Потребности в агрессии, соперничестве и соревнован

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.22. Потребности в агрессии, соперничестве и соревновании

Потребность в агрессии (личностно-социальная) появляется на видовом уровне сознания, выполняя целый ряд функций: способствует относительно равномерному распределению животных по жизненному пространству вида, участвует в половом отборе, помогает защищать потомство [231]. Поэтому уровень агрессии в значительной степени определяется врожденными факторами, в том числе и у людей. Так, в частности, уровень агрессии у мужчин зависит от уровня тестостерона в крови ¬– чем он выше, тем больше агрессии, как правило, может проявлять соответствующий индивид [232]. Имеется и другая закономерность, имеющая врожденный характер – чем меньше у человека мозг (толщина коры головного мозга и площадь ее поверхности), тем более он склонен к агрессивному (хулиганскому) поведению [233].

На биосоциальном уровне сознания агрессия как социально-личностная потребность принимает более мягкую форму, которую можно обозначить как соперничество. Наряду с агрессией соперничество в значительной степени отвечает за формирование биосоциальных иерархий, оно ведет к возникновению такого явления, как социальная фасилитация, при которой производительность человека в группе при выполнении относительно простой работы выше, чем в одиночку. Однако при выполнении сложных задач может возникать эффект социальной ингибиции – коллективная производительность падает.

На социотехническом уровне сознания соперничество трансформируется в соревнование, необходимость которого обосновывается рациональным мышлением. На этом уровне потребностей эффект социальной фасилитации может не срабатывать: когда в коллективной деятельности не учитывается вклад каждого, возникает эффект социальной лености (с одной стороны, нет смысла выкладываться, если твой «ударный» труд не будет оценен по достоинству, с другой – есть возможность сэкономить свои силы и сделать меньше других). Характерный пример потребности в соревновании – профессиональный спорт, победа в котором приносит получение материальных и денежных поощрений за призовые места (в любительском спорте более сильны тенденции соперничества). Именно поэтому в профессиональном спорте так часто пытаются использовать допинг, поскольку в данном случае важна победа, а не участие.

Литература к главе 4.4.4.1.2.23.

231. Лоренц К. Агрессия. М.: РИМИС, 2009. 352 с.

232. Аткинсон Р.Л, Введение в психологию / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е Смит, Д.Дж Бем, С Нолен-Хоэксема. М.: 2003. 672 с.

233. Ученые просканировали мозги хулиганов и нашли одну общую черту. 24.12.2020.


Рецензии