Патовая ситуация

                Задачи – ничто! Эмоции – все!
                Эмоции – ничто?! Дистанция – все?!
                Действие? Осознанное действие!


     - Почему солдатику молоденькому помощь не оказала?!  – строгим голосом спросил он меня.
     - Раненый находился от меня на большом удалении. Какую травму получил – непонятно! – с нескрываемым раздражением ответила я ему.
     - Хорошо. Еще один боец был довольно близко от того места, где ты находилась в момент взрыва. Но ты пробежала мимо него. Нет! Промчалась!
     - Он же выжил! Ему была оказана помощь чуть позже. Сначала один из наших докторов того солдата перевязал, а уже через полчаса он был хирургической бригадой прооперирован. С ним все в порядке. Он восстанавливается. 
     - Перевязку истекающему кровью солдатику, мальчишке еще, сделал другой медик. Так что не оправдывайся! Ответ не принимаю. Если бы не вовремя подоспевший коллега, на твоей совести была бы его жизнь…
     - Все обошлось. Всего не предвидишь… – ответила я.
     - Неубедительно! Доктор, да еще и военный, тем и отличается от обычных людей, попавших в мясорубку, что обучен действовать в нетипичных условиях. И действовать правильно! Он должен уметь решать поставленную ему задачу в условиях военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного либо техногенного характера. Ни эмоции, ни желания движут военным, а быстрые, согласованные и четкие действия, обеспечивающие выполнение задачи.      
     - У меня очень маленький опыт. Не разорваться же мне! Я обычный врач-хирург, надевшая полгода назад лейтенантские погоны по зову сердца…
     - Ради других на жертвы решила пойти? Отказалась от радостей жизни?! Самое ценное растрачиваешь? Свою молодость! Думаешь, что и другие ради тебя жизнью пожертвуют?! Не жди от людей такого же отношения к себе… Не обманывайся и не будешь потом расстраиваться. Все они, пока есть здоровье, заняты исключительно собой. «Я» стоит в центре их бытия…
     - Почему же?! Все наше отделение отработало слаженно…
     - Не путай свой служебный долг с абстрактными обязанностями мелких людишек… Ты присягу давала, а они – нет. Большинством движут или эмоции, или желудок. 
     - Не только медики собой жертвуют… Солдаты на передовой делают все возможное, чтобы вытащить товарищей раненых и как можно быстрее передать нам.
     - Красивые слова! Сама ведь пробежала мимо старлея тогда… Ему ногу оторвало. Он полз навстречу машине с красным крестом, надеялся на твою помощь... А ты мимо пробежала!
     - Возможно! Я виновата! Замучил ты меня своими вопросами! Не могла я поступить тогда по-другому!
     - Предположим, что солдаты – это пешки. Ценность пешки – единица. А ценность офицера или слона – три балла. Но ведь ты не говоришь мне, что бросилась оказывать помощь старлею в связи с его большей ценностью… На него государство много средств затратило. Молодой, да еще обстрелянный в боях командир ценен для армии. Может так будешь аргументировать?
     - Люди ведь не фигуры на шахматной доске?!
     - Эмоции. Снова эмоции… Я-то думал, что начнешь, наконец, мыслить конструктивно. Твой начальничек ведь шахматист заядлый? И тебя обучил.  Могла сказать, что побежала оказывать помощь своему командиру именно в связи с его большой ценностью для медицинской службы, для армии. Сравнила бы его с ладьей. А это целых пять баллов. На ферзя твой капитан явно не тянет.
     - Эмоциональному дистанцированию не обучена…
     - Зря! Нужно восполнять пробелы в своем образовании. Биоэтика, право, военно-медицинская подготовка, психология… – Главный навык, необходимый для успешной карьеры – оказаться в нужное время в нужном месте! Предположим, что капитан медицинской службы, к которому ты тогда помчалась, оценил твой поступок. Однако возможностей продвинуть тебя по карьерной лестнице у него нет. Максимум, на что можешь рассчитывать, так это на хорошую характеристику от него. Не полковнику бросалась помощь оказывать, а капитану. Налицо личный интерес – втюхалась ты в него!         
     - Я не карьеристка! И не влюбилась…
     - Конечно! Жизнь на гражданке не сложилась. Сначала годы учебы, потом ежедневная тяжелая работа. Ни мужа у тебя, ни детей. Попалась в свое время на пропагандистскую удочку… Теперь пытаешься изменить свою судьбу у самой линии боевых действий. Ночами с капитаном в шахматы играешь, судьбу обмануть хочешь… Задачи ставишь новые, а решить их пытаешься старыми средствами. Если они негодные, уже показали свою неэффективность, так зачем вновь их применяешь? Не там или не среди тех ищешь…
     - Все-то тебе известно…
     - Отрицать не буду. – сказал он и расплылся в довольной улыбке.
     - Что посоветуешь? – поинтересовалась я, поймав удачный момент затянувшегося диалога.
     - От капитана отстань! Бабник он. Поматросит и бросит. Переводись при первой возможности в другую часть.
     - Я подумаю… – ответила я.
     - Думать тут нечего! Сначала дистанцируйся, потом – действуй. Не дай слабину на этот раз. Не позволь эмоциям одержать верх. Сегодня выбор есть, а завтра его не будет. Попадешь, в который раз, в патовую ситуацию.   
     - Благодарю.
     - Дорогуша! Слова, слова… Их на хлеб не намажешь… И не забывай, что ты еще легко отделалась. Твои личные переживания, эмоции никого не интересуют. Здесь грязь, кровь, пот. Слезы – это так… А если в вашем дружном отделении старшим был бы не твой капитан, а тот доктор, что солдата перевязал, мимо которого ты тогда просвистела?
     - Он грамотный хирург, хоть и молодой. А что?
     - С головой то у него все в порядке, но гнилой же! Как говорится, наш человек. Дай ему в руки власть, сразу написал бы он на тебя «телегу» примерно следующего содержания: «В условиях реального боя растерялась. Вместо выполнения возложенных в сложившихся условиях на врача отделения задач, смалодушничала, дала волю эмоциям. Необходимая раненым помощь врачом была оказана несвоевременно и не в полном объеме». Органы заинтересуются – будет не до карьеры!
     - Тебя послушаешь, так и жить не хочется! Разве есть легкие пути?!
     - Их нет. Однако доводить возникающие по жизни ситуации до пата, тем более – до мата, не стоит. Представим, что нет для тебя хорошего хода. Тогда сведи игру на ничью – ни больше, ни меньше. 
     - Легко сказать…
     - Говорить вообще ничего не нужно. А вот обосновывать свои действия, аргументировать их – обязательно. Эмоции – плохой помощник для доктора. Постоянно ищи ответы на возникающие вопросы…
     - В моей голове роится их теперь столько! Где-то же должны быть ответы?!
     - Для начала научись избегать патовых ситуаций. И перестань быть жертвой.

                ***

     - Надежда Ивановна! Вас ждет доктор в перевязочной. – прозвенела медсестра хирургического отделения, разбудив не только меня, но и всю нашу палату.
     - Зоенька! А что так рано сегодня? – поинтересовалась я.
     - Вы в списке приглашенных в актовый зал госпиталя на встречу с командованием армии. Руководство сегодня с самого утра к нам прибывает поздравлять с новогодними праздниками. – ответила она.
     Через час из всех отделений небольшими группами в актовый зал стали спускаться сотрудники госпиталя, а также пациенты. Мне досталось место во втором ряду.
     По прошествии полутора часов началась официальная церемония. Командующий армией поздравил всех собравшихся в зале с Новым годом, пожелал крепкого здоровья персоналу госпиталя, а его пациентам – скорейшего возвращения в строй. Затем он приступил к вручению государственных и ведомственных наград. Ведущий зачитывает фамилии и наименования частей. Армейское руководство вручает награды и ценные призы. Аплодисменты…
     Вдруг слышу: «На сцену приглашается лейтенант медицинской службы Иванова Надежда Ивановна, ординатор хирургического отделения медицинского батальона танковой дивизии. Врач, рискуя жизнью, под ураганным огнем оказывала необходимую помощь раненым. При оказании медицинской помощи своему командиру она получила осколочное ранение. Несмотря на полученное ранение, лейтенант продолжала оказывать помощь раненым до тех пор, пока сама не потеряла сознание. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, лейтенант медицинской службы Иванова награждена медалью "За отвагу"».
     Покачиваясь от волнения, я быстро поднялась на сцену. Генерал вручил мне государственную награду, а стоящий рядом с ним священник благословил меня. И будто бес в этот самый момент спрыгнул с древа моего бессознательного. Внутренний голос, или как его там правильно называть, грубо выругался и затих… По позвоночнику потекли крупные холодные капли вязкого пота, а потом тепло пошло по всему телу. Меня закачало из стороны в сторону. Священник заметил мои покачивания, взял меня за руку и проводил к свободному креслу в первом ряду зала.
     Я попросила его побыть со мною несколько минут. Мы поговорили с ним про муки выбора, про ответственные решения, про разделение людей и про бесов. Он смог меня убедить, что шахматы – не моя игра. Навязана она мне… Наконец, отпустило, подумала я. Сегодня буду спать спокойно. 

               
                январь, 2024          


Рецензии