Что значит святить имя божье?

 ЧТО ЗНАЧИТ "СВЯТИТЬ ИМЯ БОЖЬЕ?"

   Один из важнейших вопросов любой религии – ИМЯ БОЖЬЕ. Единственная молитва Нового Завета, оставленная нам самим Иисусом Христом, начинается со слов: «…Да святится Имя Твоё…» Что понимать под «именем», как к нему относиться, как его святить, как и когда упоминать, как произносить? Эти вопросы всегда были немаловажными в любой религии.
   На этой почве всегда возникало множество мнений, споров, размышлений и даже расколов и войн. В частности, в русском религиозном расколе одним из камней преткновения было написание имени Исус или Иисус.

   В конце XIX века возникло религиозное общество «Свидетели Иеговы», которое во главу угла ставит правильное произношение и почитание имени Бога и на этой почве расходится с остальным христианским миром (хотя есть и другие разногласия, но это одно из первейших). Уделяя большое внимание исследованиям в области имён Божьих, они накопили интересный багаж аргументов. Поэтому хочется начать разговор именно с обсуждения брошюры «Божье имя пребудет вовеки» (1994 год, издательство “watch tower bible and trast society of pensilvania”):
  «Верующий ли ты человек? Если да, то, несомненно, что ты, как и многие другие, веришь во Всевышнего. И ты, по всей видимости, с благоговением относишься к хорошо известной молитве, обращённой во Всевышнему. Это молитва "Отче наш", которой Иисус учил своих последователей. Начинается она так: "Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё" (Матфея 6:9).
  Почему в этой молитве Иисус прежде всего сказал, что нужно «святить» Божье имя? Уже после этого он упомянул пришествие Царства Бога, осуществление воли Бога на земле и прощении наших грехов. Исполнение этих просьб будет в конце концов означать постоянный мир на земле и вечную жизнь человечества. Можешь ли ты представить себе что-либо более важное, чем это? Тем не менее Иисус велел нам прежде всего молиться об освящении имени Бога. Очевидно, это имело для него решающее значение – ведь он не раз упоминал его в своих молитвах.
 Однажды, молясь публично Богу, он сказал: «Отче! прославь имя Твоё!» И Бог сам ответил: «И прославил и ещё прославлю» (Иоанна 12:28). Накануне своей смерти Иисус молился Богу в присутствии своих учеников и снова те услышали, как он подчёркивал важность имени Бога. Он сказал: «Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал мне от мира». Позднее он повторил: «Я открыл им имя Твоё и открою». (Иоанна 17:6, 26).
  Очевидно, Иегова Бог наделил человека желанием давать всему имена… Одно из первых дел Адама состояло в том, чтобы давать имена животным… И сегодня мы, следуя этому обыкновению, даём людям имена… Однако во дни израильтян имена не были просто ярлыками. Они что-то означали. Например, имя Исаак - «Смех», напоминало о смехе его состарившихся родителей, когда они впервые узнали, что у них будет ребёнок (Бытие 17:17, 19). Имя Исав означало «Волосатый» и описывало его физические особенности… Поэтому в « Иллюстрированном библейском словаре»(том 1, стр.512) говорится следующее: «Исследование слова «ИМЯ» в Ветхом завете открывает его значимость в еврейском языке. ИМЯ – это не просто ярлык, оно выражает характерные особенности того, кому принадлежит». Да, Бог придаёт большое значение именам и это видно из того, что Он указал будущим родителям Иоанна Крестителя и Иисуса, какими должны быть имена их сыновей (Луки 1:13, 31).»

   Далее на стр.6 той же брошюры читаем: «При одном знаменательном событии Бог произнёс и повторил своё имя, чтобы его услышал Моисей… Бог даже написал своё имя «перстом»… « И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божьим» (Исход 31:18).

   Затем в брошюре даётся древнееврейское написание четырёх согласных, так называемый «тетрагромматон». И дальше говорится: «Это имя является формой еврейского глагола ха-вах - «становиться» и по сути означает: «Он даёт становиться». То есть даёт жить – Он животворящий.

    На этом закончим цитирование и прокомментируем эти весьма важные заметки. Действительно, и по-русски «ИМЯ» и глагол «ИМЕТЬ» однокоренные. Значит имя отражает то, что имеется, самые глубинные, неотъемлемые черты, отражает суть того, что(кто) носит это имя. К сожалению, с тех пор, как мы начали носить преимущественно греческие имена, у нас сложилось впечатление об имени чисто символическое, внешне-информационного порядка. Поскольку смысл имён греческих никто не осознавал. Имя стало чем-то вроде метки, номера телефона, внешне-информационного кода. Хотя в именах женских ещё сохранились смыслы: Любовь, Светлана, Вера, Надежда, Людмила… Но и к ним отношение тоже стало поверхностным. Мы уже давно не пытаемся связать имя и суть.

   У Бога же ИМЯ И СУТЬ ЕДИНЫ.
   ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ «СВЯТИТЬ» ИМЯ? Если я хочу «святить» имя ЛЮБВИ, то, наверное, главным будет – ПРОЯВЛЯТЬ ЭТУ ЛЮБОВЬ, но не просто кричать на каждом шагу: «Любовь!» или писать это слово на заборах.
   СВЯТИТЬ ИМЯ - ЗНАЧИТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ЕМУ (ведь мы поклоняемся тому, что свято), а поклоняться – значит СДЕЛАТЬ ЕГО ИДЕАЛОМ, СЛЕДОВАТЬ СМЫСЛУ, ЗАЛОЖЕННОМУ В НЁМ.

   Можно за всю жизнь не произнести слово «любовь», но любить так, чтоб всем было очевидно, что ты «святишь» любовь, ибо она для тебя свята.
   СВЯТИТЬ ИМЯ БОЖЬЕ – ЗНАЧИТ ПЫТАТЬСЯ БЫТЬ ЕМУ ПОДОБНЫМ:
   «Будьте подобны Отцу  Небесному.»

   Что значат слова Иисуса: «Я  ОТКРЫЛ  ИМ  ИМЯ  ТВОЁ  И  ОТКРОЮ»?
 Свидетели Иеговы полагают, что Иисус тайно шепнул апостолам тетрограмматон (или как его правильно произносить с гласными вместе), и ещё шепнёт. Однако не наивно ли так полагать, если не только в самой Торе и в других местах Ветхого Завета, но и в храмах, письмах, на одежде у евреев встречался тетраграмматон в изобилии. Что ж тут нового открыл Христос?
   Ключ к пониманию - в словах Христа: «КТО ВИДЕЛ МЕНЯ, ТОТ ВИДЕЛ ОТЦА» или «Я В ОТЦЕ ПРЕБЫВАЮ, А ОН - ВО МНЕ». Собою, своим образом, своей жизнью и служением, любовью и кротостью, всем своим существом Христос открывал им имя Божье и ещё открыл на кресте жертвенность любви Отца.

   Знали ли таким имя Бога евреи, знали ли, что в этом и есть Его суть? – Отнюдь! Бог Ветхого Завета часто представал в другом виде, в виде Бога жестокого и мстительного, карающего и жестокосердного. Кто же виноват в этом искажении? Вот как отвечает Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира»:

    «Метаисторическое исследование Библии дало возможность проследить, как инспирировались пророки демиургом этого народа; как искажённо, но всё-таки его голос улавливали создатели книг Иова, Соломона, Иисуса Сираха; как вначале примешивалось к этому откровению, снижая его, инспирация из Шелема, от стихиали горы Синай, духа сурового, жестокого и упорного; и как потом книги Ветхого Завета начинают всё более омрачаться нотами гнева, ярости, воинственности, безжалостной требовательности: характерными интонациями Уицрауров. Но монотеизм, как всепородная религия, был необходим, и здесь, именно здесь он был всё-таки дан; в этом историческая и метаисторическая задача еврейства. Важно то, что несмотря на подмены, вопреки спутанности инстанций, вдохновлявших разум и творческую волю создателей Ветхого Завета, монотеистическая религия сокрушена не была. И под «Я» библейских книг можно, хотя, конечно не всегда, понимать Всевышнего.» (Роза Мира стр.114).

   Возможно, что именно Замысел (дать людям чёткий монотеизм) отчасти приводил к необходимости концентрировать сознание древних евреев только на личности Всевышнего. И даже если где-то жёстко и порой жестоко на этот народ воздействовали тёмные силы (точнее, он сам из-за своих отпадений от веры попадал в их ловушки, под их воздействие), то инспирировавшие свыше инстанции вынуждены были брать ответственность за это на себя: «Вот Я, твой Бог, сделал это!» - чтобы не возник страх и из страха - соблазн поклоняться этим мощным тёмным инстанциям и  даже служить им. Ведь во многом ещё языческое сознание древних стремилось иметь «хорошие отношения» со всеми богами, лишь бы те не гневались, а осыпали народ милостями.
   Поэтому в первую очередь Иисусу Христу нужно было раскрыть ИСТИННОЕ ИМЯ БОГА, Его ИСТИННУЮ СУТЬ, перемешанную у иудеев с духом мщения, ревности, гнева. Но и это до конца не удалось из-за незавершённости миссии Христа (см. статью «Тайна земной миссии Христа»).

   Все апостолы, кроме Иуды, поняли эту суть, им Христос открыл это новое для иудеев имя – Любовь. Особенно это понял Иоанн, он прямо пишет: «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ» и «БОГ ЕСТЬ СВЕТ И НЕТ В НЁМ НИКАКОЙ ТЬМЫ».
  И только Иуда ждал от Христа жёстких, решительных, насильственных действий в отношении язычников:
  «Субъективный мотив предательства Иуды заключался в том, что Христос...  разрушил в душе Иуды еврейскую мечту о Мессии как о национальном царе, владыке мира. Эта мечта горячо пылала в сердце Иуды всю его жизнь до самого дня встречи с Иисусом, и её крушение было для него великой трагедией.» (Роза Мира стр.115).

   Да, Иуде виделся Бог – жёсткий повелитель, беспощадный владыка, карающий неверных бескомпромиссно. Когда же он увидел Бога кроткого, смиренного, Бога кротких и мирных (кроткие наследуют землю), то он был глубоко разочарован. Ему тогда не открылось ИМЯ БОЖЬЕ.
   Другие же апостолы, поняв и приняв этот ОБРАЗ БОГА, это ИМЯ – святили его, то есть сами приняли жертвенную смерть ради веры, а не стали создавать подпольные военные отряды сопротивления.
 Более конкретно об именах Божьих и имени пойдёт речь в статье "Принципы монотеизма. Имя Божье."


Рецензии