История песни Нам нужна одна победа

     Это одна из самых любимых народом песен, исполняемых на День Победы. Булат Шалфович Окуджава сочинил её для фильма «Белорусский вокзал», посвятив режиссёру Андрею Сергеевичу Смирнову, а композитор, музыкальный педагог и музыковед Альфред Гарриевич Шнитке (1934 – 1998) написал оркестровку. Другое название песни – «Мы за ценой не постоим».

                НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА

     Здесь птицы не поют,
     Деревья не растут,
     И только мы к плечу плечо
     Врастаем в землю тут.
     Горит и кружится планета,
     Над нашей Родиною дым,
     И, значит, нам нужна одна победа,
     Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
     Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
          Припев:
          Нас ждёт огонь смертельный,
          И все ж бессилен он.
          Сомненья прочь: уходит в ночь отдельный
          Десятый наш десантный батальон.
          Десятый наш десантный батальон.
     Лишь только бой угас,
     Звучит другой приказ.
     И почтальон сойдёт с ума,
     Разыскивая нас.
     Взлетает красная ракета,
     Бьёт пулемёт, неутомим,
     И, значит, нам нужна одна победа,
     Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
     Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
          Припев.
     От Курска и Орла
     Война нас довела
     До самых вражеских ворот.
     Такие, брат, дела…
     Когда-нибудь мы вспомним это
     И не поверится самим,
     А нынче нам нужна одна победа,
     Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
     Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
          Припев.

     Герои фильма расстались на Белорусском вокзале летом 1945-го. Спустя четверть века они встречаются на похоронах боевого товарища. В их душах с новой силой оживает пережитое. Время не властно над их памятью: ветераны сохранили верность фронтовой дружбе, способность жертвовать собой, неистребимую любовь к жизни.

     Премьера фильма состоялась 30 апреля 1971-го.

     Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» заказал Булату Окуджаве не только как поэту, но и как бывшему фронтовику, солдату-миномётчику, режиссёр Андрей Смирнов. Он просил написать песню, которую бы пели в фильме тоже бывшие фронтовики, и притом такую, «чтобы это была песня, как бы ими самими сочинённая». И вот эта песня, которая по первоначальному замыслу режиссёра должна была украсить, сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, сама стала одним из главных действующих лиц фильма.

     «Я приехал к нему домой, – вспоминает Андрей Смирнов, – рассказал о нашей работе и своей задумке. Булат Шалвович выслушал меня и стал отказываться: – Не пишу я сейчас песен. Перешёл на прозу. Работы уйма. Найдите кого-нибудь другого… Сопротивлялся он долго. Еле уговорил его прочесть хотя бы сценарий картины. Но лучше бы не делал этого – сценарий не произвёл на него никакого впечатления. И тогда я пошёл на отчаянный шаг – решил показать ему отснятый к тому времени материал. Привёз на «Мосфильм», усадил в просмотровом зале… Когда зажёгся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему это понравилось».

     В скором времени Окуджава принёс готовую песню. Послушать её собралась вся киногруппа. «Я, признаться, растерялся, – рассказывает об этом памятном для него прослушивании поэт. – Предупредил, что не предлагаю свою мелодию, пусть они судят только о стихах. И неуверенным, каким-то диким от волнения голосом начал петь… Сначала песня не произвела впечатления ни на режиссёра, ни на киногруппу, но я чувствовал: что-то в ней есть. Просто мешало моё неумение исполнять, да ещё, не умея играть, я вздумал аккомпанировать себе на пианино в присутствии композитора Шнитке, писавшего музыку к «Белорусскому вокзалу», и делать это при нём было особенно трудно. Но вдруг именно он, один-единственный, сказал: «Послушайте, а ведь это же очень интересно». И тут же воспроизвёл песню сам, и мы начали петь дуэтом. И тогда запела вся группа… По-моему, в фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: без особенного умения, на нерве…»

     Краткая биография автора песни Булата Шалвовича Окуджавы – в рассказе «История песни “До свидания, мальчики…”» (http://proza.ru/2024/01/03/990).

     Рассказывая о песне «Нам нужна одна победа», нельзя не сказать об её исполнительнице – Нине Николаевне Ургант, сыгравшей медсестру Раю в «Белорусском вокзале». Вот что пишет об этой её работе журналистка Э. Горчакова в очерке «Женщина из нашего полка»:

     «Героиню Ургант назвали самым прекрасным образом русской женщины на войне, хотя снималась она в стареньком домашнем халатике. Требовалось только одно: спеть и не заплакать. Плачут только мужчины. Дубли шли один за другим, и она убегала с площадки в слезах. А потом пошёл тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос. Очень ровный. Сила в нём разгорается – как пожар, как набат, как беда! Плачет Леонов, по-ребячьи, взахлёб, кусает губы Сафонов, по суровому лицу Глазырина сквозь сомкнутые веки текут слёзы. А женский голос звенит такой мощью, такой сокровенной клятвой… Всё правильно. Так оно и было по правде, по войне. Только бы женщина выдержала. Только бы встала нерушимо на просторе огромной страны – в заводском цехе, на ржаном поле, у детской колыбели… И фронт не дрогнет!»

     Актриса Нина Николаевна Ургант (1929 – 2021) родилась в городе Луга Ленинградской области. В 1930-е годы семья советского офицера Николая Урганта ездила вместе с детьми (две дочери и два сына) по стране. В 1940-м Николай Ургант, ставший майором НКВД, получил назначение в латвийский город Даугавпилс, где семья встретила начало Великой Отечественной войны. Немецкие войска вошли в город уже через несколько дней. Николай Ургант ушёл на восток вместе с отступавшими советскими войсками, а семья осталась в оккупированном городе. Нина Ургант скрывалась во время облав и убегала от полицаев, чтобы не угнали в Германию. Детей прятала в подвале дворничиха; при этом вся округа знала, что это – дети чекиста, но никто их не выдал. После освобождения Даугавпилса Нина вернулась в школу. Участвовала в школьных концертах, читала стихи, играла на гитаре и пела песни военных лет, заслужив прозвище «Нинка-артистка». По окончании школы она, выдержав большой конкурс, поступила в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. В 1953-м, по окончании института, год прослужила в Академическом театре им. Ф.Г. Волкова в Ярославле, где заняла место ведущей лирической героини. C 1954-го – актриса Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, на её счету в этом театре около 20 ролей. С 1962-го начала работать в Ленинградском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина, где сыграла более 30 ролей. Первую большую роль в кино сыграла в 1962-м в мелодраме «Вступление», играла в фильмах «Я родом из детства» (1966) и «Сыновья уходят в бой» (1969). Но наиболее известной стала роль медсестры Раи в фильме «Белорусский вокзал». В 2008-м сыграла свою последнюю роль в фильме «Азиат». С 2015-го являлась членом гильдии актёров кино России. Заслуженная артистка РСФСР (1960), лауреат Государственной премии (1976), награждена орденами «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Почёта.

     Послушать песню «Нам нужна одна победа» в исполнении Нины Ургант можно в Интернете – фильм «Белорусский вокзал»: http://www.youtube.com/watch?v=eQQTiBtz5jU.

     Там же есть несколько видеоклипов с этой замечательной песней:

     – песни военных лет: http://www.youtube.com/watch?v=m-WJtqRIlPA;

     – певица Зара: http://www.youtube.com/watch?v=SM1iC0UFiso;

     – Академический Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова: http://www.youtube.com/watch?v=-jt3KC8PwC8.

     По материалам Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника «Истории военных песен» – http://proza.ru/2023/03/26/407.

     2024


Рецензии