Арий 1

Согласно преданию, примерно через год или два после распятия Иисуса Христа, в самый разгар первого, иудейского гонения на христиан диакон Филипп1 крестил в Самарии мага (волхва) и предположительно ученика Иоанна Крестителя самаритянина Симона. Елена Блаватская считала Симона Мага учеником танаим2 Самарии, каббалистом и мистиком, постигшим тайны магии Гермеса Трисмегиста. Всё это не помешало ему отречься от иудаизма и креститься.
____________________________
1 Св. апостол Филипп — последователь Иисуса Христа в I в. н.э. В последний год своей земной жизни Христос избрал из числа признавших Его 70 диаконов — проповедников нового учения. Многие из них вскоре отпали от веры, и уже после казни Учителя апостолы назначили новых диаконов, вновь доведя их число до 70. Среди избранных апостолами оказался тогда и диакон Филипп. Хотя диаконов со временем тоже стали называть апостолами, поскольку проповедовали учение Христа и крестили принявших Его веру, но они лишены были силы низводить Дух Святой на новообращённых. Это была привилегия первых двенадцати апостолов и св. Павла.
2 Танаим — множественное число от звания «тана» или «еврейский мудрец- учитель» эпохи составления Мишны, первого письменного текста законов Всевышнего, преподанных Моисею (II в. до н.э. — н. III в. н.э.).

По зову диакона Филиппа из Иерусалима пришли тогда апостолы Пётр и Иоанн Богослов, которые наложением рук на новообращённых низвели на них Дух Святой, т.е. передали верующим силу Его. Был в числе приобщённых и Симон Маг. Человек оправданно амбициозный, он пожелал подобно апостолам наложением рук на христиан низводить на них силу Духа Святого, а потому предложил апостолу Петру взятку, если тот согласится научить его такому чуду. Пётр немедля обличил корыстолюбца, община осудила Симона, и тот смиренно покаялся.

Несмотря на раскаяние неофита торговлю благодатью Святого Духа называют по имени Симона — симонией. Под это понятие подпадают: продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, семи церковных таинств (крещение, причащение, миропомазание, исповедь, соборование, венчание, священство, отпевание сегодня не считается таинством — оно было таковым до XII в.), священнодействий, священных реликвий и т.д. Другими словами, во все времена, в том числе и в наши дни, христианская церковь как организация украдкой занимается симонией, хотя и старается представлять её как добровольные пожертвования прихожан.

Вскоре после ухода Петра и Иоанна диакон Филипп тоже покинул Самарию. Вот тогда и развернулся во всей своей амбициозности Симон Маг, который объявил себя Богом. Он якобы «между иудеями явился как Сын, в Самарию нисходил Отцом, к прочим же народам пришёл как Святой Дух». Будучи магом, Симон стал творить всевозможные чудеса, даже оживлял покойников и призывал в мир фантомы давно погребённых, сам обращался в различных животных, левитировал. Вскоре у него появились ученики и последователи.

Посетив город Тир, Симон Маг выкупил из публичного дома женщину по имени Елена и объявил её той самой Еленой Троянской из далёких времён и одновременно «творческой мыслью Бога», которая родила архангелов и ангелов, сотворивших мир человеческий. Уверовавшие в Симона стали поклоняться блуднице-родительнице, отчего приверженцы первой в истории христианства ереси3 называются симонянами или еленианами.
__________________________
3 Ересь — сознательный отказ от правильного вероучения и выбор ложного понимания этого учения. Есть версия, что в христианстве изначально еретиками называли тех последователей Христа при Его жизни, которые отказались признавать апостола Петра земным преемником казнённого Иисуса, а учение двенадцати апостолов — истинным учением Его.

Сегодня ересь симонян признаётся источником многочисленных ересей, получивших одно общее название — гностицизм (т.е. «знание»). Совокупные черты учений гностиков (только гностиков, но не истинных христиан) сводятся к тому, что Бог — Отец, Сын и Святой Дух — породил светлый духовный мир. Но у Бога есть ещё одна ипостась — Демиург, — которая породила тёмный материальный мир со всем его злом.

В каноническом христианстве Бога тоже называют Демиургом. Отличие Демиурга истинных христиан от Демиурга гностиков в том, что для истинных христиан Бог в трёх ипостасях Троицы и есть Демиург, породивший всё сущее — и духовное, и материальное, а для гностиков Демиург есть лишь та Божья ипостась, которая породила только материальный мир и его зло. При этом материальный мир не настоящий, он нам всего лишь кажется4.
_______________________________
4 Это утверждение породило религиозно-философское учение докетизм (от др.-греч. «кажусь»).

Со временем гностики отделили Демиурга от Бога, поскольку всеблагой Бог не мог сотворить зло, и Демиург оказался самостоятельной, ограниченной в своих возможностях силой. Для ортодоксов гностический Демиург стал низвергнутым в ад вождём восставших ангелов ангелом Люцифером, т.е. Дьяволом. Именно для спасения человеков от накопившихся в их душах со времён первородного греха злодейств, совершённых при подстрекательстве Демиурга и его слуг, пребывающий в недосягаемых небесных высотах Бог Отец направил на Землю своего Бога Сына.

Гностики уверяли, что избавиться от власти Демиурга можно только через знание, ибо оно есть явление духовное и избавляет человека от устремлений ко всему материальному. Другими словами, человек знания перестаёт быть человеком-жлобом. Однако одновременно с познанием мира человек должен освобождаться и от общественных запретов, прежде всего от нравственности, ибо нравственность и жлобство есть явления одного порядка и порождены Демиургом. Так что можно без сомнения признать, что в XXI в. западноевропейское человечество обретается в гностическом мире.

Проповедь собственной божественности привела Симона Мага в Рим, где он вновь столкнулся со св. Петром. Апостол постарался обличать самозванца, итогом чего стало их магическое противоборство. По рассказу Елены Блаватской, в пылу соперничества Симон заставил двигаться бронзовую змею, смеяться — статую, оказавшись перед императором Нероном, изменил свою внешность: внезапно он стал ребенком, затем — стариком, в другое время — молодым человеком. Тогда даже сам Нерон предположил, что Симон Маг — бог. Но когда самозванец взмыл ввысь и пошёл по небу, апостол Пётр приказал демонам не служить ему. Злые силы покорились воле святого, и, рухнув на землю, Маг сломал себе обе ноги. Отголосок этой истории видят в словах Светония в «Жизни двенадцати цезарей»: «В те дни некий Икар упал при своём первом полёте близ ложи Нерона и залил её своею кровью». В Риме, на развалинах древнего храма Ромула показывают камень, на котором отпечатались два калена: якобы это след апостола Петра, оставленный им во время благодарственной молитвы за победу над Симоном Магом. Побеждённый не смог мириться со своим позором и невозможностью передвигаться самостоятельно и вскоре покончил с собой. Или был кем-то убит?.. В любом случае, в смерти Симона Мага обвинили апостола Петра, и император приказал казнить преступника. В насмешку над учением христиан Петра распяли вверх ногами. Впрочем, верующие обратили это событие себе на пользу, объявив такую казнь желанием самого святого, который счёл себя недостойным столь высокой чести — принять погибель, равную жертве Бога Сына.

***

Очень скоро у стремившихся к знанию молодых христиан-гностиков зародилось сомнение: а был ли Богом человек по имени Иисус Христос? Ответом стало появление целого ряда еретических учений. Происходило это в условиях политических гонений и истребления христиан, что не мешало их вождям вести в подполье ожесточённые споры, образовывать группировки, изгонять еретиков из церкви и анафематствовать. Один из виднейших защитников истинной веры в IV в. святитель Епифаний, епископ Кипрский, в фундаментальной книге «Панарион» (т.е. «Ящик с лекарствами») описал и разоблачил 20 дохристианских и ещё 80 новых ересей! 65-ой в его перечне стала ересь самосатиан. Нас интересует именно она.

***

Но прежде чем продолжить рассказ, сделаю небольшое, однако весьма существенное отступление. В исторической науке о Древнем мире особым вниманием пользуется история Римской империи. Она затмила знания о большинстве других современных Риму держав. Потому и в школьных учебниках поколения с младых ногтей изучают древнеримскую историю — судьбу победоносной цивилизации. В результате знания наши зачастую настолько однобоки, что мы даже не в состоянии без подсказок разобраться в истоках событий сегодняшнего дня.

В частности, мало кто из обывателей знает, что в течение 600 лет на просторах Азии, от берегов Каспийского моря до Палестины, реки Иордан и берегов Средиземного моря с начала II в. до н.э. по 428 г. н.э. простирались земли империи Великая Армения. Армяне были одним из самых численно больших народов древней ойкумены и населяли как собственное царство, так и вассальные царства, входившие в состав империи. После окончательной гибели Великой Армении, поделённой в ходе завоевательных войн между Римской империей и Второй персидской империей Сасанидов, армянский народ остался (и оставался до советского времени) на указанных территориях аборигеном без собственного государства, более древним, чем те же арабы или, тем более, турки османы. Не удивительно, что культура армян оказала значительное влияние на культуры заселивших их земли более поздних народов и на мировую культуру в целом.

С другой стороны, армяне являются одним из четырёх гонимых народов на Земле. Они первыми в истории подверглись холокосту — массовому истреблению людей, обвинённых в принадлежности к своему народу5. Следующими стали евреи, затем китайцы и, наконец, русские.
_____________________________
5 Холокост филистимлян, организованный Иисусом Навином, в данном случае не рассматривается.

Во II в. до н.э. в верховьях реки Евфрат армянскими царями из династии Ервадуни было основано царство Коммагена со столицей городом Самосата. Оно граничило с основанным немногим ранее в верхнем междуречье Тигра и Евфрата царством Осроена со столицей городом Эдесса. Основателями Осроены были то ли ассирийцы, то ли армяне (точно установить какой именно народ науке пока не удалось). В любом случае правящей элитой Осроены были армяне. Изначально оба царства находились в вассальной зависимости от Великой Армении.

В 17 г., при первом римском императоре Августе Коммагена стала провинцией Рима. Через пятьдесят лет, в 72 г. император Веспасиан включил её в состав римской провинцию Сирия, отчего население Коммагены часто называют сирийцами, хотя это совсем не так.

Царям Осроены удавалось длительное время сохранять вассальную зависимость от Рима, но в 244 г. император Филипп I Араб вынужден был отдать шахиншаху Шапуру I Сасаниду римскую Месопотамию, в том числе и Осроену, которая вошла в состав персидской империи Сасанидов.

Но до этого в названных царствах произошли важнейшие события. Согласно Евсевию Кессарийскому (IV в.), утверждавшему, что им обнаружены в архивах Эдессы неопровержимые тому доказательства, правивший в Осроене царь Абгар V Уккама (13 — 50 гг.), племянник прославленного завоевателя царя Великой Армении Тиграна II, состоял в личной переписке с Иисусом Христом. Якобы Абгар тяжко заболел и по подсказке подданных обратился за помощью к Иисусу Христу. Царь признал Мессию Богом и звал его переселиться в Эдессу и проповедовать новую веру оттуда. Христос ответил, что его судьба связана с Иерусалимом, поэтому исцеление Абгар получит уже после Его казни и воскресения. Излечит царя назначенный Христом апостол. И правда, вскоре после воскресения Иисуса в Эдессу пришёл апостол-семидесятник Фаддей и вылечил царя.

Факт существования таких посланий церковь не отрицает, но уже в V в. они были объявлены апокрифами. Впрочем, ни церковь, ни наука не отрицают и то, что армянские царства Коммагена (Самосата) и Осроена (Эдесса) чуть ли не при жизни Иисуса Христа стали центрами распространения христианства. Более того, существует довольно убедительная гипотеза, будто ок. 200 г. Осроена при царе Абгаре IX Великом (177 — 212 гг.) стала первой в истории страной, которая признала христианство государственной религией. Царь был из сирийской династии, но правящей элитой в государстве оставались армяне. Так что вполне закономерно, что именно Великая Армения сегодня признана первым христианским государством в истории. Официально годом принятия армянами новой религии называется 301 г., а крестителем армян — царь Трдат III Аршакид, но цари Осроены подготовили почву для такого важного решения.

***

Со столицей Осроены Эдессой соседствовала столица Коммагены Самосата. Этому городу широкую известность доставила одна из самых распространённых христианских ересей — монархиан-унитариев6 (самосатиан), поскольку там родился ок. 200 г. ересиарх (основоположник ереси) Павел Самосатский. Родители его были бедняками. Каким образом и на какие средства мальчик получил великолепное светское образование, история умалчивает. Благодаря полученным знаниям, Павел какое-то время трудился ритором (оратором и учителем ораторского искусства) в Антиохии, четвёртом по величине городе Римской империи и колыбели христианского богословия. Когда он был крещён, тоже не известно. В любом случае, при жизни уже взрослого Павла произошли четыре из десяти самых значительных гонений на христиан: при императоре Максимине I — в 235 г.; при императоре Деции — в 250 г.; при императоре Валериане — в 257 г.; при императоре Аврелиане — в 272 г. — и ни в одном из них он не пострадал.
__________________________
6 Монархиане-унитарии полагали Бога единственным, а Христа — человеком, наделенном по воле Бога силой Святого Духа.

Благодаря своим талантам Павел сделал блистательную карьеру — как светскую7, так и церковную. «Павел Самосатский, с 260 г. епископ Антиохии, в то же время занимавший высокий гражданский пост, — самый знаменитый из этих унитариев-рационалистов. Он осквернил ересью одну из древних апостольских церквей. Отрицал личностный характер Логоса и Святого Духа, считая Их всего лишь силами Бога, подобно рассудку и уму в человеке; однако считал, что Логос пребывал во Христе в большей мере, чем в каком-либо из предыдущих посланников Бога, и учил… постепенному возвышению Христа до божественного достоинства в ходе Его личного морального развития. Павел признавал, что Христос оставался свободным от греха, победил грех наших праотцев и тем самым стал Спасителем человечества. Для того, чтобы распространить свою христологию в умах людей, Павел решил изменить церковные гимны и оказался достаточно хитёр в умении приспособиться к ортодоксальным формулировкам — например, он называл Христа “Богом от Девы” и даже приписывал Ему единосущие с Отцом, хотя, конечно же, в своём собственном понимании.
________________________
7 Царица Зенобия, правившая в Сирии, назначила Павла дуценарием — начальником канцелярии и сборщиком податей.

Подчиненные Павлу сирийские епископы обвиняли его не только в ереси, но также в чрезмерном тщеславии, высокомерии, помпезности, жадности и неподобающем интересе к светским делам. На третьем синоде, состоявшемся в Антиохии в 269 г. или 268 г., они решили сместить его. О количестве присутствовавших епископов есть разные сведения (70, 80, 180). Преемником был назначен Домн. О результате выборов сообщили епископам Рима, Александрии и всем церквям. Но Павел был в фаворе у царицы Зенобии Пальмирской, и по-настоящему сместить его смогли только в 272 г., когда Пальмира была завоёвана императором Аврелианом, да и то после совещания с итальянскими епископами.

Смещение Павла стало причиной поражения монархиан, хотя мы продолжаем встречать их до конца IV в. как осужденных еретиков под именами самосатиан, павлианистов и савеллиан» (Филип Шафф. История христианской церкви. Т. 2. Доникейское христианство).

Павел Самосатский отправился в ссылку, дальнейшая судьба его не известна. А вот Самосата со временем пришла в запустение и была заброшена. С 1983 г. по 1990 г. прямо на её руинах турками была возведена мощная ГЭС Ататюрк-Баражи, одноименное водохранилище которой окончательно уничтожило остатки древнего города.

***

У епископа Павла был в учениках юноша Лукиан. Родился он в 240 г. в Самосате. На двенадцатом году жизни мальчик осиротел. Оказавшись без средств к существованию, он ушёл в Эдессу, где его взял в ученики некий исповедник Макарий. Об этом человеке ничего не известно, но через несколько лет обучения у него Лукиан оказался в Антиохии учеником епископа Павла Самосатского. В этом городе он жил и после окончания обучения, там же и проповедовал почти всю жизнь. Хотя богословы стараются в рассказах о Лукиане Антиохийском не упоминать о Павле Самосатском, но, видимо, между обоими проповедниками были добрые отношения вплоть до ссылки последнего.

Лукиан стал пресвитером, т.е. был возведён во вторую степень священства8. В историю христианства он вошёл как выдающийся богослов, поскольку выверил и отредактировал греческие тексты Ветхого Завета (Септуагинта), сверил их с еврейским оригиналом и восстановил испорченные переписчиками фрагменты. Его версия Септуагинты по сей день называется «Лукианова рецензия». Ему же принадлежит создание текста Нового Завета на сирийском языке.
__________________________
8 Священство (рукоположение, хиротония) — наделение человека благодатными дарами Святого Духа, которые дают ему право совершать таинства и обряды. В христианстве существуют три степени священства: 1) низшая — диакон (служит высшим степеням при совершении таинств); 2) средняя — пресвитер (совершает таинства, но от лица епископа); 3) высшая — епископ (обладает апостольской властью, совершает все таинства и полагает людей в низшие степени священства).

Лукиан является основоположником антиохийской школы экзегезы — богословского истолкования библейских текстов. У него было много учеников, которые впоследствии прославили имя своего учителя.

В 305 г., когда по меркам тех времён жизнь дряхлеющего пресвитера шла к закату, на римский престол взошёл император Максимин II Даза. С 306 г. он развернул гонения на христиан. В Антиохии император лично руководил поимкой смутьянов. Одним из первых горожане выдали Лукиана. После допроса с пристрастием страдальца бросили в застенки Никомидии9. Там в течение семи лет его морили голодом и истязали. Умер пленник в 312 г. и почти сразу был канонизирован христианской церковью. Лукиан Антиохийский почитается как преподобномученик и входит в число т.н. никомидийских мучеников.
______________________________
9 Со времён императора Диоклетиана (286 г.) и до императора Константина (324 г.) Никомидия была столицей Римской империи. Туда свозили христиан со всей империи, там их истязали и казнили. Десятки тысяч безымянных страдальцев почитаются сегодня под общим названием Никомидийские мученики. Ныне на месте Никомидии располагается турецкий город Измит.

Биографы обычно скромно умалчивают о богословских воззрениях Лукиана, прежде всего о его толковании Троицы. Но имена учителя его Павла Самосатского и учеников его, прежде всех епископа Ария, говорят о них лучше любых писателей. Правда, всегда отмечается, что к концу жизни святой вернулся в лоно ортодоксальной церкви.


Рецензии