Арий 2

Ливийский бербер Арий был на шестнадцать лет младше Лукиана Антиохийского. Он стал учеником пресвитера в годы расцвета творческих сил последнего. Лукиан научил молодого человека азам гностических учений о Троице. Долгое время Арий оставался под крылом великого богослова, а вскоре после его ареста отправился в Александрию. Глава местных христиан епископ Пётр Александрийский принял его с честью и рукоположил в диаконы. Однако в 311 г. Пётр стал жертвой гонений Максимина II Дазы. Согласно преданию, в заточении Петру было видение Христа в разодранных ризах. Указывая на погубленное одеяние, Бог молвил:

— Арий разодрал ю!

И епископ проклял Ария и отлучил его от церкви. Через несколько дней Пётр был обезглавлен.

Считается, что после этого Арий раскаялся. Так ли это было, мы не знаем. Однако чуть ли не через несколько недель после казни Петра новый епископ Ахилл Александрийский рукоположил Ария в пресвитеры, что вызывает большие сомнения относительно отлучения.

Через год (или два) Ахилл умер. Ближайшим претендентом на его место стал Арий, но община избрала своим епископом пресвитера Александра. Соперник «в присутствии подвластных себе пресвитеров и других клириков, любочестно богословствовал о Святой Троице, рассуждая философски, что Святая Троица есть в Троице единица. …Арий, человек не без знания диалектики, думая, что его епископ вводит учение Савеллия ливийского10, из любопрения уклонился к мнению, прямо противоположному мысли Савеллия, и на слова епископа стал грубо предлагать возражения, говоря, что если Отец родил Сына, то рождённый имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет свою личность, из небытия» (Филип Шафф).
_________________________
10 Савеллий в п.п. III в. был епископом Птолемаиды Пентапольской — столицы пяти греческих городов-колоний (Пентаполя) в Ливии. Ныне город находится в Израиле и называется Акка. Савеллий толковал особое учение о Боге и Троице. Если церковь уже тогда полагала, что Отец, Сын и Святой Дух есть три извечные личности, Савеллий учил, что Бог есть монада — первое существо, единое и неделимое. Троица же есть проявления Единого Бога. Изначально Бог пребывал в состоянии совершенного покоя и молчания. Но однажды Он вышел из такого состояния для творения и промышления о созданном мире. При этом Бог явился людям в трёх ипостасях. Творил мир и давал ему законы Отец. Спасал людей от греха Сын. Сейчас с людьми пребывает Святой Дух. Так Солнце есть звезда в небе, есть свет и есть тепло. Но в отличие от Солнца, когда Бог — Отец, тогда нет ни Сына, ни Святого Духа. Когда Бог Сын — нет ни Отца, ни Святого Духа. Когда Бог Святой Дух — нет ни Отца, ни Сына. Учение это было признано ортодоксами ересью.

Неожиданно спор этот охватил всю александрийскую церковь, перекинулся на христиан остального Египта и Ливии. Сторону Ария приняла примерно треть местных христиан, которые стали рассылать письма по всем общинам с жалобами, что епископ Александр притеснят пресвитера Ария по причине склочности своего характера. Поддержка Ария верующими и священниками возрастала не по дням, а по часам. Уже прочие епископы стали слать Александру письма с призывами одуматься и укротить свой нрав.

Арий продолжил развивать своё учение, согласно которому в Троице Сын и Святой Дух по положению стоят ниже Отца, поскольку есть существа тварные. Более того, Сын произошёл из ничего и к Божественной природе Отца никакого отношения не имеет, Он такой же сын Бога, как и любой христианин. В те дни Арий первым в истории церкви объявил, что гностикам, т.е. христианам-рационалистам не по пути с христианами-мистиками. Примирения между ними не может быть и никакие дискуссии в дальнейшем уже не помогут: одна из сторон должна признать своё поражение, покаяться и принять единственную истину. Упорствующие в своих заблуждениях должны быть признаны еретиками!

Возмущённый епископ Александр повелел Арию прекратить проповедовать и, поскольку мятежный пресвитер не внял ему, созвал в 318 г. собор епископов Египта и Ливии. Ария и его ближайших приверженцев отлучили от церкви и изгнали из города. Да не тут-то было!

На сторону еретиков встали могущественные епископы во главе с епископом столицы империи Евсевием Никомидийским. Под его руководством в Вифинии, а точнее в Никомидии состоялся ответный собор, на котором сочувствовавшие арианцам епископы признали их незаконно преследуемыми жертвами александровского произвола. Произошёл раскол в самой церкви. Следом за епископами впервые раскололась паства.

Потом был ещё один собор арианских епископов, в Палестине. Там Ария и его сторонников без лишних споров освободили от отлучения Александра и восстановили в священстве и во всех правах. Александрийскому епископу пришлось смириться с этим решением, и ариане вернулись в город.

***

И тут в дело вмешались императоры.

На то время в Восточной Римской империи царствовал император-язычник Лициний, женатый на Флавии Юлии Констанции, сводной сестре императора Западной Римской империи Константина Великого. Последний склонялся к христианству. Поскольку епископ Евсевий Никомидийский был личным другом Флавии Юлии Констанции, существует версия, будто Лициний, тайно заинтересованный в ослаблении Константина, негласно поддержал ариан, чем и объясняются результаты их соборов.

Под покровительством императора (или императрицы) ариане в Александрии окончательно распоясались. Епископ Александр в собственной епархии «подвергался постоянным насмешкам; ежедневно происходили против него возмущения и даже гонения; бесстыдные женщины, подговоренные арианами, влекли его на судилища, обвиняя его в позорных преступлениях» (А.А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов). О пастве и говорить не приходится.

Ситуация изменилась в 324 г. В ходе очередной войны за престол Лициний был разбит в битве при Адрианополе и признал власть Константина, который стал единственным императором объединённого государства. Евсевия Никомидийского он полагал своим личным врагом. Таким образом, Арий потерял своего главного защитника.

Для восстановления порядка в делах церкви Константин Великий направил в Александрию своего доверенного человека, великого богослова Осия Кордубского, епископа Кордовы. В личном послании к Александру и Арию император, в частности, призвал смутьянов: «Подобные споры — дело черни, и более приличны детскому неразумию, нежели разуму людей священных и мудрых. Удалимся же добровольно от дьявольских искушений. Великий Бог, общий Спаситель наш, излил для каждого из нас один и тот же свет… Если у вас… одна вера и одинаково разумение вашей веры; если также заповедь закона своими частями обязывает душу к совершенно одинаковому расположению, то мысль, возбудившая вас к мелочному спору и не касающаяся сущности всей веры, пусть ни под каким видом не производит между вами разделения и ссоры».

***

Осий с первого взгляда понял, что собором египетских и ливийских епископов проблему арианства не решить. По его совету Константин Великий созвал в Никее Вифинской (современный турецкий город Изник) первый в истории Вселенский собор христианской церкви, на который было приказано явиться всем епископам империи.

Участники собора делились на три группы. Главными противниками были небольшие группы высокообразованных, авторитетных и опытных в спорах богословов — ариане и ортодоксы. Интрига же заключалась в том, что решающее большинство представляла третья группа, по аналогии с французской революцией XVIII в. её можно назвать «болотом». «Состав этой группы был очень разнообразен, но она отличалась двумя общими характеристическими чертами. Это были, во-первых, люди высокого нравственного характера, подвижники веры и благочестия, в увечьях своего тела часто представлявшие жизненную историю последнего гонения на христианство. Во-вторых, все они были епископы простые, без школьного богословского образования, чуждавшиеся всяких диалектических исследований в области веры. В вопросах догматических они руководились не столько ясным сознанием несостоятельности той или другой формулы, сколько непосредственным религиозным чутьем, жившим в их душе» (А.А. Спасский).

Сторонники Ария потерпели роковое поражение в первый же день. Они предложили свой символ веры, сформулированный Евсевием Никомидийским. Едва «болото» услышало, что Иисус Христос не Бог, а человек, как судьба арианства была решена.

Другую версию символа веры представил собору епископ Евсевий Кессарийский. Его называли полуарианином. Предложенный им символ веры был обтекаемым, недостаточно конкретным, устраивавшим обе противостоящие стороны. И тогда в дело вмешался лично император Константин Великий. Он устранил все недомолвки одним словом, повелев включить его в символ веры Евсевия Кессарийского — положение об Иисусе Христе единосущным Богу Отцу. Это означало, что Христос — Богочеловек, а не человекобог, на чём настаивали ариане; что христианство есть религия, а не одно из направлений философии, на что намекали ариане; что христианство есть вера, а не плод размышлений требующего доказательств философствующего мудреца. Мало кто сомневается, что устами императора внёс этот решающий тезис в символ веры епископ Осий Кордубский, который возглавлял Никейский собор.

На современном русском языке Никейский символ веры звучит так:

Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого.

Говорящих же, что «было время, когда не было (Сына)», и «до рождения Он не существовал» и что Он произошел «из несущих», или утверждающих, что Сын Божий «из иной ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует кафолическая и апостольская Церковь.

Таким образом, никейский символ веры рождён в борьбе церкви против ереси арианства. Под закрытие собора император Константин провозгласил, что каждый, кто отрицает принятый символ веры, подлежит вечной ссылке.

Арий и Евсевий Никомидийский отказались принять символ веры и отправились в ссылку. Арий — в Иллирию, Евсевий — в Галлию. По повелению Константина все книги Ария были разысканы и сожжены.

***

Едва епископы разъехались по домам, как поползли слухи, будто участники Никейского собора впали в ересь савеллианства (по другому — модализма). Многих смущало понятие «единосущный». В церкви вновь наметился раскол, а императору Константину, занятому политическими дрязгами и подавлением мятежей, было не до христиан. Теперь многие епископы были уверены, что на соборе их обманули еретики-савеллиане, Арий же, наоборот, противостоял заговорщикам и пал их жертвой.

И тут на политическую сцену вновь вышла вдова Лициния Флавия Юлия Констанция, любимая сестра Константина Великого. Приживалом в её доме обретался пресвитер-арианец Евтокий. Женщина рекомендовала его императору, и скоро Евтокий стал близким человеком повелителя. Тогда-то пресвитер и Констанция в два голоса стали внушать Константину, что арианцы невинны, а речи их на соборе были намеренно ложно истолкованы савеллианами. В 328 г. Арий, а следом за ним Евсевий Никомидийский и прочие упорные ариане были возвращены из ссылки и заняли свои места в церкви.

На приёме у Константина Арий покаялся в грехах и принял Никейский символ веры, упустив при этом слово «единосущный». Поскольку к тому времени оно было скомпрометировано, никто не обратил на это упущение внимание. Император Константин к тому времени сам уже стал всё более и более склоняться к арианству.

***

Константин намеревался вернуть Ария в Александрию, где паству опекал тогда епископ Афанасий. Он отказался впустить еретиков в город и пошёл наперекор воле императора. Тогда Афанасия отправили в ссылку, Арий же со сторонниками начал было главенствовать в Александрии.

Однако к тому времени набрал силу константинопольский епископ, и был этим епископом давний враг Ария Александр. Еретик был призван ко двору. А далее произошло следующее.

«…царь приказал константинопольскому епископу Александру принять его (Ария. — В.Н.) в общение. Это был день субботний, а в следующий Арий надеялся вступить в Церковь. Но наказание шло уже по пятам за дерзкими его поступками. Вышедши из царского дворца, Арий в сопровождении телохранителей своих, евсевиан11, шествовал по самой середине тогдашнего города и обращал на себя взоры всех. Когда он находился уже близ так называемой площади Константина, на которой воздвигнута порфировая колонна12, какой-то страх совести овладел им, а вместе со страхом явилось и крайнее расслабление желудка. Поэтому он спросил, есть ли где вблизи афедрон13 и, узнав, что есть позади Константиновой площади, пошёл туда и впал в такое изнеможение, что с извержениями тотчас отвалилась у него задняя часть тела, а затем излилось большое количество крови и вышли тончайшие внутренности, с кровью же выпали селезёнка и печень, и он тут же умер. Этот афедрон в Константинополе показывают и доныне; он находится, как я сказал, позади Константиновой площади и рынка в портике. Все проходящие, указывая на него пальцем, тем самым напоминают, какого рода смерть постигла Ария. Это событие поразило страхом и исполнило томлением окружавших Евсевия Никомидийского. Молва о нём разнеслась по всему городу, можно сказать, по всей вселенной. А царь ещё более прилепился к христианству и справедливо говорил, что никейскую веру этим событием засвидетельствовал сам Бог». (Сократ Схоластик. Церковная история).
______________________________
11 Евсевиане — одно из наименований еретиков-ариан, названных так по имени ересиарха Евсевия Никомидийского.
12 Речь идёт о т.н. колонне Константина, сегодня стоящей на площади Чемберлиташ в Стамбуле (Турция). Изготовлена она из горного камня порфира, имеющего красный цвет с большими белыми вкраплениями; напоминает гранит.
13 Афедрон (др.-греч.) — общественное отхожее место.

Если верить описанию Схоластика, то скорее всего Арий был отравлен, а затем убит профессиональными киллерами. Говоря современным языком, еретика замочили в общественном сортире. Кто подослал убийц, история умалчивает.

Вскоре начались гонения на ариан. Еретиков-епископов ссылали к варварам. Там они проповедовали и обращали язычников в свою веру. Ко времени окончательного крушения Западной Римской империи население Центральной и Западной Европы составляли преимущественно христиане-ариане. Существует даже версия, будто первые христиане на Руси тоже были приверженцами учения еретика Ария.


Рецензии