Мария Попова. Говорят, мне идёт Тарту...

Интегральные стихи Марии Поповой содержат большую долю визуальности - как образной, даже кинематографической, так и формальной... В стихотворении "Говорят, мне идёт Тарту…" доминирует символизм звукобукв ключевого - здесь геопоэтического - слова "Тарту", А… У… "ау!"… Обращаем внимание на яркие слова с теми же ассонансами-ударениями на А / У (на концах строк): бриллиАнты, изумрУды… Всё стихотворение можно сравнить с музыкальной формой рондо… А музыкальность - это общее свойство свойство И-стиха как формы... Финальная строка - "В Тарту, туда!" - в таком понимании высвечивается весьма интегрально, подтвержая и окончательно утверждая форму. Внутренная (почти палиндромическая) рифма по принципу арки объединяет в единую И-форму всё стихотворение… В стихотворении "люди что приговорены…" ярко выражено одно из главных свойств И-стиха - единство в контрасте длин строк. В частности, самые длинные строки акцентируют (наверное, интуитивно) рифму "ТЭЦ и / крест свой", которая вряд ли была бы так заметна, если бы не было такого разнообразия в отношении длины строки… Вот из таких нюансов складывается часто форма и философия И-стиха. В целом, нерегулярное чередование более длинных и более коротких строк для И-стиха весьма характерно, но… необязательно, как и многое другое в И-стихе. Потому что И-стих использует в своём арсенале если не бесконечное, то очень большое количество составляющих его приёмов, компонентов… Важно ещё раз подчеркнуть - все они взаимодействуют друг с другом комплексно, интегрально, с минимизацией границ между ними (хотя и здесь исключения вполне возможны, в контексте иных компонентов стиха).

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.

P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Мария ПОПОВА


***

Говорят, мне идёт Тарту.
Я согласна.
Мне идёт Тарту.
Не бриллианты,
И даже не изумруды,
Что гораздо красивее -
Тарту!
Вместо утренних новостей
Из Яндекса,
Расскажи мне,
Ну как там, в Тарту?
Как там, на его милых узких улочках?
Пожалуйста,
Дай мне слово,
Что летом
Мы поедем
Не в Питер,
Где сыро и серо,
Не в Крым,
И не в Турцию.
В Тарту, туда!

2017



автобус рига - москва


внутреннее пространство автобуса
рига — москва
пронизывают слова
они же пронизывают пространство
за его окнами
вот кресла
рюкзак под ногами
планшет перед глазами
вмонтированный в спинку кресла
спереди
меню
стюардесса
и паспорт в руках перед границей
вот соседка
случайная попутчица
бывшая рижанка
заполняющая
миграционную карту
для вьезда в россию
и таких
больше чем полавтобуса

за окнами
ночью — дождь
утром — солнце



***

люди что приговорены
к жизни между сиреневым зданием ТЭЦ и
небольшими хрущобами
ютящиеся
боящиеся
несущие сумки с едой словно крест свой
вишнёвый цвет
распускается
и для них
в первую очередь
для них

2015



Из цикла "я после дождя по траве"

                Посвящается Володе Павленко

после дождя

я после дождя по траве
жаль не босиком
акация
возрождением высится
звоном
металлика из машины
и я не одна
и ты любишь меня
и жарко
и лето
я вспомнила что
все стихи о любви
писала тебе

2015

 

***

загрузившись в компьютерную игру
в знакомом покоцанном городе
в облике женщины в чёрном,
для которой чья-то невидимая рука
включила войну,
я, вдыхая воздух весенний,
по глине печальной растаявшей
просто шагаю по городу серому,
серому и немного зелёному своему.
люди молчат, ходят совсем не убитые.
ходят живые, о чём-то жалеют,
чего-то хотят.
если б могла, если только могла бы я...
но обновленье последнее
в этой игрушке не откатить назад.

2022



***

привязываешься к человеку
корнями, листьями, небом,
всем своим бытием,
всей землёй,
подземельной
подкоркой.
мы друг для друга,
словно утерянные в детстве медведи,
неуловимы, ломки.

2023



***

это грустное лето сверкнуло
отблеском вечных каникул — рая
за завесой белых шуршащих
часов и минут и секунд
разноцветное оползающее пространство
милая мордочка моей крысы
которой нет больше
ярко-зелёные травы и клевер
мещерского леса
хаос комнат
и упорядоченность
офисных зданий

невидимая публика замирает
в экстазе
сердце давит
переполнилось что-то внутри
непонятно
сольётся ль со внешним пространством
соединилось
слилось
эрос проявлен и более чем
воздушен
он вырастает из смерти



Тарелка

Отчего мне так жаль разбитую японскую фарфоровую тарелку?
Оттого, что она напоминает детство,
Когда ко мне были относительно добры,
Когда вокруг все заботились.
Нет, дело совсем не в еде,
А вот в этой заботе, когда тебе
Приносят румяное яблоко, мытое,
и говорят: «Поешь!»,
И ты даже не ешь, а просто читаешь книжку.
В комнате.
А это яблоко перед тобой краснеет.
И на тебя слегка обижаются -
Почему ты его не ешь?
А оно просто красиво.
Зачем вообще еда, когда есть красота?
И та самая японская тарелка рядом с сестричками
Где-то в буфете в толще времён
Видит сны.
А сейчас её просто разбили,
Тупо, без эмоций,
Даже со внутренним удовольствием.
И не пожалели,
И обругали тебя,
Когда ты расстроилась.
Трэш.
Глупо расстраиваться из-за тарелок,
Мелочно, непоэтично,
Ещё глупей писать об этом.
Но жаль всё равно.



Патти Смит

Сегодняшним вечером из подъезда
я вышла
в летнюю зелень -
яростно
танцевали пушинки, дрожали зеленые листья,
я бесцельно неслась куда-то,
а Патти Смит в моих наушниках пела,
как лошади скачут.
Я подумала, что она ведь жива,
но мы незнакомы,
и это меня не парит.
И после в просторном ТЦ на высоте за чашечкой кофе
решила - мы стоим того, что нас окружает,
и жаль, что я не в Амстердаме,
а то б закурила за столиком.
Вот так мне было по кайфу.
Хотя и совсем бездуховно.
Божественно.
Бездуховно.
И Бог меня любит такой.


ПОПОВА Мария Юрьевна
Поэт, журналист, эссеист. Окончила факультет культурологии Государственной академии славянской культуры и дистанционный курс "Социальная журналистика" АСИ, ЦДО МГУ. Магистрант ИГН МГПУ, направление "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство". Стихи публиковались в журналах "Москва", "Плавучий мост", "Тонкая среда", "Урал", на лит. интернет-порталах "Сетевая словесность", "Textura.club" и др. Член Московского союза литераторов, руководитель секции поэзии. Лонг-листер Международного лит. Волошинского конкурса в номин. "Поэзия" (2018). Неоднократная участница литературных фестивалей, в том числе, Тартуского Международного поэтического фестиваля имени В. А. Жуковского. Главный редактор литературно-публицистического интернет-журнала Плюмбум.пресс. Поэтические книги: "На грани" (М: Плюмбум.пресс, 2019, пер. на эстонский язык - Катрин Вяли), книга получила I место на Втором Фестивале литературного эксперимента (ФЛЭ) в конкурсе "ФЛЭкслибрис" на лучшую книгу в контексте эксперимента (2020); "Скоро ты прорастёшь" (М: СТиХИ, 2021).
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Попова М.Ю., стихотворения, 2015 ... 2023.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022 ... 2025.


Рецензии