Старый казак и ленивый работник

 
Жил в давние времена в одной небольшой  станице старый казак.
 Никого у него, окромя  жены, такой же старой, как и он сам, не было.  Пришло время сено косить.
Говорит жена: Ступай, в соседний хутор, поищи себе молодого помощника  из иногородних.
Пошёл  казак, в тот хутор. Возле шинка, видит несколько молодых хуторских сидят.
Помощник мне нужен, сынки, кто пойдёт ко мне в работники?  Молодые  враз  сбегли, остался один.
Вот говорит старый, молодому. С виду крепкому парню. Сено время косить. А помощников то  у нас, нет.
Нет, дедушка, плохой из меня работник, — отвечает тот.   Одеваюсь я долго.
Это не беда, — отвечает старик. — Я и сам не прост: с воды пьян бываю.
Ну, если так, пойдём, поработаю у тебя.
Привёл его старик домой. Утром встают, чай пьют. Хозяин быстренько с едой справился, пошёл во двор, собрал, что надо, за работником идёт. А тот ещё чувяки не надел.
Старик и говорит:
Ладно, сынок, пойду я пока, а ты ступай такой-то дорогой, там и найдёшь меня.
Взвалил он на плечо косы , да грабли с вилами и отправился на покос.
А молодой  надевал, надевал чувяк, пока управился, полдень настал. Принялся он за второй.
Уж солнце село, старик, домой идёт, а он насилу обулся.
Наступил вечер, а за ним и стемнело, а как поужинали, молодой живо скинул чувяки, спать завалился да тут же и захрапел.
Старик и говорит старухе:  по утру завтрова,  я воды у тебя попрошу, а ты скажи: «Поди, из ведра напейся».
Утром встали они, поели, молодой снова посреди куреня сел, обуваться.
Старик и говорит:
—Подай-ка воды мне, мать, что-то не напился я. А старуха отвечает:
—Вода в ведре, пойди, та сам  напейся.
Выпил дед ковш воды и захмелел. Качает его во все стороны.  Пошёл и в стену ударился, потом к печи припал, вынул из неё кирпич да как швырнёт в сонного, не обувшегося.
Кирпич над самым его ухом просвистел и в стену ударился.
Испугался  работник, во двор выскочил. Старуха следом вышла:
—Куда же ты, сынок?
Ох, бабуся, плохи дела, говорит работник. Дед пьян совсем, не даст он мне житья. Вынеси-ка мне второй чувяк.
Погодь, сынок, — говорит старушка. — Вот успокоится старик, сядешь посреди избы, не спеша и обуешься.
Нет, бабуся. Прошу тебя, вынеси обувку, надо обуться раньше, чем дед из дому выйдет.
Вынесла старуха ему обувку. Тут и дед, спотыкаясь, на крыльцо вышел. Увидел его работник, схватил свой чувяк и в сарай со всех ног кинулся. Быстренько обулся там. Дед видит это и трезвеет на глазах.
Пошли они на сенокос вдвоём. За день поработали на славу, вечером домой идут. Поели, попили, спать улеглись.
На следующее утро только уселся работник посреди куреня, чтобы обуться, а дед уж кричит:
Дай-ка воды мне, старуха.
Сунул работник ноги в чувяки, без оглядки из куреня выскочил, все инструменты  на свои плечи  загрузил. Кое-как наспех оделся и пошёл с дедом на покос.
Так отучил дед работника хохла  от лени.


Рецензии