой внутренний мир. Силы его души направлены на то, чтобы сделать самого себя лучше, совершеннее. Это было самовоспитание во всех сферах духовной жизни.. И в то же время это был фундамент самостоятельности..
Взаимоотношения между людьми разволновали молодого Ахмета, заставляли его пережить весь диапазон чувств - от нежного сочувствия и переживания чужой беды до возмущения злом. Моральная истина стала для него чем-то безоговорочным, дорогим. Именно поэтому Ахмет Мальсагов принимал близко к сердцу благородство той истины, а сознание подсказывало: делай именно так, потому что делать по-другому не позволяло уважение к себе
 Трудно в эти годы перевоспитать себя, усомниться в "кодексе" детской морали. Это сказалось на примере обстоятельств, в которых оказался и весь ингушский народ.
Учение отца о неотъемлемости нравственности мужества не были объяснимы сейчас для сына. Ведь его учили, что надо быть правдивым в словах и действиях, быть надёжным другом, любить Родину и ненавидеть врагов, быть любящим сыном для родителей, сестёр, братьев, быть мужественным. Эту привычку к исканиям и к труду Ахмет Орцхоевич пронёс через всю свою жизнь. Его окрыляло чувство собственной значимости, нужности, уважения и времени, осознания его ценности, на основах аккуратности и точности в выполнении каждым из взрослых членом семьи своих обязанностей.
"К нам во двор зашли солдаты с молодым офицером. Вопрос был короткий: "Есть у вас оружие?"
У нас имелась неизвестно как сохранившаяся шпага, и я отдал её офицеру. Он швырнул её в огород и скомандовал: "Собирайтесь!"
По соседству с нами жили Ахриевы: Хасби с супругой-старушкой. Это были одинокие юди.  Хасби попросил меня зарезать индюка на дорогу. Ничего страшнее для меня до и после не было. Но всё-таки я зарезал индюка. С этим индюком, с небольшой щепоткой муки, которую наскребла моя мать Совдат, и с небольшой суммой денег(это были деньги дяди Макшарипа) мы отправились в далёкое путешествие по казахским степям.
В дороге я запомнил 2 случая.
Один раз я опоздал на поезд из-за естественной надобности и, подхваченный русским солдатом, до следующей станции ехал сам не свой от страха и голода.
Вторая картина, когда мой дядя врач вывел меня и людей на белоснежные степи Казахстана и заставил нас всех трясти свои рубахи и постельное бельё, боясь заражения вшами.
Снег, белый снег Казахстана становился чёрным: столько паразитов было на нашем белье.
И, наконец, после долгих мытарств на 23 день мы доехали до пункта назначения. На станции нам подали американские "студебекеры" и погнали по морозу в неведомый Арык-Балыкский район, в село Верхний Бурлык. Сто с лишним километров!
Я лишился памяти. Очутился голым в какой-то русской бане, где надо мной шептал молитву сосед Хасби.
В остальном, моя судьба, как и судьба любого ингуша, схожа во всех ситуациях. Мы выжили, и, к счастью. никто из нашей семьи не умер в тяжелейших условиях.
Как и каждая ингушская семья, мы жили одной  надеждой: возвратиться на Родину, в город Орджоникидзе, в мой детский Шалдон".
Сидя в товарном поезде вместе с семьёй /за отсутствием только старшей сестры Азы - студентки медицинского института г. Владикавказа, которая должна была сдавать экзамен по биологии, и с другими переселенцами Ахмет Мальсагов становился безучастным зрителем того, как время безрадостно и бесплодно катит свои волны в бездну вечности.
      

1950 год. Этот был выпускной год для Ахмета Мальсагова. Это заставляло ученика 10 класса задуматься в выборе профессии. Орцхо подводил сына к мысли о необходимости  приобрести желаемую специальность, которая стала бы для него смыслом жизни.
Сам Ахмет-юноша, воспитанный на произведениях классиков русской литературы, думал идти по стопам отца. Этому способствовал и преподаватель русского языка и литературы, поволжский немец, тоже подвергшийся репрессии. Между Ахметом-учеником и учителем прослеживалась невидимая нить притяжения. "Кто ни страдал и кто ни ошибался, тот цену истине и счастью не узнал", -любил словесник цитировать слова великого критика Добролюбова.
Дискуссируя с учениками учитель с достоинством отстаивал свою точку зрения. Он, как истинный мудрец, обладал умением многое сказать коротко и ясно. Благодаря ему, Ахмет принимал сказанное им близко к сердцу, познавал не только содержанием, но и чувствами. Ахмет, как и многие его сверстники, быстрым путём овладевал знаиями. Это, прежде всего, искренняя любовь к творчеству Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Островского, то от учителя он унаследовал любовь к поэзии Блока, Городецкого. На всю жизнь врезались в память слова Блока:
"Рождённые в года глухие,
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего".

Ахмет испытывал прелесть свободного выбора дороги. Правильное восприятие художественного таланта, которые предназначались для этого, так и природой, явлениями человеческой жизни, которые носят на себе светлый отпечаток. Ахмет-юноша повзрослел, изменились его взгляды на жизнь. на душе теплилась надежда, что всё плохое осталось позади.
Но опять в его жизни произошло трагическое столкновение прекрасной  ечты и грязной действительности.
Целью воспитания учителя было понимание человеческого характера, причём, в понятие характера он вкладывал всё содержание личности и характер вешних проявлений, и политическое вос питание, и знания - решительно всю картину человеческой личности.
Столько лет спустя Ахмет Мальсагов применял эту же программу человеческой личности. Ничто так не учит человека, как опыт.
27 мая 1950 года казалось ничего плохого не предвещало. Ученик, выпускник 10 класса школы рабочей молодёжи г. Щучинская Каз.ССР Ахмет Мальсагов писал сочинение на тему: "С чего начинается Родина?"
Ахмет долго не мог сосредоточиться.Его мучили  ответы на вопросы"Где моя дивная и волшебная страна детства?", "Где моя Родина?" От этого раздумья щемит в сердце отгрусти, от острого желания ощутить, почувствовать, узнать силу сказочного волшебства. Ахмета охватывала душевная теплота, поэтичность от воспоминаний звуков родной земли, поэзии сельского труда через восприятие своего детства. Чувство Родины в обширном смысле - родной с раны, Отчизны (Кавказ) дополняется ещё чувством родины малой (Казахстан). Многое устарело в этом восприятии. Но ценность его раздумий - переживания, чувство о любви к родной земле, ибо красота окружающего мира зависит от его восприятия. Частица казахской природы  напоминала Ахмету Мальсагову о родине, т.к. маленькая Родина всегда прекрасна, она запечатлевается в мозгу и окрашивается всеми теми положительными эмоциями, что так свойственны детству
Твардовский писал, что всякий художник, не потерявший чувства корня, истока "с ней, с этой отдельной и личной Родиной приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые - и в великом целом своём - для всех одна".  И кто знает, не будь у Ахмета Мальсагова такой глубокой привязанности к родному уголку, ставшему как бы точкой отсчёта, изначальной мерой всего, сложилось бы или нет в полной мере то ощущение дали, простора, то осознание величие Отечества, богатое патриотическое чувство, выраженное в его творчестве.
Он потрясён горькой судьбой своего народа, тоскует по родному краю. Ахмет Мальсагов умел радоваться, страдать, восторгаться, размышлять о традиции своего народа.
Находясь вдали от Родины, будучи репрессированными, чувство любви к ней у Ахмета Мальсагова, как и у всех ингушей было обострено, тоска по Кавказу в годы тяжёлых испытаний, когда Родина в опасности, любовь к Родине объединила чеченцев и ингушей, забыв всякие обиды, они старались не терять веру в справедливость "родной страны".
                "В иных краях, заброшенный судьбою,
                Я странствовал от Родины вдали.
                Но я всегда носил тебя с собою,
                О, горсть моей родной земли!"
                /Джемалдин Яндиев "Горсть земли"./
Любовь к Родине звала залечить раны, нанесённые войной и высылкой. Война, переезды сильно измотали народ. Но желание возвратиться на Кавказ постоянно.
                "И я искал настойчиво и смело
                Дороги, что на Родину вели.
                Ты жизнь мою и честь мою хранила,
                В борьбе дала мне мужество и силу,
                О, горсть моей родной земли".
Учитель, несколько раз проходя мимо Ахмета, одобрительно кивал головой, выражая этим самым удовлетворения от слога изложения материала.
До конца урока осталось полчаса, как внезапно в дверях показалась старшая сестра Аза и сообщила об аресте отца.
Казалось, земля уходит из-под ног. Ахмет не смог закончить сочинение, рука онемела и сидеть не было сил. Настоятельная просьба учителя дописать сочинение
не увенчались успехом. В глазах учителя Ахмет видел слёзы, безысходность положения: "Побеждающий других силён, а побеждающий самого себя могущественен".
Только через некоторое время Ахмет Мальсагов стал понимать значение этих слов, но в данный момент он не мог ни о чём думать.Он встал и вышел из класса. В аттестате была поставлена оценка "три".
В дальнейшем Ахмет Орцхоевич поставил перед собой цель исправить эту оценку. И п жизни он доказал это своим творчеством. года заставило забыть февральскую боль
27 мая 1950 года заставило забыть февральскую боль 1944 года.
27 мая из-за того, якобы вышел на 1-го Мая на демонстрацию не побрившись, арестовали сотрудники НКВД Кокчетавской области Каз.ССР.
В день ареста отца все мечты Ахмета-выпускника рухнули в одночасье. О поступление в ВУЗ не могло быть и речи. Из-за тяжёлого материального положения Ахмет взвалил на свои плечи всю ответственность за семью, устроился а работу в шахту. Но по состоянию здоровья проработал меньше полугода , а затем на Саранском горпромкомбинате контрольным мастером.
Отца осудили по 58-й статье "За контрреволюционную деятельность" с отбыванием срока в Иркутском исправительно-трудовом лагере. Через некоторое время посадили и старшего брата Казбулата, который ударил милиционера, арестовавшего отца.
Ахмет Орцхоевич вобрал в себя то, что ему старались привить, делал это своим собственным, частью и элементом своей личности. Их всей совокупности того, что ему предложила жизнь, родители, школа, книги. Ахмет вобрал в себя то, что ему каким-то образом подходило, что увязывалось с его прошлым опытом, запасом идей, с его настроениями, личными особенностями, интересами.
Судьба художника слова Ахмета складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлёты и падения, победы и поражения. Его особенность в том, что он в малом видел большое, а в большом - малое. И со временем это видение он передавал нам.
И только через 13 лет Ахмет Мальсагов поймёт, что нравственность - это всепобеждающее оружие, которое помогло братским народам: чеченцам и ингушам, пронести через цепь величайших жертв и страданий победу - возвращение на Кавказ!
С этого момента Ахмет научился ценить время, стал полновластным хозяином этой ценности, не давая себе без цели и без смысла тратить попусту драгоценное время.
Тонкие, нежные ростки высших человеческих чувств и переживаний заглушились на время. Мужество отцов и матерей и их любовь к свободе, к своей Родине,продолжали жизнь детей.
Светлые мысли, радостные надежды в одночасье угасли. Вместо этого появилась боль, которая 13 лет грызла душу.
Ахмет Мальсагов стал чуток ко всей несправедливости, которая ущемляет его самолюбие, принимает живущее в нём чувство достоинства. Несправедливое отношение к себе, к своим родителям, ко всему народу воспринималась как глубокая обида, оставившая глубокий след, рубцы на всю жизнь.
Влечение к играм заменилось реальным практическим трудом. В нём проявилось желание отстоять своё право на самостоятельность, в нём находить выражения борьбы за свою личность.
Сумел всё-таки Орцхо-отец воспитать, заложить в детях умение преодолевать препятствия, ставить перед собой высокие нравственные цели. готовность ради достижения нужных и желанных целей в будущем терпимо и сознательно трудиться и переносить известные неудобства и лишения в настоящем, сквозь нависшие тучи чувствовать над собой сияние яркого света. Он созрел раньше времени, чтобы нести полную ответственность за свои действия, вполне окреп, чтобы стать кузнецом своего характера, и, следовательно, в значительной мере, своей судьбы. Он черпал уверенность через силы. И в этой борьбе за свободу личности сына Орцхо-отец выступал не командующим, а преданным другом, понимающим и имеющим богатый опыт.
Ахмет Мальсагов находил опору в отце, в старшем брате Казбулате, в себе самом. Он завоевал себе право на самостоятельность.
По мнению Орцхо-отца, "человек без достойного потомства подобен дереву без глубоких корней-сыновей!" /Письмо Орцхо к Казбулату от 4/х-55 г./
Орцхо Артаганович горд за сыновей, "...горд сознанием, что имею таких сыновей, как ты (Казбулат-А.М.) и Пунтик (Пунтик - прозвище Ахмета, названного в честь дяди Ахмеда Артагановича, участника Дикой Дивизии, кавалера 4-х Георгиевских крестов. Такое прозвище дала мать, лаская его, дабы не нарушить табу, т.е.запрет. По ингушским обычаям сноха не имела права произносить вслух имя свёкра, свекрови, деверя и золовки), о дочерях не хочу в этом письме говорить, так как восстановление чести и прав отца больше всего могло коснуться сыновей, поэтому и все почести предпочтительно надо отдать им.
Пусть не обижаются,они хороши каждая по-своему, и я люблю их также, как вас, но гордиться надо делами сынов". (Письмо Орцхо к Казбулату от 25/п-55 г., № 19).
На старшего сына Казбулата легла ответственность за семью, за братьев. "Знаю, что это нелегко. Забота о Пунтике, обо мне, по дому - не каждому по плечу, но не падай духом! Вернётся Пунтик и все искупится сторицей!" (Письмо Орцхо к детям и Совдат от 12/УП-52 г.)
Орцхо-отец чувствовал настоящую, преданную любовь сыновей. "Я видел, как в зеркале, себя лет 35-40 тому назад: масса чувств, широкий кругозор, хорошее изложение. Да, Пунтик, растёшь ты хорошо и с каждым днём этот рост все лучше и лучше.. Пока я не стыжусь погордиться тобою и сказать об этом тебе прямо. Но не вздумай остановиться на этом. Всегда стремись вперёд, как пишешь сам. Ты имеешь все данные занимать не последнее место в своём роду. ..Что нужно мне? Что я могу сказать? Несмотря на то, что я лишён свободы, я всё-таки счастлив и благодарю судьбу, что дала мне таких детей!" (Письмо Орцхо к Пунтику от 15/УП-54т г.
Орцхо Артаганович сумел пробудить душу подростка к добру, уважительности, любви. Ведь для этого нужно иметь большую и мужественную душу - принять его на себя.
Мудрость матери заключалась в том, что она не акцентировала внимание на недостатки своих детей, а с величайшим усердием и любовью занималась детьми и хозяйством.
Подобно водолазу, спускающемуся на дно моря в поисках жемчуга, мать находила в глубине душевного мира детей подчас ускользающее от глаз наблюдателя драгоценное зерно, привлекательное качество, то, что составляло и его силу.
Будучи зрелым в своём творчестве Ахмет Орцхоевич тоже нашёл свою жемчужину, но уже в устном народном творчестве: в сказках, легендах, пословицах и поговорках, притчах, в нартских сказаниях. Недаром все передачи по радиовещанию под заголовком "Жовхьараш", т.е. "Жемчужины" записывались Хавой Абадиевой.
На основе писем, которые интересны и богаты по содержанию, написанные с 1950 по 1955 гг. легко восстановить биографическую канву, мысленно прочувствовать, пережить и жить заботами и хлопотами своего любимого отца, который для него всегда был примером для подражания.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
с УВАЖЕНИЕМ АЙШАТ МАГОМЕТОВНА МАЛЬСАГОВА.


Рецензии