Хлебная крошка

          Я теперь уже и сам почти забыл, кто и когда рассказал мне эту историю. Но она, эта история, настолько ярко врезалась в мою память, что я в течение всей жизни её помню и, наверное, уже не забуду никогда.
          И всё-таки кое, что в памяти начинает проясняться. Кажется, было это, когда мы жили ещё по старому адресу на улице Максима Горького в большом пятиэтажном доме. Мы с моей пятилетней дочкой Леной иногда выходили в наш живописный и зелёный двор покормить голубей. Она очень любила это делать, отламывая от куска хлеба маленькие кусочки, крошки  и наблюдая за птицами, как они суетились и клевали брошенный им корм.
          И вот однажды за этим занятием нас застала даже никакая не соседка, а просто проходящая мимо пожилая женщина. Она вдруг остановилась и стала молча качать головой, беззвучно шевеля губами. А по её обеим щекам покатились крупные, как градины слёзы.
          - Что-то не так? – спросил я, - почему вы плачете?
          - Да, ничего, ничего,- будто застеснялась своих слёз женщина,-  кормите, кормите. Они ведь тоже есть хотят.
          - Да, нет, я же вижу, что вас что-то очень сильно взволновало.
          - Просто не могу спокойно смотреть, когда с хлебом сейчас поступают самым неуважительным образом. Выбрасывают большими кусками излишки, не ценят труд пекарей и людей, которые этот хлеб вырастили. Я не имею в виду именно вас. Вы кормите птиц. Вроде бы делаете благородное дело, а у меня всё равно текут слёзы. Потому, что я пережила в своей жизни голод и знаю цену крошке хлеба.
          И вот, что она нам рассказала.
          «Шла война. Они в это время жили в городе Выборг. В семье у них было четверо детей, и самая старшая была она, Зина. И было ей десять лет. Отец был инвалид, без одной ноги невоеннообязанный, мама очень болела, была слаба и еле двигалась по комнате. А так, как Зина была самая крепкая, поэтому за хлебом – 125 грамм по карточкам – в магазин ходила она.
          Однажды зашла она в магазин, и видит - на полу кто-то потерял карточки. Смекалистая Зина, чтобы поднять карточки – выронила свои и подняла все вместе. Всё положила в кармашек своего пальто, выкупила хлеб и быстро побежала домой. Вбегает она радостная к родителям и показывает им новые карточки. А родители её вдруг заплакали, усадили её и спрашивают:
          - Ну, и чему же ты радуешься, дурёха. И как же ты будешь жить на земле, если, конечно, останешься жива, зная, что из-за тебя умерли люди, которые на целый месяц остались без хлеба? Быстро иди и отнеси их тому, кто выронил.
          Зина была, просто уничтожена, убита. Некоторое время она сидела молча. Потом спросила:
          - А как же я найду тех, кто потерял?
          - Кто потерял, обязательно будет искать. Найдёшь!
          Она пошла обратно в магазин. Стоит, смотрит, приходит женщина, плачет, разводит руками, что-то шепчет. Зина подходит, спрашивает, что, мол, случилось. А она ей и говорит про потерянные карточки и про своих детей, которые теперь умрут».
          - Вот мне уже восьмой десяток, а я до сих пор помню глаза этой женщины и её объятья. Словом, досталось нашему поколению. Вот потому я и плачу, что знаю цену этой хлебной крошке.
         


Рецензии
Ах, Валерий, вот и я плачу, прочитав этот рассказ.
Как же мне это близко и понятно, мне довоенной...
Спасибо, что написали об этом, надо чтоб знали современные
дети и взрослые!
С уважением,
В.Н.

Николай Стрельников   04.04.2024 09:12     Заявить о нарушении