Пушкин Демиург Космос и Бог землян

В последнем «диалоге» на  сипозиуме  Сократа, Тимея, Крития и  Гермократа  о парадигме, иконе и космосе великий идеалист эйдосолог грек Платон обосновал учение о том, что создателем всего Сущего – космоса, мироздания, идей,  богов и вещей, к включая  земнородных тварных был некто ДЕМИУРГ  (не путать с Деми Мур)

Демиу;рг, или Димиу;рг (др.-греч. ;;;;;;;;;; — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. ;;;;; — «земля, народ» + др.-греч. ;;;;; — «дело, труд, работа»), — создатель вещей чувственно воспринимаемого космоса.
Димиург (;;;;;;;;;;) — зиждитель, специально у гностиков справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, темным началом — сатаной, богом материи, хаоса и язычества. По одним гностическим системам недостаток Д. — только в неведении высших тайн; другие (антиномические) приписывают ему еще дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества. См. Валентин, Гностицизм, Маркион.

[Димиург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т.— СПб., 1890—1907]

Слово демиург - английское слово, производное от demiurgus, латинизированной формы греческого ;;;;;;;;;; или демиургов. Первоначально это было нарицательное, означающее "ремесленник", но постепенно стало означать "производитель" и, в конечном итоге, "создатель". Философское употребление и имя собственное происходят от платоновского Тимея, написанного около 360 г. до н.э., где демиург представлен как создатель вселенной.

Демируг Платона в устах Сократа = это сущность, которая "вылепила" материальный мир.

В  рождественские дни (25 декабря – День рождения Бога, 7 января – День рождения его Сына для скорой казни)  нас интересует платоновская идея антропного принципа космологии: Бога земного был создатель – Демиург (или Деми Урка) – или Бог вечносущного

Выписки о сем гениальном Ремесленнике  из трактата о платоновском Тимее и его собеседниках на симпосие в монологе (до-кладе Сократа):
«
… демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и свойств данной вещи, все необходимо выйдет прекрасным
… мы говорим, что все возникшее нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать. И все же поставим еще один вопрос относительно космоса: взирая на какой первообраз работал тот, кто его устроял, – на тождественный и неизменный или на имевший возникновение? Если космос прекрасен, а его демиург благ, ясно, что он взирал на вечное; если же дело обстояло так, что и выговорить-то запретно, значит, он взирал на возникшее. Но для всякого очевидно, что первообраз был вечным: ведь космос – прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург – наилучшая из причин. Возникши таким, космос был создан по тождественному и неизменному [образцу], постижимому с помощью рассудка и разума.  Если это так, то в высшей степени необходимо, чтобы этот космос был образом чего-то.
Весь этот замысел вечносущего бога относительно бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел.
В его центре построявший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне
Предоставив космосу все эти преимущества, [демиург] дал ему жизнь блаженного бога.
… бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил он ее вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею, силой принудив не поддающуюся смешению природу иного к сопряжению с тождественным. Слив их таким образом при участии сущности и сделав из трех одно, он это целое в свою очередь разделил на нужное число частей, каждая из которых являла собою смесь тождественного, иного и сущности.
"Боги богов! Я – ваш демиург и отец вещей, а возникшее от меня пребудет неразрушимым, ибо такова моя воля
Распорядившись таким образом, чтобы впредь не оказаться виновником ничьей порочности, он перенес посев [душ] отчасти на Землю, отчасти на Луну, отчасти на прочие орудия времени.] После этого посева он передоверил новым богам изваять смертные тела и притом еще добавить то, чего недоставало человеческой душе, а после, приготовив все к этому относящееся, осуществлять правление и возможно лучше и совершеннее вести смертное существо, чтобы оно не стало само для себя причиной зол.
Начало же наших новых речей о Вселенной подвергнется на сей раз более полному, чем прежде, различению, ибо тогда мы обособляли два вида, а теперь придется выделить еще и третий. Прежде достаточно было говорить о двух вещах: во-первых, об основополагающем первообразе, который обладает мыслимым и тождественным бытием, а во-вторых, о подражании этому первообразу
 … три рода: то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образцу чего возрастает рождающееся.
Если ум и истинное мнение – два разных рода, в таком случае идеи, недоступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно, существуют сами по себе; если же, как представляется некоторым, истинное мнение ничем не отличается от ума, тогда следует приписать наибольшую достоверность тому, что воспринимается телесными ощущениями.
Все вышеназванные вещи, рожденные в то время под воздействием необходимости, взял в свои руки демиург самой прекрасной и лучшей из возникших вещей, вознамерившись породить самодовлеющего и совершеннейшего бога; причинами, которые присущи самим вещам, он пользовался как вспомогательными, но при этом сам направлял каждую из возникших вещей ко благу. Поэтому д;лжно различать два вида причин – необходимые и божественные – и отыскивать во всем причины второго рода, дабы стяжать через это для себя блаженную жизнь
Сделав все эти распоряжения, он пребывал в обычном своем состоянии. Между тем его дети, уразумев приказ отца, принялись его исполнять: они взяли бессмертное начало смертного существа, а затем, подражая своему демиургу, заняли у космоса частицы огня и земли, а также воды и воздуха
… вещи были созданы умом-демиургом
Все … вещи, рожденные в то время под воздействием необходимости, взял в свои руки демиург самой прекрасной и лучшей из возникших вещей, вознамерившись породить самодовлеющего и совершеннейшего бога; причинами, которые присущи самим вещам, он пользовался как вспомогательными, но при этом сам направлял каждую из возникших вещей ко благу. Поэтому д;лжно различать два вида причин – необходимые и божественные
При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил. И вот они, подражая ему, приняли из его рук бессмертное начало души и заключили в смертное тело, подарив все это тело душе
… когда демиурги нашего рождения оказались перед выбором, сообщить ли созидаемому роду больше долговечности, но меньше совершенства или меньше долговечности, но больше совершенства, c они единодушно решили, что более короткую, но зато лучшую жизнь каждый, безусловно, должен предпочесть более долгой, но худшей.
«

Из этого моно заключить и вывести совсем простое:
Есть Бог космоса и вечносущего
Он же создатель богов  Земли  (Бога монотеистов, Бога и Богини у дуалистов)
Бог Земли учредил ОКБ с проектом «Людишки из праха на Земле»
Один из опытных образцов людей придумал себе Сына Бога в ранге бога и назвал его от страха Судного дня в Конце Времен и Конце Света  Иисусом Христом

Кто-то из этой троицы подарил миру людей Пушкина 


Рецензии