Поклонный крест
Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала.
А.Н.Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву» завершалось. Теплоход «Александр Радищев» медленно приближался к столице.
***
Осень появилась на рассвете, робко поздоровалась с покрасневшей от смущения рябиной, по-матерински заботливо вплела золотистые нити в берёзовые косы, нежно провела оранжево-красной кистью по листьям клёнов, поиграла с кустарниками, разукрасив их оттенками от желтого до красного, и даже фиолетового. Игриво подергала за весело растопыренные пальцы сочно-зеленых ладоней дубов и остановилась в задумчивости, вступать ли ей в игру с затянувшимся летом или залить его холодными дождями.
Картины ярко раскрашенных берегов канала имени Москвы являли собой красноречивое воплощение спокойствия и безмятежности.
***
- Уважаемые туристы. Через пятьсот метров по правому борту вы увидите 13-метровый Поклонный Крест - памятник трагедии десятков тысяч заключенных - строителей канала Москва-Волга, - зазвучал размеренный голос радиогида на палубах, где сидели и прохаживались туристы.
- Крест установлен полгода назад в честь строителей одного из крупнейших гидросооружений в мире. Авторы проекта: Андрей Красулин, Владимир Буйнов и Дмитрий Шаховской.
***
Вы, конечно, знаете, что в 30-40-е годы большинство крупных объектов строили заключенные. Главное управление лагерей (ГУЛАГ) в соответствии с приказом N 1 от 20 сентября 1932 года сформировало Дмитлаг с центром в городе Дмитрове. Для Управления Дмитлага были выбраны здания старинного Борисоглебского мужского монастыря и прилегающего к нему бывшего духовного училища. Однако в монастыре располагался музей Дмитровского края, сотрудники которого отказались выполнить предписания ОГПУ и освободить помещения. Когда все аргументы затянувшейся тяжбы были исчерпаны, коллектив музея попросту арестовали и выслали, а богатейшие фонды выбросили к зданию райисполкома в назидание всем непокорным. В течение последующих лет разгромленный музей так и не оправился после нанесенного удара.
Многие из руководителей канала переводились сюда со значительными понижениями в должности. Эти люди старались всеми силами выбраться наверх, требуя от заключенных непомерных усилий. Кроме того, на строительстве велась постоянная борьба между начальниками лагеря и строительства Фириным и Коганом за единоличную власть. Все это дополнительной тяжестью ложилось на заключенных. Так, например, замещая уехавшего в отпуск Когана, Фирин добивался от заключенных более высоких производственных показателей. За семнадцать дождливых дней ценой многих человеческих жизней месячный план был перевыполнен.
Масштабы грандиозной стройки поражали воображение советских людей. Множество наивных, романтически настроенных энтузиастов, бросив все, приезжали на строительство канала и устраивались здесь вольнонаемными.
В начале 1933 года численность заключенных составляла 1 миллион 200 тысяч человек, многих из них можно найти в списках расстрелянных на Бутовском полигоне.
Лица туристов постепенно становились напряженными, у некоторых появились перекошенные усмешки, но глаза не улыбались. Другие, опустив головы, сосредоточенно разглядывали палубу. Несколько человек производили угнетающее впечатление – глаза помертвели, лица застыли, напоминая мертвые валуны, встречающиеся по берегам канала.
- Состав заключенных был весьма разнообразен. Большинство имели сроки по общеуголовным статьям, а также политическим 58-ой и 59-ой. Особенно тяжко приходилось интеллигентам, которые прежде не сталкивались с тяжелым физическим трудом. К моменту открытия канала их остались считанные единицы из многих тысяч.
До 1935 года техники на строительстве почти не было. На одной только Глубокой выемке у деревни Хлебниково к этому времени было вынуто вручную более двух миллионов кубов грунта. Людей, вывозивших на тачках землю из котлованов, было такое количество, что приходилось ставить регулировщиков.
При выполнении нормы заключенные получали по 600 граммов хлеба в день, остальные - 400, проштрафившиеся - 300. Мизерные цифры устанавливались и на другие виды продуктов. Как издевательство прозвучало выступление С. Фирина на пленуме Дмитровского горкома ВКП(б): «Не надо представлять заключенных бедненькими, у них все есть». А между тем они буквально погибали от голода. Несмотря на предупреждения и запреты зеки собирали на помойках отходы продуктов, ели ядовитые ягоды, а потом умирали в страшных мучениях.
***
Нередки были случаи побегов. В 3-ем отделении Дмитлага была даже выделена должность «уполномоченного по борьбе с побегами». Бежавших почти всегда ловили. Их ждал либо новый срок, либо расстрел.
Эту «высшую меру социальной защиты» получали и за неосторожные разговоры в зоне. Так 19 ноября 1936 года к расстрелу были приговорены четверо. Как было сказано в обвинительном заключении, они, «объединившись в контрреволюционную группу, систематически проводили антисоветскую агитацию». Власть администрации ОГПУ-НКВД над зеками была беспредельна. Бывший заключенный Кравченко рассказывал, как однажды прорвало плотину. Для ликвидации прорыва толпу зеков загнали в заполненный ледяной водой дюкер. Назад не выбрался никто.
Туристы, боясь пропустить хоть одно слово радиогида, подходили к репродукторам как можно ближе. Разговоры на палубах прекратились. Казалось, всех
накрыло общее оцепенение.
***
- Порой обессиленные, измученные непосильным трудом заключенные вместе с тачками срывались в котлованы, падали в бетон и оставались там замурованными. В некоторых случаях зеков увозили в лагерные больницы, но дни их уже были сочтены. Санитар Дмитлага Долманов вспоминал, что часть «доходяг», находившихся в беспамятстве, хоронили еще живыми. Поначалу медики указывали подлинные причины, приведшие к смерти, но потом делать это им запретили. В лесах устраивались массовые безымянные захоронения заключенных.
Так, с напряжением всех сил, калеча судьбы и переламывая в прах сотни тысяч человеческих жизней, «великая стройка второй пятилетки» вступила в год окончания работ и сдачи канала в эксплуатацию - 1937-ой.
28-го апреля начались аресты руководителей строительства, а 15 июля канал Москва-Волга был открыт. Жизнь Дмитлага подходила к концу, как и жизнь многих его обитателей. С 8-го августа проводились массовые расстрелы на «спецобъектах» Бутово и Коммунарка.
***
Капитанская рубка поравнялась с Поклонным Крестом, раздался протяжный мучительно-тяжелый гудок, вырвавший из гнезд десятки ворон, взметнувшихся черными кляксами.
Туристы устремились к правому борту. Кто-то вытирал слезы, другие крестились. Голубое осеннее небо перечеркивал гигантский Крест. Пока теплоход не миновал его, гудок-покаяние не прекращался.
***
Через минуту радиогид продолжил:
- После войны наружные торцы башен шлюза номер 6 со стороны нижнего подхода были украшены фресками художника Льва Бруни, изобразившего тяжелый труд «каналоармейцев» - изможденных людей с тачками, в телогрейках и шапках-ушанках. Таким образом, получилось, что художник прославил труд заключенных. Поэтому через некоторое время фрески стали закрашивать. Но они упорно проступали через толстые слои красок, напоминая отдыхающим о тех, кто строил их теплоходное счастье. Тогда к решению проблемы подошли кардинально. Фрески уничтожили, а поверхность заложили плитами.
Узнав о судьбе своих произведений, Бруни сказал: «Наше время не для слабонервных».
У кого-то из туристов вырвалось: - Подонки!
По вздрагивающим плечам было понятно, что некоторые не могут сдержать слез.
***
- Мы приглашаем вас на Капитанский ужин. В 20 часов мы подойдем к Северному речному вокзалу столицы, здание которого тоже строили Дмитлаговцы.
Уважаемые туристы! В течение недельного путешествия вы отдохнули и узнали много нового. Надеемся, что теплые воспоминания еще не раз приведут вас к нам. Команда «Александра Радищева» благодарит вас за выбор нашего теплохода.
***
Казалось, природа потускнела, краски поблекли. Осень вдруг нахмурилась, сердито глянула на нахально - зеленые листья дубов и, потеряв терпение, решилась на атаку весёлого лета. Нагнав тяжелые мрачные тучи, она нанесла по нему мощный залп колючего и злобного дождя.
Свидетельство о публикации №224010701089