Камень. Недоразумение с Валерием улажено. 1942 год

Недоразумение с Валерием улажено
(глава из биографического романа «Камень», автор – Владимир Шабля).
1942 год, январь. Исправительно-трудовой лагерь "и"/6.

Утром в столярную мастерскую Пётр пришёл заблаговременно. Начал готовить своё рабочее место, налаживать инструменты. Но главной целью было – переговорить с Валерием, попытаться снять вопросы, остающиеся в их взаимоотношениях.
Обычно тот приходил минут за пять до начала рабочего дня. Этого, по расчётам Пети, должно было хватить для откровенного разговора.
Наконец Валерий показался в дверях.
– Доброе утро! – поздоровался Пётр, широко улыбаясь.
Он выбрал нейтральную форму приветствия, облекая его, однако, в возможно более доброжелательную эмоциональную оболочку. Тем самым парень хотел зафиксировать исходную позицию для разговора: обозначить некоторое расстояние, фактически существующее в их отношениях, но в то же время, показать и свой позитивный настрой, стремление к сближению.
– Приветствую! – так же нейтрально ответил Валерий.
Мужчины пожали друг другу руки.
– Послушай, – без обиняков приступил к разговору Пётр, – давно хотел тебя спросить. У меня такое чувство, будто ты относишься ко мне как-то подозрительно, что ли? Может у тебя есть какие-то претензии, или я что-то не так делаю?
– Да нет, с чего ты взял?
– Мы уже больше недели работаем вместе, и по-моему, довольно успешно. Я благодарен тебе, как учителю, и стараюсь не подвести. Но, извини, мне порой кажется, что ты меня побаиваешься, что ли? – уточнил свои сомнения Петя. – Как будто бы между нами есть какая-то линия, которую ты не осмеливаешься переступить.
Валерий принялся оценивающе разглядывать собеседника. Видно было, что он колеблется. Поэтому Пётр решил ещё немного подтолкнуть его к диалогу:
– Мне бы хотелось раз и навсегда убрать из наших взаимоотношений все недомолвки, чтобы можно было общаться друг с другом открыто, без "двойного дна". Ведь в нашей жизни и так много негатива. Давай один раз честно и прямо выложим друг другу все вопросы и ответы, найдём общую позицию и будем жить дальше в комфортных и приятных для нас обоих условиях.
– Я бы с радостью сделал то, что ты предлагаешь, если бы не знал, кто ты есть на самом деле, – заговорщицки произнёс Валерий и замолк, пристально глядя в глаза визави.
– А кто я есть на самом деле? – удивился Пётр.
– Ты – криминальный авторитет, вор Ташкент, – решился, наконец, озвучить свои страхи Валерий, – и я это прекрасно помню.
Пётр остолбенел. Так много всего произошло за последние полгода, что он уже подзабыл тот короткий авантюрный эпизод своей дорожной "эпопеи". Ему понадобилось некоторое время, чтобы сложить пазлы в единую стройную картину.
– Так ты был в том переполненном вагоне?! – воскликнул парень.
– Да, был. Находился в дальнем от вашей малины углу, спал стоя, но видел всё, что там происходило, – выдохнул Валерий крепко засевшие в памяти страшные воспоминания.
– Так вот почему мне показалось знакомым твоё лицо! – Петя хлопнул себя по лбу ладонью. – А я-то никак не мог припомнить.
– Куда уж тебе было обращать внимание на валяющихся под ногами холуёв, – обиженно промямлил Валерий.
– И ты поверил, что я – вор по кличке Ташкент?!
– Доказательства были неопровержимыми: поверженные "шестёрки", тёплый приём в малине, в конце концов ты здорово обобрал их в карты, – в голову Валерия начали закрадываться сомнения.
– Вот это да! Всё-таки во мне, видимо, пропадает талантливый артист! – захохотал Пётр.
– А ты что же, хочешь этим сказать, что не вор, не бандит? – задал уточняющий вопрос Валерий.
– Конечно нет! – заявил Петя, радуясь, что недоразумение наконец-то улажено. – Я просто сыграл эту роль так, как чувствовал её, когда читал книгу про уголовников. Ведь надо же было как-то выживать в той "бочке с сельдями".
– Тебе это удалось, – с запоздалой завистью констатировал Валера.
– Да, проехался я тогда с комфортом, – согласился Петя, – если бы сейчас сюда тот мой рацион – хватило бы на всю нашу бригаду, – прикинул он количество и качество съеденного и выпитого в компании воров.
– А я тогда всю дорогу промучился так, что не дай Бог, – воскресил в памяти далёкие события Валерий. – Так что, ты действительно не криминальный авторитет? – он никак не мог поверить, что действия Петра в битком набитом вагоне были игрой.
– Я – политический заключённый, осуждён по 58-ой статье, это можно услышать хотя бы на поверке, – убедительно проговорил Пётр. – Где ты видел вора, осуждённого за попытку свержения социалистического строя?
– Да, что-то не припомню, – согласился Валерий.
Тем временем в мастерскую вошёл бригадир.
– Товарищи, подходим ко мне на пятиминутку! – прямо с порога призвал столяров Усман Туйгунов.
– Ну что, ты, наконец, понял, что я не уголовник? – тихо произнёс Петя, улыбаясь.
– Теперь понял, – расплылся в улыбке и Валера.
– Больше не будешь меня бояться?
– Нет. Вопрос снят.
– Тогда – пожмём друг другу руки – и будем друзьями, – предложил Пётр.
– Согласен, – ответил Валерий.
Мужчины закрепили достигнутый весьма позитивный результат рукопожатием.
– Пойдём к Усману, – Валерий на правах старшего слегка хлопнул Петю по плечу.
Оба зашагали получать задание на предстоящую рабочую смену.


Рецензии