Сенаторы Древнего Рима, реферат

        СЕНАТ Рима (от латинского senatus, от senex- старец)- совет старейшин, один из высших органов власти в Древнем Риме.

Первоначально римский Cенат объединял 100 глав семейств Рима — Патрес,- избранных Ромулом. Тарквиний Древний (правил в 616-579 годах до н.э.) увеличил число сенаторов до 300 человек. Царь советовался с сенаторами по религиозным и политическим вопросам. Они осуществляли правление Римом в период междуцарствия и уже в то время обладали большим авторитетом.

В республиканский период Сенат вместе с магистратами и народными собраниями (комициями) являлся одной из трех ветвей власти в государстве. Сенат принимал к своему рассмотрению вопросы внешней политики и ведения военных кампаний, контроля использования государственных финансов и имущества, деятельности магистратов и осуществления религиозных культов. В большинстве случаев его постановления (сенатус-консульты) имели консультативно-рекомендательный характер, однако, игнорирование мнения сенаторов могло серьезно затруднить работу магистратов, а порой и полностью ее заблокировать.

Сенат вначале состоял только из патрициев, но с начала 5 века до н.э. в его ряды стали принимать и богатых плебеев, в первую очередь, бывших магистратов. Их имена заносили в списки Сената наряду с именами патрициев (отсюда выражение «Patres conscripti»- «Отцы, внесенные в список»). В 179 году до н.э. из 304 сенаторов только 88 были патрициями. Сулла довел число сенаторов до 600 и включил в состав Сената всадников. При Цезаре сенат состоял из 900 человек. Август сократил число сенаторов до 600. Кандидаты в Сенат вначале выбирались консулами, а с 318 года до н.э.- цензорами, составлявшими сенаторские списки. Так как должность сенатора не была ни выборной, ни наследуемой, и в стране насчитывалось лишь 300 аристократов, обладавших минимальным цензом, необходимым для исполнения этой функции, отбор кандидатов в сенаторы зависел лишь от личного опыта и мнения цензоров. Сенаторы сохраняли свое звание пожизненно, но цензоры имели право исключать из списков сенаторов тех, кто запятнал себя позорными поступками или предосудительным поведением. К концу республиканского периода звание сенатора постепенно становится наследуемым. Сенатор должен был быть не моложе 46 лет, а вправление Суллы – не моложе 30 лет. Всех сенаторов заносили в списки по иерархическому принципу. Списки начинались самым старшим из бывших цензоров или диктаторов, затем шли консулы, преторы и т.д. Первым записывали принцепса сената.

Сенаторы носили тогу с продольными пурпурными полосами (претексту), золотое кольцо и специальную обувь (из кожи красного цвета -для курульных сенаторов, из черной кожи — для всех остальных сенаторов) с пряжкой в виде полумесяца. В театре, амфитеатре и в цирке они занимали почетные места в первых рядах.

С 218 года до н.э. всем сенаторам запрещалось заниматься коммерческой деятельностью, что предполагало наличие у них больших состояний. Все они являлись выходцами из самых старинных и богатых родов Рима и составляли олигархическую верхушку республики. Им запрещалось вступать в браки с лицами низших категорий населения.

Заседания сената проходили по тем же правилам, что и комиции. Обычно их проводили в Гостилиевой курии, но иногда и в других местах, например в храмах. Хотя заседания сената шли при открытых дверях, доступ на них народу был запрещен. Заседания начинались с ауспиций (гадания авгуров по поведению птиц) и чтения молитв. Магистрат, собравший сенаторов, предлагал им на рассмотрение проект постановления или любой вопрос, требовавший обсуждения. Вызываемый по списку (в иерархическом порядке) сенатор излагал свою точку зрения по обсуждаемой теме, и никто не имел права прервать его речь, какой бы долгой она ни была (Катон Утический выступал однажды перед сенаторами в течение целого дня!). Иногда сенаторы сразу приступали к голосованию, минуя обсуждение. Решение, принимаемое сенатом, называлось сенатским. Если магистрат, воспользовавшись своим правом, хотел отложить его исполнение, оно архивировалось, иногда безвозвратно.

Среди компетенций Сената были:
1) рассмотрение отчетов магистратов об их деятельности;
2) провозглашение побед и празднование триумфов;
3) до 257 года до н.э. принятие законов, предложенных на комициях, а после- одобрение проектов законов перед их направлением для голосования на комициях;
4) голосование (по предложению магистрата) за набор рекрутов для армии;
5) распределение должностей командиров по армии;
6) контроль за финансами Рима, депозитарием которых он являлся (до 167 года до н.э.);
7) установление налога и размера доходов, получаемых с провинций, фиксирование уровня расходов;
8) контроль за соблюдением и исполнением традиционных культов;
9) арбитраж в вопросах о гражданстве;
10) назначение комиссий, расследующих злоупотребления магистратов в провинциях; направление в провинции инспекционных комиссий децемвиров;
11) прием иностранных послов (как правило, в феврале) и ратификация международных договоров.

Со времен императора Августа принадлежность к сенаторам определялась не столько знатным происхождением, сколько имущественным цензом в 1 миллион сестерциев. Император председательствовал на заседаниях сената.

Перечень полномочий Сената в имперский период формально увеличился:
1) он избирал магистратов (начиная с 14 года), но кандидаты на эти должности назначались императором;
2) проводил выборы императора;
3) сенатские решения принимали силу закона;
4) Сенат получил дополнительные полномочия (председательствовать в апелляционных судах в гражданском делопроизводстве, а иногда и в уголовных процессах).
В действительности Сенат стал простым инструментом в руках императора: роль Сената была сведена к механическому одобрению принятых императором решений. Большую часть сенаторов стали составлять провинциалы. Когда Диоклетиан проводил реорганизацию управления империей, Сенат уже значил не больше, чем муниципальный совет Рима.


Рецензии