Точка возврата

-Света, может не поедете? Разве у нас места мало? Вон дом какой большой! - Ольга Павловна суетилась на кухне.


- Мама, даже не отговаривай! Мы уже всё решили. Для Антона это такая возможность! Да и детям там будет лучше...


- А как же мы с папой? Совсем одни останемся... - Ольга Павловна смахнула слезу.


-Да перестань! Не на край света же уезжаем. Видеться будем.


Светлана обняла маму за плечи и усадила на стул.
- Понимаешь, эту должность Антон ждал три года. Такие перспективы! У нас наконец-то будет свой дом! Наш дом, мамочка! А с квартиры мы съезжаем, хозяйка просила освободить через неделю. И вещи сразу перевезём на новое место.


Чем больше щебетала дочь, тем больше грустнела Ольга Павловна. Она, конечно, понимала, что не может препятствовать переезду семьи Светланы. Но и принять тот факт, что через неделю придётся провожать любимых людей, ей было непросто...


Жили они совсем рядом, забегали друг к другу в гости. Внучата на выходные оставались с ночёвкой. Пятилетняя Дашка и десятилетний Максим обожали бабушку с дедушкой. Днём они по мере своих возможностей помогали по дому и саду, а вечером садились рядышком и играли в настольные игры, рисовали, лепили из пластилина фигурки, слушали сказки, рассказывал которые дедушка. А он был большой мастер!


"Выросли у меня на глазах, - печалилась ещё молодая бабушка. - Теперь-то когда увидимся... Отвыкнут от нас с дедом быстро... Забудут."


Но, на радость Ольге Павловне, отъезд перенесли на месяц. И чтобы не снимать новую квартиру, родители уговорили дочку с семьёй пожить у них.


Светлане с Антоном пришлось спать на диване в маленькой комнате. Раньше это была её комната, где всё сохранено родителями после замужества единственной дочери. Любимая кровать с мягким ортопедическим основанием была отправлена в другой город вместе с остальной мебелью. И Светлана ночами долго ворочалась, прежде, чем заснуть. Под окном с раннего утра монотонно лаяла соседская собака, непрерывно кукарекал петух. Мама в кухне, казалось, специально гремела посудой. Распорядок дня не совпадал с устоявшейся жизнью двух семей. И опять-таки, две хозяйки в доме - это перебор. Не ругались, конечно, но были немного недовольны друг другом...


Светлана ждала день отъезда, в отличие от Антона. Мужчины всегда проще воспринимают некоторые события. Ему было комфортно там, где семья. После работы его ждал вкусный ужин и любимый телевизор. Иногда с тестем в шахматы играли. А в выходные выполняли мужскую работу в саду. Родители жены очень тепло относились к зятю, считали его своим сыном. И он отвечал им тем же.


-Какой же у меня муж замечательный! - думала Светлана, глядя, как Антон перекапывает грядку по просьбе тёщи. Рядом крутилась Дашка, которая пыталась помогать папе при помощи маленькой игрушечной лопатки. А Максим, держа в руках настоящие грабли, с усердием разбивал ими комья земли. Дети во всём старались подражать отцу. И он был для них непререкаемым авторитетом.

Накануне отъезда, пока ещё все спали, Светлана вышла из дома и присела на лавочку в саду... Было начало лета. Она закрыла глаза и жадно вдыхала ароматы распустившихся роз. Затем прошлась по садовым дорожкам. Хотелось запомнить каждое дерево, кустик, цветочек. Где-то вдалеке пели соловьи. И эти утренние волшебные напевы тоже хотелось оставить в памяти. Ей показалось, что там, куда они уезжают, всего этого не будет... На мгновенье стало очень грустно. Она покидает место, где выросла и знала все уголки любимого сада. Здесь остаются родители, друзья... Здесь остаётся часть её жизни...




...Семья Ларионовых в полном составе, включая любимого кота, вышли из такси. Пока Антон выгружал багаж, Светлана рассматривала дом, в котором они будут жить. За кирпичным забором возвышался двухэтажный красавец. "Такой же, как на фото!" - пронеслась в голове мысль.


Жильё приобретали, полагаясь на ответственность и порядочность знакомого риелтора, который ручался за честность и чистоту сделки. Продавала дом молодая семья. Им пришлось сменить место жительства по такому же поводу, как и семье Светланы, - мужу предложили хорошую работу в другом городе.


За калиткой они увидели ухоженный небольшой участок с красивыми дорожками, туями по периметру забора, кустами роз и жасмина. Отдельно стояла беседка с мангалом и столом. К дому примыкал гараж.


Дверь в дом не успели распахнуть, как дети наперегонки понеслись выбирать комнаты для себя. Антон задержался у входа и ахнул:


- Кота надо было первым запустить!


- Предрассудки это всё! Нам ничего не может помешать быть счастливыми в новом доме! - засмеялась Светлана и поставила на пол переноску с их любимым Барсиком.


Весь следующий день занимались расстановкой мебели и благоустройством жилища. К вечеру устали так, что решили не устраивать семейный ужин на свежем воздухе и, наскоро похватав еду из холодильника, попадали спать...


Утром Антон уже должен быть на работе. Светлана покормила мужа и с заботой завязала ему галстук. "Ты должен выглядеть лучше всех!" - напутствовала жена.


Ей всё больше нравилось то место, куда они переехали. Коттеджный посёлок располагался недалеко от центра города, вдали от суеты и выхлопных газов. На въезде - круглосуточный пост охраны. На территории - свой магазинчик, прачечная, парикмахерская. Есть детские площадки. Всё, что нужно на первое время, в шаговой доступности.


Светлане ещё предстояло выйти на работу. Её, операционную медицинскую сестру, "оторвут с руками", как любил говорить Антон. Но пока предстояли некоторые дела, которые сами себя не сделают. Надо оформить Дашку в садик, а Максима в школу. Решили, что Светлана летом займётся обустройством дома, наладит плавное течение новой жизни. Тем более, что новая зарплата Антона позволяла безбедное проживание всей семье.


Они всё решали сообща. Распределяли доходы и планировали предстоящие покупки. Причём, дети тоже принимали участие в таких семейных советах. Дашке и Максиму родители выдавали небольшие суммы на карманные расходы. Распоряжались они ими по своему усмотрению. Кто-то складывал в копилочку, как рассудительная и бережливая Дашка, а кто-то тратил на свои нужды.

... Первая ссора супругов случилась через месяц после переезда. Из-за какой-то мелочи. Светлана сообщила, что деньги на хозяйство у неё закончились, и попросила выделить ещё. Она никогда не была транжирой, просто предстояло сделать много покупок. Антон был на взводе - на работе сорвался важный проект. Но Светлана никогда не видела таких глаз у мужа... И слова, которые предназначались для её ушей, были грубыми и оскорбительными... "Раньше он никогда себе такого не позволял, всегда был сдержанным", - Светлана закрылась в комнате и дала волю слезам.


Антон потом извинялся, говорил, что не знает, что на него нашло. Конечно, она простила. Но обида в душе всё же осталась. Как известно, безнаказанность порождает новое преступление... Почувствовав над женой какую-то власть, Антон всё чаще стал упрекать Светлану в неумении вести хозяйство и воспитывать детей. Это было уже слишком!


Чтобы не зависеть от мужа, Светлана нашла работу. Не совсем ту, которую выполняла до отъезда. Она стала обычной медсестрой в обычной городской больнице. Думала, со временем, когда освободится место, перевестись в оперблок. А пока так...


Но отношения с Антоном только накалялись. Ссоры стали обычным явлением в их, когда-то дружной и крепкой семье.


Дети, являясь невольными свидетелями конфликтов родителей, почувствовали свободу. Максим стал вслед за папой грубить маме. Учёба отошла на второй план. Светлана стала частым гостем в школе, куда её постоянно вызывали. Она не понимала, что произошло с их сыном, таким послушным, добрым. Однажды в кармане брюк, которые были в стирке, обнаружила сигарету... Конечно, он всё отрицал. Беседы о вреде курения пресекал на корню, поднимал на смех. Когда одежда приобрела запах табака и отпираться стало бессмысленно, с вызовом заявил: "Я уже взрослый! Ты мне не указ! Что хочу, то и делаю!" Антон даже не стал вмешиваться в этот разговор, проявив безразличие к судьбе сына.


Дашка тоже стала дерзить всем подряд. Вслед за братом, стала неуправляемой. Всё, что было создано, рушилось на глазах... Если с Антоном можно было решить проблему путём развода, то с детьми такой путь не подойдёт...


Так прошло несколько лет... Как-то поздним вечером позвонила мама и рыдая сообщила, что у папы обнаружили тяжёлую неизлечимую болезнь. Это стало для Светланы очередным испытанием. Александра Николаевича не стало очень быстро... Они даже попрощаться не успели. Антон на похороны тестя не смог отлучиться. Светлана поехала сама. Вернулась через неделю, осунувшаяся, с чёрными кругами под глазами. Теперь она ещё переживала и за маму, которую пришлось оставить одну.


Не успела она отойти от одного горя, как на горизонте появилось новая проблема. Однажды ей позвонили с телефона мужа и сообщили, что на работе ему стало плохо и его сейчас везут на скорой в больницу. В ту, в которой и работала Светлана.

На каталке лежал Антон, весь бледный и огромными каплями пота на лбу... Он пытался что-то сказать и пошевелить руками, но у него это плохо получалось. Обследование подтвердило страшный диагноз "обширный инсульт". Его положили вначале в реанимацию, а через несколько дней перевели в обычную палату. Врачи прогнозов на восстановление не давали. Все эти дни Светлана не находила себе места. Металась между работой, домом, детьми. А ночами дежурила у кровати мужа. Она надеялась, что когда он придёт в себя, оценит её заботу. И их отношения вернутся на прежний уровень. Но тщетно... Более того, поражения мозга оказались настолько тяжёлыми, что вероятность того, что Антон сможет сам себя обслуживать, была минимальной.

Несмотря на то, что в последнее время их отношения были на грани краха, Светлана не могла поступить иначе. Чувство долга и ответственности в ней всегда преобладали над другими чувствами. И она ринулась в пучину забот, не представляя другого пути. На первое время была приглашена сиделка, пока Светлана находилась на работе.


Но Антон, злой от собственной беспомощности, изводил сиделку постоянными придирками. Она не выдержала и уволилась через короткое время. Вслед за ней уволились вторая и третья сиделки, которых находила Светлана... Пришлось ей самой оставить работу, чтобы быть круглосуточно рядом с мужем. Дети не помогали. Они считали, что это обязанность матери. Нет, они вообще ничего не считали, им было так удобно!


Светлана просто разрывалась между уходом за вечно недовольным мужем, готовкой, уборкой, решением проблем детей. На себя ни времени, ни сил не оставалось. Однажды, проходя мимо зеркала, она увидела там уставшую, вымотанную женщину без возраста...

Она уже перестала сопротивляться той жизни, которая заплела её, словно липкая паутина, из которой не выбраться. Бороться бессмысленно, ждать помощи неоткуда. Просто тянула свой крест. Всё происходящее было похоже на страшный сон. Но сон рано или поздно заканчивается. А страшная реальность не имеет границ.

В ту ночь был сильный дождь. И гроза. Светлана сидела у постели спящего мужа. Она вспоминала то время, когда все были счастливы, полны сил и надежд на будущее. Прошлое казалось ей таким светлым и уютным, что вся боль, которая скопилась за эти годы, выплеснулась слезами. Светлана рыдала долго от отчаяния и беспомощности, то успокаиваясь, то опять вздрагивая всем телом... Дождь колотил по стёклам. Вспышки молнии освещали комнату. "Это не наша жизнь! Это какая-то параллельная реальность... Никто мне не сможет помочь! Я одна..."



Светлана проснулась от лая собаки за окном. "Откуда у нас собака?" Через задёрнутые шторы пробивались солнечные лучи. Она лежит на диване в маленькой комнате родительского дома. Рядом - Антон, смешно раскинув руки в разные стороны.


Тихо открывается дверь и просовывается чья-то детская голова.
- Дашка, ты? - Светлана не поверила своим глазам. На неё смотрела её 5-летняя дочка...


-Вы ещё спите? А мы с дедушкой уже клубнику собрали.


-С дедушкой?!


- Ну да! Мама, ты странная! Он же никому не разрешает ходить по грядкам. А мне можно! Вставайте уже! - и Дашка стала стягивать одеяло с папы.


Антон потянулся, зевнул и одним махом сел на диване.


- Хулиганка мелкая! Выходной день, а ты подняла нас рано... - он чмокнул обалдевшую жену в щёчку, сгрёб дочку в охапку и понёс из комнаты. Дашка визжала и брыкалась.


Ничего не понимая, Светлана накинула халат и вышла вслед за шумной парочкой. Из кухни раздавался потрясающий аромат. Ольга Павловна колдовала у плиты. Почувствовав на себе пристальный взгляд, оглянулась:


- Доброе утро, доченька! Сырники - как вы любите! С клубникой и сметаной.


Светлана не могла вымолвить ни слова... Что произошло? Как они здесь оказались? Антон - здоров! Мама улыбается... Дашка с дедушкой собирали клубнику. С дедушкой?!


...Вечером, когда все собрались за столом, Антон наклонился к Свете и тихо произнёс:


-Мне новую должность предлагают. И деньги хорошие. Только надо будет переехать в другой город. А мне так не хочется...


- И не надо! - жена нежно прижалась к мужу. - Нам и здесь хорошо! - и в сторону прошептала, - переезжали уже...


- Кстати, у нас в конце улицы дом продаётся. - Александр Николаевич поставил кружку с чаем на стол и с посмотрел на семью дочери. - Добротный, новый. Хозяева для себя строили, а потом решили уехать из страны. Продают срочно. Может посмотрите?

P.S. Друзья мои! Не могла я оставить в беде свою героиню. И на правах автора дала ей ещё один шанс на счастье. Хотя, в жизни такое редко случается...


Рецензии
Здравствуйте, Галина!
С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в специальном льготном Конкурсе Международного Фонда ВСМ для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/01/08/1268.

С уважением и пожеланием удачи.

Фонд Всм   09.01.2024 07:30     Заявить о нарушении