Был ли Тамерлан тюрком?

Был ли Тамерлан тюрком?


Амир Тимур (монг. Тёмёр) ибн Тарагас Барлас принадлежал к адептам суфизма (мусусульманско-суннитская доктрина мистического пути), владел 3 языками -персидским, джагатайским (один из развитых и литературно обработанных тюрк. языков) и монгольским. О том, что он говорил и понимал по-монгольски имеется сообщение 1451 г. Барлас - монг. племя. На его надгробной плите имеется надпись на джагатайском языке, в которой сообщается, что Амир Тимур-"султан Турана" и его род ведёт происхождение от женщины по имени "Алангуф". Это монг. Алан-гоа, которой легенды приписывают чудесное рождение сыновей от сивого волка (он же "луч-волк"). С этой генеалогической линией были связани "нируны", к которым возводили своё происхождение и сами чингизиды.

Тимур Амир не считался чингизидом, но причислял себя, во-первых, к потомкам Алан-гоа (т.е. нирун-монголам), а во-вторых к зятьям Дома Чингизидов. Статус "зятя" у чингизидов обязывал, как-минимум, незамедлительной поставки войск по первому же требованию старшего Дома Чингизидов.

Результаты краниологических измерений, проведённых группой учённых, во главе с антропологом Герасимовым, подтвердили, что у Амира Тимура-султана Турана, была раздроблена правая коленная чашечка, тем не менее он был мускулистым, жилистым, с хорошо физически развитыми плечами, торсом, и шеей, без полноты в теле. Это человек принадлежал к южно-сибирскому антропологическому типу и не был похож на современных узбеков. Его телосложение указывало на биологический возраст - моложе 50 лет, хотя он к моменту смерти был значительно старше.

У Амира Тимура имелось 18 жён, одна из которых считалась "чингизидкой".Таким образом, Амир Тимур не являлся этническим тюрком, джагатайский язык был всего лишь одним из трёх языков, которыми он владел.

Точно так же не принадлежали к собственно этническим тюркам и представители династии Османов (Османгъази огъуллары). Они - из монг. рода "къайы" хорасанских туркмен, представители кооторого ещё в эпоху Османской империи употребляли между собой язык, совершенно непонятный туркменам, что отмечено в источниках.

В добавок ко всему как в Средней Азии, так и среди сельджукидов (первых туркменских завоевателей Византии) персидский язык (фарси-дари) занимал ключевые позиции в области культуры и официального делопроизводства. Даже на все письма османских султанов,изложенных на турецко-османском, обращённых к правителям Ср. Азии среднеазиатско-тюркские правители подчёркнуто отвечали на персидском.

"Туран" Тимура, прежде всего, в его собственном понимании представлял сплав местного населения с Аджамской (т.е. "персы", "не-арабы") культурой и языком, скреплённый исламом суннитского толка. Вся остальная "ересь" на захваченной его армией территории уничтожалась и разрушалась.Золотоордынские порядки он не признавал и не принимал. Все военные успехи туркмен в Византии он не ставил высоко,открыто высмеивал и считал, что османы добились побед, сражаясь лишь со слабым противником, что не преминул доказать делом. В битве под Анкарой Тимур наголову разгромил турецкого султана Баязида Йылдырыма, и заключив его в тесную клетку возил собой, пока тот не кончил жизнь самоубийством. Именно победа Тимура над Баязидом отсрочила взятие Константинополя османами в 1453 г.

Любимый внук Тимура -Улугбек был обезглавлен тюрками- узбеками по надуманному обвинению в "отходе от ислама". Попытка перехватить бразды правления у монгольских по-происхождению династий - старая и хорошо известная тюркская традиция. Точно такой же же,например, трюк пытались провернуть протоболгары на Балканах, интригуя против Батбайана - аварского кагана. Задолго до этого в результате тюркских интриг и сговора с врагами,  древним тюркам удалось свергнуть и умертвить правителей каганата Жужань (Rouran). Но даже  сам правящий род Ашина древних тюрков (тюркютов) при всём этом, являлся,по мнению Гумилёва Л.Н. отюреченным монгольским.  В Золотой орде (Улус Джучи) можно проследить схожий процесс постепенного замещения монголов тюрками.

При этом любой исправный гос. механизм, оказавшийся в их руках неизменно разваливался или впадал в жалкое состояние. Что собой представляют сами тюрки, без влияния авраамитических религий (ближневосточной Земли Заречья), говорят красноречивые примеры щорцев, алтай-кижи, тывинцев. 


Рецензии