Иран

Я не знаю, как уместить тот обьём информации о Иранской кухне, который я наел и напил трехразовым питанием, бесконечными перекусами, десертами, уличной едой и сладостями за время своего путешествия.
И, даже если просто перечислить те факты, которые взорвали моё представление о кулинарии и вкусовых пристрастиях Иранцев, не хватит этого формата.

Начну с того, что я не ожидал многого от Иранской кухни, ведь я хорошо знаком с арабской, а она прямо скажем никакая! Арабские страны - традиционные соседи Ирана, и они исторически не могли не повлиять на кухню, как повлияли на другие сферы деятельности и культуры. Но, к счастью, иранцы смогли сохранить не только язык, традиционную религию, но и древние рецепты, которые, как оказалось, нам хорошо знакомы через бывшие советские республики, которые некогда находились если не в составе, то под огромным культурным влиянием Персии.
Любимые нами кебабы всех разновидностей (Иранцы их называют фаршем), традиционный черный чай ( по-Ирански чай звучит как "чай", так что смело заказываем его по-русски, причём, заваривают его в самоварах, ну ничем не отличающихся от наших), лаваши - тонкие, как салфетки, делаются в печи на щебёнке.
Из необычного: я пил щербет, да-да! О том, что его пьют, а не режут ножом, я узнал давно из книжек, но вкусил только тут! Сохан - потрясающая халва, не похожая ни на Оманскую, ни на то, что считаем халвой мы. В неё влюбляешься постепенно, а перед отъездом забиваешь ею всю ручную кладь, но проще забрать с собой иранца - мастера сохана, чем недельный запас этого драг-десерта. Отдельная песня - это соления. Ничего нового они для нас не откроют, ассортимент и подача традиционная, за исключением одного: они называют их кислостями. Догадываетесь, почему? Ну и, конечно, шафран! Куда его только не добавляют! За поджаристую шафранную рисовую корочку в гарнире местные берутся первым делом. Деликатес! Я любезно уступал корку им, а сам наслаждался рассыпчатым рисом. А ещё были гуляши, огромные котлеты, дизи, айраны, сахарные палочки и шашлыки. Варёная свекла, как уличный десерт. Восточные сладости, и конечно же розовая вода. Я научился есть Иранский гранат, который обычно избегал из-за хлопот, связанных с его чисткой. Но местные просто режут его на 6 долек и кушают середину вместе с белыми прожилками. Попробуйте! Как я сам раньше не догадался до такого!

Хочется закончить какой-то глубокой мыслью и познавательным выводом! Но не стану оригинальничать и обозначу тот, который выбрал главным на все повествования об Иране: Персия ближе, чем мы думаем. Для этого не нужно смотреть в словари с сравнивать, как дни недели на фарси будут похожи на татарские, не нужно смотреть на карту и искать общие границы. Достаточно заварить обычный черный чай.

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии