Saparov ночные кинопосиделки на Большом проспекте

Летними ночами 1988 года на Большом проспекте Петроградской стороны у кинотеатра «Экран»  толпился народ. На этой площадке происходило нечто небывалое – смелый эксперимент в сфере кинопоказа. Кинозрителей приглашали на ночные киновстречи. Умело составленная программа этих ночных встреч отличалась большим разнообразием. «Гвоздем» программы, как правило, объявлялась какая-нибудь интересная новинка, новый фильм, уже вызвавший любопытство и неоднозначные оценки. Он дополнялся миксом короткометражных лент и кинофрагментов из репертуара мирового кино, тогда еще малознакомого и малодоступного обычной киношной публике. Автором этих программ и ведущим был известный киновед и теоретик искусства Мирсаид Арифович Сапаров.
 
Однако главным действующим лицом на этих событийных мероприятиях все же была публика, кинозрители. Что убедиться в этом, достаточно взглянуть на афиши этих собраний, все они шли под одной и той же «шапкой» - «Ночной дискуссионный клуб». Именно это, а не кинопоказы, и определяло характер ночных сборищ. Каждая афиша объявляла «открытую дискуссию, неограниченную во времени». То есть всю ночь, пока не иссякнет запас слов у участников. С 23 часов и до 4 – 5 часов следующего утра ведущий представлял фильмы и дирижировал обсуждением.

Сейчас это кажется невероятным, поскольку забыта атмосфера конца 80-х годов вместе со словами «гласность» и «плюрализм» - они как-то выпали из оборота.

Общественное сознание тогда было взбудоражено возможностью перемен (пусть даже не конца ясных). Людей привлекала возможность высказаться, а не только посмотреть кинофильмы. Еще и поэтому небольшой зал кинотеатра на 200 мест на этих встречах был всегда переполнен. Причем в буфете кинотеатра не водилось никаких напитков с градусами -  лишь кофе и чай.

Помнится, смотрели и обсуждали «Дни затмения» Александра Сокурова, который еще не стал знаменитым и модным кинорежиссером. «Одинокий голос человека» по произведению А.Платонова  - самый первый фильм молодого А.Сокурова  - очень нравился М.А.Сапарову. И, конечно же, он представил эту ленту участникам ночных посиделок. В программах дискуссионного киноклуба были фильмы на злободневные темы, широко обсуждавшиеся в печати, например, «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова, «Маленькая Вера» Василия Пичула, «Игла» Рашида Нугманова, «Воры в законе" Юрия Кары, «Перемена участи» Киры Муратовой.

Еще более невероятным сейчас выглядит то обстоятельство, что публику интересовали не только игровые фильмы.  Зрители охотно собирались на программу «Судьба русского авангарда» с показом фильма «Павел Филонов», только что снятого режиссером  В.Наумовым на Ленинградской студии документальных фильмов. Необходимо напомнить, что в конце 80-х годов мировая слава художника, долгое время  запрещенного, еще только начиналась, широкой публике его имя ничего не говорило. Первая масштабная выставка его работ состоялась лишь в 1988 году в залах Русского музея. А на следующий год – сенсационный успех выставки в парижском Центре современного искусства им. Ж. Помпиду. Ошибкой было бы думать, что киновед решил, как теперь говорят, «хайпануть» на сенсации. На самом деле он давно и хорошо был знаком с искусством Павла Филонова. М.А. Сапаров – участник самого первого в городе вечера памяти художника, который прошел 1 февраля 1968 года в здании Ленинградского отделения Союза художников РСФСР на Большой Морской (Герцена), 38. Тогда удалось организовать только однодневную небольшую выставку и ее обсуждение. Впоследствии он напишет в аннотации к фильму В.Наумова: «… одного из величайших гениев живописи ХХ века, бесподобного колориста, признанного мастера Аналитического искусства, Подвижника и Святого, мы видим как бы отраженным в пересечении и столкновении десятков взглядов: влюбленных, удивленных, восхищенных и преданных… Увы, этих людей (а многих из них я хорошо знал лично), то есть соратников, учеников, единомышленников Павла Николаевича Филонова с каждым годом становится все меньше. Вместе с ними ушла целая эпоха». Среди тех, кого он лично знал, был Евгений Ковтун, научный сотрудник Русского музея, крупный специалист по русскому авангарду, организатор первой выставки работ П.Филонова и исследователь наследия выдающегося художника.
Вот этот личный опыт и личные впечатления М.А.Сапаров умел преобразовать в послание аудитории, где бы он ни выступал. Это очень привлекало зрителей и создавало своеобразную доверительную атмосферу в кинозале.

Какова же дальнейшая судьба этого исключительно интересного начинания? А во что оно могло вылиться в 90-е годы? Банальная история: кинотеатр был внаглую захвачен рекетирами – новыми собственниками, которые в соответствии со своими культурными запросами открыли в его помещениях казино. По иронии судьбы – не в честь знаменитого фильма М.Скорсезе «Казино» (а он как раз в начале 90-х демонстрировался в «Экране»), и не менее знаменитого «Казино «Рояль» Д.Хьюстона. Казино на Большом проспекте Петроградской стороны получило название «Капитан Морган». Надо полагать, в честь легендарного английского пирата и капера Генри Моргана. Знаковое название, «профильное».
Намного позже, в начале 2010-х годов, нечто подобное практиковалось в Доме кино, иногда в кинотеатре «Родина». Однако это были только кинопоказы, нацеленные исключительно на коммерческий успех. Программы составлялись без особого творческого напряга: «Ночь Кустурицы», «Ночь фон Триера» и т.п. Что ж, сборы были неплохие, а зрителям предоставлялась возможность самостоятельно «переварить» увиденное,  без какого-либо искусствоведческого комментария.

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА В СТАТЬЯХ М.А.САПАРОВА  http://proza.ru/avtor/mitrofan1



 


Рецензии