От автора
Иногда бывает достаточно одного толчка, чтобы родилась идея. Как-то по радио я услышала музыкальную передачу, в которой прозвучала песня моего деда Павла Александровича Арского «В парке Чаир распускаются розы» – очень модное в 30–40-х годах прошлого века танго. Каково же было мое удивление, когда диктор сказал, что автор слов не известен. Ну, вот, возмутилась я, им даже лень покопаться в литературе.Вскоре по одному из каналов телевидения прошла литературная передача, где ведущий упомянул широко известные строки из стихотворения деда «Красное знамя»: «Царь испугался, // Издал манифест: // Мертвым – свобода! // Живых – под арест!», но их автором назвал совсем другого поэта. Я было снова возмутилась, а потом подумала: это закономерность – современная молодежь совершенно не знает отечественной
литературы.
Между тем Павел Александрович был известным в 20-е годы поэтом и драматургом, активным деятелем
Пролеткульта – просветительской организации, много сделавшей для развития советской культуры. Кроме всего, он еще был старым большевиком: участвовал во
всех трех русских революциях, сидел в тюрьмах и Петропавловской крепости, брал в октябре 1917 г. Зимнийдворец. В истории СССР его имя занимало такое же достойное место, как и в советской литературе. В 1966 г. «Литературная газета», цитируя указанные выше стихи о царском манифесте, писала: «Шестьдесят с лишним лет назад прозвучали эти строки в ответ на провозглашенный Николаем II, известным своим лицемерием,
манифест. Эти строки повторяла вся Россия, ими были испещрены стены домов, они перепечатывались в революционных прокламациях. Они вошли в историю. Их автор – и поныне живущий поэт-правдист П. А. Ар-
ский».
Просмотрев современные учебники по литературе и энциклопедические словари, я обнаружила, что имена многих поэтов и писателей советской эпохи в них отсутствуют. Что уж говорить про их произведения – они
давно нигде не печатаются и не переиздаются. Тогда у меня и появилась мысль написать книгу о своем деде-поэте, его работе в Пролеткульте и Союзе писателей. Однако, как это часто бывает, одна тема потянула за собой другую. Рассказывая о Павле Александровиче, я не
могла обойти стороной мою бабушку Анну Михайловну Арскую, тоже очень интересного человека. Именно от
нее я многое слышала об их жизни с дедом в Петербурге (тогда Петроград, Ленинград) в 20-е годы, их литератур-
ном окружении, встречах с известными поэтами и писателями. Сама бабушка работала во Всесоюзном управлении по охране авторских прав, так что тоже была тесно
связана с литературным миром. И жили мы в писательском доме в проезде Художественного театра (ныне Камергерский переулок), где у нас было много знакомых писателей, ныне незаслуженно забытых. Так постепенно
границы моей книги стали раздвигаться, и появились
разделы о нашем писательском доме, моих родителях и их друзьях, других наших родных и близких, среди которых было немало незаурядных личностей.
Особенно меня интересовал отец моей бабушки Анны Михайловны – Михаил Федорович Федин, служивший казначеем в Мраморном дворце у Великого князя Константина Константиновича – внука императора Николая I, двоюродного дяди последнего российского императора Николая II, видного общественного
и государственного деятеля, известного поэта К. Р. До
революции Федины жили в Мраморном дворце, в Служебном доме. Бабушка иногда вспоминала о своей жизни во дворце (при этом умоляя меня все держать в
строгой тайне). Из ее рассказов передо мной вставали светлые образы Константина Константиновича, его
супруги Елизаветы Маврикиевны и их детей, которых у них было восемь. Весной 1918 г. по распоряжению со-
ветской власти и лично В.И. Ленина все обитатели Мраморного дворца – и хозяева (часть из них уже находилась в ссылке), и служащие – вынуждены были покинуть
его, а вскоре Михаил Федорович и его старший сын Федор были арестованы и расстреляны.
…Незаметно, шаг за шагом я прожила вместе со своими родными целое столетие – от середины ХIХ в., приблизительное время рождения известных мне прадедов, до 1944 г., когда погибла моя мама. Этот, казалось
бы, не такой уж большой временной отрезок вместил в себя три революции, три войны – гражданскую и две
мировых, кровавый террор и сталинскую диктатуру.
Остается только сожалеть, что я не занялась этой работой раньше, когда еще живы были мои родственники и
их современники – свидетели той поистине уникальной эпохи. Тогда не остались бы в тени многие события и
люди.
Выражаю большую благодарность всем, кто помогал мне, особенно Т. Б. Артемьевой, Е. М. Варенцовой,
О. П. Горнушкиной, С. В. Дегтяревой, В. Г. Кузьминых.
В. Г. Радченко. Е. Л. Яценко, В. Фищенко, моему сыну К. А. Арскому, а также всему коллективу рукописного
отдела Государственного литературного музея в Москве.
Наталия АРСКАЯ
Свидетельство о публикации №224010601565