Сокровища испанских галеонов

Поиск сокровищ, как реальных, так и мифических, стало довольно популярным занятием, а для кое-кого даже профессией. Ищут их не только на суше, но и в глубинах морей и океанов, на дне которых погребены останки сотен тысяч кораблей и судов.
Наибольший доход искателем подводных сокровищ принесли затонувшие испанские галеоны. Это тип парусных судов впервые появился в Испании и Португалии в первой четверти XVI века и по своим мореходным качествам значительно превосходил предыдущие каравеллы и каракки. Затем такие суда получили распространение и в других странах Западной Европы. Эра галеонов продлилась до середины XVII века, хотя некоторые из них прослужили намного дольше.
Хотя галеоны первоначально проектировались как боевые корабли, использовались они и для перевозки грузов и войск - широко известны галеоны испанской Непобедимой Армады. Средний галеон середины XVI века имел водоизмещение порядка 300 испанских тонн (одна испанская тонна равна 920 кг), но водоизмещение наиболее крупных достигало 800 тонн, а в 1588 году в составе испанского флота имелись три галеона водоизмещением около 1000 испанских тонн. Испанские галеоны строились не только на верфях метрополии, но также в Гаване и на Филиппинах.
Приобретение Испанией в первой половине XVI века огромных колониальных владений на американском континенте с богатыми месторождениями золота, серебра, изумрудов и т.п. превратило нищую страну в богатейшую и могучую империю.
На протяжении XVI века Испания только из вице-королевства Новая Испания (владения в Северной и Центральной Америке) получила богатства, эквивалентные 1,5 миллиардам долларов США (в ценах 1990 года).
Из разных уголков Испанской Америки по морю и сухопутным путем на плечах носильщиков, лошадей и мулов золото, серебро, изумруды, жемчуг доставлялись в строго охраняемые хранилища в в хорошо укрепленных портах Веракрус, Номбре-де-Диос или Портобелло (Панама) и Картахена (в нынешней Колумбии). А через Тихий океан с Филиппин в мексиканский порт Акапулько с 1565 по 1814 годы прибывали так называемые «Манильские галеоны» с грузом китайского фарфора и шелка, пряностей и благовоний, а обратно они отправлялись загруженные серебром.
До 1622 года драгоценные металлы отправлялись в метрополию в слитках, а позже в колониях начали чеканить из них монеты, которые составили до 20% груза.
Суда с ценностями из портов Мексиканского залива и Карибского моря собирались в кубинском порту Гавана, откуда дважды в год с составе конвоев следовали в испанские порты Севилья и Кадис с заходом на Канарские острова.
В пути их ожидало немало опасностей - нападения пиратов или кораблей враждебных государств (Испания нередко находилась в состоянии войны с Англией, Францией и Голландией), ураганы, мели и рифы. Для отражения возможных напалений с 1526 года, согласно королевскому указу, все корабли, отправлявшиеся в колонии, или возвращающиеся оттуда с ценностями, следовали только в составе конвоя.
Конвои состояли из десятков галеонов с грузами совершавших переход под охраной нескольких тяжеловооруженных кораблей с отрядами солдат морской пехоты на борту численностью не менее 125 человек. Да и каждое грузовое судно было вооружено не менее чем четырьмя тяжелыми и шестнадцатью легкими орудиями (так называемых “verso”), а все люди на борту имели огнестрельное оружие.
Однако, главной опасностью были силы природы. «Золотые» галеоны выходили из Гаваны в конце лета и следовали через Флоридский пролив вдоль окруженных коралловыми рифами цепочки мелких островков Флорида-Кис, пользуясь попутным ветром и течением Гольфстрим, а затем, обогнув Багамские острова, шли на восток через просторы Атлантики.
В это время у побережья Кубы, Флориды и Багамских островов часто свирепствовали тропические ураганы, неожиданно обрушивавшие на галеоны всю мощь своей стихии. Множество испанских парусников, их экипажи и пассажиры нашли свой печальный конец на рифах Флорида-Кис или Багам. На морском дне оказались ценности стоимостью в сотни миллионов нынешних долларов.
На протяжении столетий они манили к себе искателей сокровищ и приключений многих стран. Особую известность приобрел затонувший 6 сентября 1622 года во время урагана в районе островов Флорида-Кис галеон “Nuestra Se;ora de Atocha”.
Судно вышло из Гаваны 4 сентября в составе конвоя из 28 судов. Его экипаж состоял из 133 человек, кроме того, на борту находились 82 солдата и 48 пассажиров. Среди прочих грузов галеон перевозил 901 серебряный и 161 золотой слиток, 255 тысяч серебряных монет, 15 тонн меди.
Спастись удалось всего лишь четырем членам экипажа галеона «Нуэстра сеньора де Аточа». В общей сложности во время шторма погибли три судна из состава конвоя и пятьсот пятьдесят человек, затонул груз стоимостью в сотни миллионов долларов.
До 1641 года испанцы предпринимали попытки поднять затонувшие ценности, используя чернокожих рабов-ныряльщиков и индейцев-ловцов жемчуга, а позднее и изготовленный в Гаване бронзовый водолазный колокол.
Хотя галеоны затонули на глубине всего лишь 16 метров, их корпуса были быстро разрушены и занесены толстым слоем песка. Останки «Нуэстра сеньора де Аточа» обнаружить не удалось, но в 1626 году смогли поднять на поверхность триста пятьдесят серебряных слитков, несколько тысяч монет, бронзовых пушки и много медных изделий с затонувшего в том же урагане галеона «Санта Маргарита». Дальнейшие поиски были прекращены.
В 1969 году к поиску сокровищ «Аточи» приступил американец Мэл Фишер. Неоценимую помощь оказал историк Юджин Лайонз, который, изучая испанские архивы, смог определить  примерный район гибели галеона. К этому времени Мэл уже имел успешный опыт поиска подводных сокровищ с испанских судов, затонувших у берегов Флориды в 1715 году.
При этом он использовал магнитометры и собственное «ноу-хау» - изобретенное им устройство, получившее прозвище «почтовый ящик». Это было некое подобие гидромонитора, представляющее из себя трубу, в которую винтом поискового катера нагнеталась вода. С помощью такого устройства в донном песке за десяток минут вымывалась яма в 9 метров шириной и в 3 глубиной.
Поиски сокровищ заняли долгих 16 лет. Они были разбросаны на многокилометровой площади и засыпаны толстым слоем песка. Первые ценные находки обрадовали искателей только в 1973 году, а к середине 1985 года удалось поднять с морского дна драгоценностей (золотые и серебряные слитки, серебряные монеты, изумруды и т.д.) на сумму около 450 млн долларов. При этом не обошлось без человеческих жертв - во время шторма погиб сын Мэла Фишера с женой и один из аквалангистов.
Кроме драгоценностей, со дна подняли бронзовые пушки, мушкеты, сабли и другое оружие и боеприпасы, а также ценный артефакт - астролябию, притом в исправном состоянии.
Считается, что на дне остаются сокровища на сумму не менее, чем на 500 миллионов, поэтому поиски продолжаются. В 2011 году появились сообщения о находке 10-каратного золотого кольца с изумрудом, которое оценили в 500 тысяч долларов.
На дне Мексиканского залива и Карибского моря затонули десятки испанских судов с ценнейшими грузами, которые все еще ждут удачливых искателей сокровищ. И некоторым из них улыбается судьба.
Примером может служить галеон «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон», затонувший у берегов Гаити во время тропического урагана в 1641 году. Утверждают, ссылаясь на испанские архивы, что на его борту находился «самый богатый груз, когда-либо отправлявшийся из Вест-Индии».
Многочисленные испанские спасательные экспедиции успехом не увенчались и только в 1687 году искателю сокровищ из Массачусетса Уильяму Филе с помощью индейцев-ловцов жемчуга удалось поднять на поверхность около 30 тонн серебра. Увы, после смерти Филе следы «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон» были вновь потеряны.
Тем не менее, поиски галеона не прекращались, в них приняла участие и команда знаменитого исследователя Жака-Ива Кусто на судне «Калипсо». Но все поиски были тщетными.
В начале 70-х годов прошлого века к поискам сокровищ подключился американец Берт Уэббер. Вместе с единомышленниками изучал архивы Морского музея в Мадриде, Британского музея, Генеральные архивы Индии в Севилье, где хранились отчеты обо всех плаваниях и кораблекрушениях судов, перевозивших грузы из испанских колоний, в надежде определить место гибели «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон».
Их труды увенчались успехом - в одной из частных коллекций был обнаружен судовой журнал британского судна, участвовавшего в экспедиции Филе по подъему сокровищ. Это, а также использование новейшего магнитометра, помогло добиться успеха. После 11 месяцев подводных поисков экспедиции Уэббера удалось обнаружить около 32 тонн серебряных слитков и монет, золотые украшения, китайский фарфор и многое другое. Остальные сокровища галеона все еще ждут своего часа.
А совсем недавно в колумбийских территориальных водах на глубине 950 метров был обнаружен погибший в 1708 году в бою с британскими кораблями «золотой» галеон «Сан Хосе» на борту которого, согласно архивам, находятся несметные сокровища (по ряду оценок более, чем на миллиард долларов).
Галеоны с богатствами Нового Света гибли и на противоположном краю Атлантики у южных берегов Испании, включая Кадисский залив. Только на дне залива у города Кадиса таятся сокровища на сумму в 24 миллиарда евро, а вдоль всего атлантического побережья южной Испании - на 116 миллиардов. Эти данные почерпнуты исследователями из Генеральных архивов Индии в Севилье.
Еще одну тайну сокровищ хранят глубины бухты Виго, расположенной на северо-западе Испании. Именно отсюда черпал свои богатства герой романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» капитан Немо.
В 1701-1714 годах шла так называемая Война за испанское наследство - борьба ряда европейских стран за испанский трон, освободившийся после смерти короля Испании Карла Второго. Так как военные действия шли и на просторах Атлантического океана, то на протяжении почти трех лет власти Испании опасались отправлять из своих американских колоний конвои судов со столь необходимыми для воюющей страны ценностями и их там скопилось огромное количество.
В 1702 году испанские власти все-таки решились направить из американских колоний в метрополию флот из двадцати галеонов с ценностями: около 127 млн серебряных и золотых монет (свыше 3400 тонн серебра и 200 тонн золота), а также товары из юго-восточной Азии - шелк, фарфор, жемчуг, пряности и многое другое на сумму 30 млн песо. На подходах к испанским берегам к ним присоединились 23 французских военных корабля. Так как порт назначения Кадис был блокирован вражеским англо-голландским флотом, то было принято решение следовать в Виго.
12 октября в бухте Виго произошло сражение между англо-голландским и франко-испанским флотами, закончившееся полным поражением последнего. Только нескольким французским кораблям удалось вырваться из залива. Большинство испанских галеонов было потоплено противником или затоплены экипажами, но ряд судов было захвачено противником, при этом ему досталось несколько десятков тонн серебра, золота и других ценных товаров.
Еще до подхода англо-французской эскадры большая часть золота и серебра с галеонов была выгружена на берег и отправлена во внутренние районы страны. Тем не менее, до сих пор бытуют легенды об несметных сокровищах, лежащих на дне бухты. И хотя до 1955 года для их поиска было организовано 13 экспедиций, удалось отыскать только небольшое количество серебра.


Рецензии