Церковь Спаса нерукотворного образа в Гирееве

Выезжая из Москвы по Владимирке за Рогожскую заставу, после деревни Андроновки, вплоть до Ивановской, путник не встречал ни сел, ни деревень. Лишь южнее, в сторону дороги Носовихи, лежали небольшие поселения - Тетерки, Перово, Гиреево. Собственно, Гиреево и поселением то не назовёшь: небольшой дом вотчинников на открытом солнышку невысоком всхолмии среди смешанных лесов с озёрами да болотцами.
Прежде эта земля была за Шереметевыми. Теперь она принадлежала семье Голицыных. Князь Алексей Андреевич поделил (примерно к 1704 г.) семейную вотчину между сыновьями Иваном и Федором.
Мы не знаем, почему 56-летний князь Иван Алексеевич после многих лет государевой службы решил обратиться к Богу и "по благословению преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского" начал строительство в Гирееве церкви "во имя Нерукотворённого Спасова образа". Только, в 1718 г. новая церковь уже была освящена. В ней начали службу (и служили по некоторым данным до 1726 г.) священник Тимофей Авакумов, дьякон Стахей Трофимов и дьячок Алексей Григорьев [В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах. М., 1888].
В ближайшем селе Ивановском давно была своя церковь. В сельце Перове брат Ивана Пётр Алексеевич в 1708 г. открыл церковь  Иконы Знамения Пресвятой Божией Матери. До неё было близко и немногочисленным жителям Тетёрок. Поэтому Гиреевская церковь служила духовному успокоению лишь своих хозяев да нескольких людей прислуги - своего прихода практически не было. Наверное, поэтому с 1809 г. наш храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского. Это означает, что только по большим праздникам и для специальных служб сюда приходил священник из Ивановского. 
Уходя в отшельники, Иван Алексеевич оставил свою часть отцовской вотчины, а вместе с ней и церковь, сыну Алексею Ивановичу. Позже ею владела его вдова Дарья Васильевна. Она продала этот надел Лихониным. Потом на Гиреевской земле сменилось несколько владельцев и, наконец, Торлецкие приобрели всю землю от Владимирки до Носовихи, прихватив и кусочек Измайловского леса.
Церковь живёт своим приходом.  Приход гиреевской церкви сформировался с устройством здесь большого дачного посёлка. Он возник в гиреевском лесу благодаря коммерческой инициативе Александра Ивановича Торлецкого и был торжественно открыт в присутствии губернатора Москвы 15 июня 1908 г. Старые москвичи, люди из окрестных губерний, предприимчивые немцы - организаторы и работники новых московских предприятий , потомки свободолюбивых поляков, деловые евреи - пёстрая публика приобретала здесь дома: кто для летнего, кто для круглогодичного проживания. Многие были христианской веры. Во время редких богослужений церковь стала заполняться людьми всё больше и больше. По праздникам сюда шли семьями, приводили торжественно одетых детей. Стало тесно. А зимой в неотапливаемом здании было и холодно. Соседняя церковь в Кускове тоже не решала проблему.
Тогда жители Новогиреева организовались и подали прошение Московскому Митрополиту Владимиру (Богоявленскому), в котором просили его благословения на сбор пожертвований для строительства нового храма. Их поддержал местный благочинный. Вскоре пришёл ответ. Московская Духовная Консистория рекомендовала отремонтировать уже существующий Спасский храм и организовать его круглогодичную работу, если причт и прихожане Ивановской церкви не будут иметь возражений против его самостоятельности. Одновременно Духовная Консистория просила владельца имения разрешить проведение в церкви регулярных открытых богослужений. Дело решилось к общему благополучию: Иван Александрович Торлецкий дал согласие на регулярную работу церкви для всех желающих с тем условием, что она останется в полном его распоряжении, так как находится на его земле и здесь имеются могилы его предков [А. Шинкарев. Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве. "Держава", 1998].
"В 1912 г. на собранные пожертвования храм был отремонтирован. К западной части пристроили тёплый каменный притвор, обновили систему печного отопления, заменили все ветхие рамы и утеплили двери, была заново покрашена крыша, ход на звонницу был покрыт шатром. Внутри княжеская ложа, выступающая на западной стене центральной части храма, была превращена в хоры и украшена кованой решёткой. Примерно около 1919 г. над вновь созданным каменным притвором была построена деревянная колокольня, от которой теперь осталась лишь лестница" [А. Шинкарев].
Большевики, захватив власть и немного укрепившись в стране, стали отбирать у народа всё, что им было нужно для решения своих задач. Прежде всего, им были нужны деньги. Поэтому из церквей изымалось ценное имущество. 2 мая 1922 г. уездная комиссия под председательством Вас. Андр. Рваненкова и при участии председателя ячейки Перовской организации Ив.Ив. Власова и других провела "изъятие ценностей из церкви села Старого Гиреева Ухтомской волости" (А. Шинкарев). А перед войной церковь вовсе закрыли.
В 1924 г. в Гирееве, на базе бывшей здесь Высшей тактической стрелковой школы младшего комсостава был организован учебно-опытный питомник-школа военных и спортивных собак. Позже он был преобразован в Центральную военно-техническую школу собаководства Красной Армии. Под нужды Школы был, в частности, занят дом Торлецких. Постепенно территория этого учреждения расширялась. "Ненавистный" крест был снят с колокольни, божий храм превращён в склад. Территория усадьбы была огорожена и вход туда закрыт.
Только в 1989 г. по личному приказу министра обороны Д.Т. Язова храм был возвращён Русской Православной Церкви. Бетонный забор ныне существующей организации, которая захватила всю территорию исторической гиреевской усадьбы с садом и прудом, немного подвинули, открыв храм людям.
Настоятель храма о. Александр (Дасаев) и прихожане провели огромную работу, восстановили его после долгих лет разрухи. 9 мая 1991 г. на храме был воздвигнут крест, а 18 мая состоялась первая Божественная Литургия (А. Шинкарев).
Сейчас службы проходят регулярно, и храм живёт своей полнокровной жизнью. Сегодня здесь служат Протоиерей о. Александр,  Иерей о. Алексий (Батаногов), Иерей о. Димитрий (Карпов), Иерей о. Александр (Сергейчиков), Диакон о. Александр (Шинкарёв).
При храме работает воскресная церковная школа. Те родители, которые воспитывают своих детей в вере, хотят дать им духовное просвещение, регулярно приводят сюда детишек. С ними занимаются профессиональные педагоги и служители церкви. Занятия проводятся только по воскресеньям с 12 часов, после службы. Программа школы рассчитана на 4 года (ограниченное помещение не позволяет делать обучение более длительным). Учащихся знакомят с Законом Божьим, Новым Заветом, литургикой, историей русской церкви, церковно-славянским языком. Вместе с этим школа даёт и художественное развитие: в программу включены уроки музыки, рисования. Помимо основных занятий ребятишки занимаются рукоделием, вышиванием, бисероплетением. Детский хор участвует в праздниках, богослужениях. Отдельно существует театральная студия, с которой работает профессиональный режиссёр. К Рождеству, Пасхе ребята выступают со спектаклями перед родителями и товарищами .
Есть и свои проблемы у старого гиреевского храма. Уж больно мал выделенный ему клочок территории, зажатый между бетонным забором с колючей проволокой и больничным моргом. На этом клочке нужно разместить и какие-то складские помещения, и туалет для прихожан, и строительные материалы… А ведь хочется сделать территорию около храма цветущей, радующей глаз, дающей отдохновение душе. Аккуратно вымощенные дорожки, цветущие пионы, чистые лавочки во дворе говорят о том, что служители храма могут это сделать, если б им хоть немного помогла местная власть. Была проблема и с отдельным входом на территорию храма с улицы. Ведь он оказался за больничным забором, калитка которого вот-вот закроется. Только в 2023 г. этот вопрос решили: сделали свой отдельный проход со стороны Свободного проспекта (точнее - от ворот воинской части по Сапёрному проезду).
В 2018 г. наш храм отметил своё 300-летие. Его история это история Гиреева и Новогиреева. Давайте же окажем уважение своей истории. Подумаем о том, что все наши помыслы возносятся наверх и Там становятся явными. И нам отвечать за содеянное.

Текст впервые напечатан в муниципальном журнале «Соседи» № 18, декабрь 2009г.

Более развёрнуто эта история представлена в книге «Гиреево – Новогиреево: судьбы людей, история района»


Рецензии