наглядность... школа...

Если хочешь научить, то твори, выдумывай, пробуй. Изготовляй наглядные пособия, потому что в школе, по крайней мере в той, в которой мы работали, ничего нет.
Готовили мы с Людмилой для уроков русского языка наглядный и раздаточный материал.
Людмила подбирала содержание, а я писал и рисовал.
Сильно в те годы уповали методички на индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Мы тоже на него уповали,
особенно Людмила на уроках по русскому языку: учить надо всех, учитывая индивидуальные особенности.
Хорошую помощь в этом оказывали карточки с заданиями.
Людмила составляла их по степени трудности и всегда знала, для кого та или иная карточка.
Двоечников быть не должно, но и тройку за просто так категорически нельзя ставить. Кому на «отлично», карточка потруднее, кому хотя бы троечку, карточка гораздо полегче.
Пример карточек с заданиями.

Карточка №1.
1. Дайте общее понятие об имени прилагательном.
2. Разберите по частям речи предложение:
«…На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…» (А. С. Пушкин)

Карточка №2.
1. Расскажите о качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
2. Прочитайте предложение, назовите имена прилагательные. К какой группе их следует отнести:
«Крики кузнечиков резвых,
И соловьиные трели,
В хоре  хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.» (Плещеев)

Карточка №5.
Приведите несколько примеров сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов и расскажите об их правописании.

Для слайдов  по теме «Прямая речь» изготовили графические схемы по пунктуации.
По этой же теме делали и различные листы-складки: прямая речь впереди слов автора, прямая речь после слов автора.
Ещё у Людмилы были листы-ленты на правописание причастий  и причастных оборотов.
Довольно внушительную картотеку  Людмила собрала  и по теме «Фразеологизмы»: найти в тексте и объяснить значение и правописание.
Был у нас в помощниках русско-французский фразеологический словарь с рисунками: прямое значение фразеологизма и его «настоящее» значение.
Рисунки были с большой долей юмора и очень выразительные. А кто же шутку не любит. Я увеличивал рисунки – прямое и переносное значение рисовал. Уроки у Людмилы по фразеологизмам проходили на отлично.

Составляли мы таблицы в пол-листа ватмана по различным темам:
«Правописание –Н- и –НН- в прилагательных»,
«Синтаксические значения прилагательных»,
«Отличай союзы от местоимений и наречий»,
«Употребление предлогов»,
«Правописание предлогов»,
«Морфологический разбор имени существительного»,
«Окончания прилагательных»…

Из истории русского языка.
Хороший пример родственности славянских языков на уроке:
«Сестра – русский язык;
sEetra – чешский;
сестра – болгарский;
сЕстра – сербохорватский;

Вода – русский;
vOda – чешский;
вода – болгарский;
вОда – сербохорватский;

Зелёный – русский;
zeleny – чешский;
зелЕн – болгарский;
зелЕн – сербохорватский;

И ещё писали и рисовали примеры близости славянских языков и схемы происхождения. В самом страшном сне  подумать не могли, что кто-то будет сомневаться, что русский, украинский и белорусский языки – языки- братья.

Много помогали Людмиле на уроке сигнальные карты на правописание безударных гласных, на пунктуацию, на графические схемы по синтаксису.
Например, Людмила читает вслух слова, а ученики определяют, какую гласную надо писать, например, в корне слова, и поднимают соответствующий «флажок» Е или И.


Людмила читает предложение, а учащиеся должны подобрать соответствующую схему из предложенных. У ребят на столе карточки-схемы.

Успешно и быстро учащиеся усваивали правописание местоимений с предлогами.
Изготовили мы такую большую книжку-складку.
Слева в столбик НЕ и НИ, справа КОМУ, КЕМ, КАКИМ,ЧЕГО, КОГО и т. д.,
а в середине листка  предлоги, выделенные красным цветом, К, С, ДО, ПОД, У и т.д.
Книжка складывается, серединка закрывается, тогда местоимения пишутся слитно: НИКОМУ, НИКОГО, НИКЕМ.
Книжка раскладывается, тогда отрицание пишется в три слова: НИ К КОМУ, НИ С КЕМ, НИ С ЧЕГО.

Игра-задание на правописание предлогов.
Составить предложения  со слитным и раздельным написанием. Например:
«Смотреть вдаль. Смотреть в бесконечную даль.»
У каждого ученика свои предложения, свой выбор.

Раздаточный материал – очень хороший помощник. Все ребята – в работе и проверить можно быстро, время на уроке очень экономно распределяется и эффективно расходуется.
На уроках в пятых-седьмых классах учащихся без сигнальных карт не обойтись.

По литературе своего рода наглядный материал, зрительный ряд готовили сами ученики, особенно на это были отзывчивы ребята 5-6 классов. Одно из самых интересных заданий было такое:
приготовить на пересказ понравившийся отрывок  и нарисовать к нему иллюстрацию (скрытый анализ, подготовка к анализу литературного произведения), а на уроке внеклассного чтения пересказать отрывок, демонстрируя свой рисунок.
Вот несколько тем таких рисунков:
«Буратино среди лягушек»,
«Старик, старуха и золотая рыбка»,
«Афанасий Никитин в Индии»,
«Царевна Несмеяна»,
«Ветер, ветер, ты могуч»,
«Дюймовочка на листике плывёт»,
«Кот в сапогах»,
«Хозяйка Медной горы»,
«Илья Муромец. «Заколодела дорожка, замуравела.»


И, как уже писал, много ученики рисовали ребусов и создавали кроссворды.
Опять весь класс в работе и в соревновании: у кого позаковыристей и выразительней.

Внешне – вроде бы игра, а на самом деле – научение.
Такое научение не в тягость, а в радость.

Очень ценное качество учителя – уметь переключить ребят с игры на вдумчивый труд. Людмила это умела. Умела настроить учащихся на серьёзный лад, на понимание, заучивание, повторение, выполнение, если честно признаться довольно-таки скучных упражнений. А куда же без этого.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. На одной занимательности далеко не уйдёшь и не уедешь.
Умела Людмила достучаться, донести до ребят мысль, простую мысль, главный школьный постулат:
Учение – это труд!
А выучитесь, станете взрослыми, трудиться надо будет ещё больше и гораздо ответственнее.
Учимся учиться, учимся трудиться!

Изготовление наглядных пособий требовало много времени, но зато процесс обучения был гораздо успешнее. На уроках царила дружественная атмосфера, которая способствовала лучшему пониманию учеников и учителя. Важно было и то, что перед ребятами было живое слово, с которым надо обходиться очень ответственно, а можно с ним и пошутить, поиграть Каждое слово – вроде и простое на вид, а сколько в нём всего!
Слово – огромный мир.


Рецензии