Опыт и знание мифолого-религиозное и научное

Ерошенко Т.И., Ерошенко И.П.
Опыт и  знание: мифолого-религиозное и научное
ОПЫТ И ЗНАНИЕ: МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЕ И НАУЧНОЕ
(Очень субъективные заметки)
                1.
       Все социально-антропологические системы (цивилизации, государства, союзы государств, международные организации и т. п.) можно рассматривать как результаты опытов по реализации людьми знаний: мифолого-религиозных, а примерно с середины Х1Х – го века смешанных (мифолого-религиозных и научных).   
     Предупреждая возможные вопросы и недоумения, провозглашаем, что наши заметки не о религии. Мифолого-религиозное знание и религия как понятия пересекаются, но  не совпадают. Пересекающимися понятиями, безусловно, являются духовность и религиозность. Искренняя религиозность всегда духовна, а духовность психологически окрашена религиозным переживанием (переживанием сакрального). .
Подчёркивая субъективность наших заметок, мы тем подтверждаем, что не претендуем на непоколебимую истину. Мы ищем истину и приглашаем к этому поиску других,  предлагаем свое понимание очень сложной ситуации, установившейся между мифолого-религиозным и научным знанием, ситуации развивающейся и отражающейся и в мире, и в  нашем российском обществе.
      Наш тезис таков: знание во всех его видах и формах нужны не для того, чтобы только облегчить человеку жизнь, это, безусловно, важно, но это не главное, а главное в том, чтобы самому человеку  как человеку (homo sapiens) стать лучше, раскрыть в себе новые возможности, новые творческие силы,  облагородить свою жизнь, сделать её осмысленной и полноценной.
                2.
     В чём мы видим проблему? Знаний человечество на сегодня накопило много и оии продолжают расти в геометрической прогрессии, а на свойствах, качестве человека  это отражается слабо. Во всяком случае, эти изменения не соответствуют объёму существующего знания и потребностям переломного момента и в жизни страны, и в жизни планеты.
       Например, человечеству постоянно не хватает знаний, чтобы отвести от себя угрозу самоуничтожения. Эта угроза прошла через весь ХХ – й век, и с ней же человечество пребывает и в ХХ1 – ом.

     Под опытом мы подразумеваем деятельность человека в обществе. Этот опыт включает в себя как историческую деятельность, так и деятельность, осуществляемую уже в наше время, если  её результаты как-то проявились на наших глазах. Например, на наших глазах произошёл распад  СССР ( к которому мы все «приложили свои руки, хотя бы и непониманием, того что происхолит)  и сразу же  ставшая якобы «либерально-демократической» в угоду Западу Россия почувствовала на себе его мягкие, но удушающие лапы. И в конце концов Россия де факто вернулась к ситуации очень похожей на 1941 -1945 г.г. при том, что советский период сквозь призму солжениценского творчества признаётся руководящими кругами  современной России как историческая аномалия. 
    
     Граница  между нашим временем и историческим условна. Тысячелетнее развитие России привело к возникновению Советского Союза, а примерно за 50  последних мы потеряли  право на уверенность в существовании в будущем своей страны. Мы даже не совсем чётко представляем, что у нас за строй и кто нами управляет.
       Правда, правящие круги в нашей стране, вернув России триколор, настойчиво пытаются внушить нам, её гражданам, что современная Россия это и есть подлинное продолжение той тысячелетней. Но это не правда. Драма заключается в том, что считая себя продолжателями той  тысячелетней России, они апогей её развития, т. е. советский период, всяческими искажениями того, что там происходило, обрывают, обрывают связь современной России с дореволюционной. Нельзя отрицать, что в опыте СССР было всё великолепно, были и трагические ошибки, но ведь и дореволюционная Россия – это не только Уваров, Ильин, Франк и др., но и декабристы, и Белинский и Чернышевский и др.
                3,
      Нельзя одним триколором, сколь длинным его не делать,  связать современную Россию с тысячелетней историей дореволюционной России, пропуская (выбрасывая) советский период. В ХХ веке, став Советским Союзом, Россия в той или иной мере была опорой и надеждой мира. Сила России в образе Советского Союза заключалась не только в мощных вооружённых силах, но и в той правде, которую она провозгласила миру: «войны между народами» - «варварское и зверское дело», а чтобы избавиться от войн нужно строить общество социальной справедливости, т.е. социализм. Россия в образе Советского Союза была сильна правдой своего бытийствования. Правду коммунистического Советского Союза понимали даже религиозные деятели на Западе. В опыте Советского Союза слились мифолого-религиозное знание мировых религий и научные обобщения создания общества социальной справедливости в трудах К. Маркса и его последователей.

     Роль России как опоры мира подтверждают слова Муара Каддафи, произнесённые им незадолго до своей гибели:  «Четыре месяца, – четыре месяца! – вы бомбите нашу страну, и все боятся даже сказать слова осуждения. Будь еще в мире Россия, настоящая Россия, единая и великая Россия, защищавшая слабых, вы не посмели бы. Но её нет, её нет, и вы торжествуете. А зря. Вы забыли одно: жизнь умеет разворачиваться, и многое может случиться в будущем». ( https://dzen.ru/a/Y8Rg-0Me-RGcuCY6 )
       Можно ли вернуть современной России силу духа, силу правды, которая была у Советского Союза.? Мы верим, что можно. Если кратко ответить на этот вопрос, то получится следующее: надо реально вернуть современной России исторический опыт советского периода. Вот тогда современная Россия воссоединится со всей тысячелетней истории. И только соединившись реально со всей своей историей Россия снова может стать центром не разрушительной, а созидательной бифуркации.


Рецензии