Танцы с бубнами Из цикла рассказов Ностальгизмы

«Танцевать в рабочей и спортивной одежде запрещается. Танцевать в искаженном виде запрещается. Танцующий должен исполнять танец правильно, четко и одинаково хорошо как правой, так и левой ногой. Курить и смеяться следует в специально отведенных местах», —  правила танцплощадки в СССР 1974 год.


В юности я была большой любительницей танцев. Летом мы с подружками ходили на танцплощадку в Парк культуры и отдыха, а зимой почти каждую субботу танцевали на дискотеках в одном из ДК города. Чаще всего ходили в Дом культуры Тракторного завода. В советское время каждое крупное предприятие имело свой ДК. По архитектуре здания можно легко определить в какие годы оно строилось. В сталинское время был в моде ампир. Здание Дома культуры с высокими колоннами, лепниной, барельефами и завитушками, колосьями и гербами, белыми гипсовыми скульптурами колхозниц и рабочих, пионеров и спортсменов в нишах, с двухметровыми в высоту, тяжелыми дверями, как у саркофага задавало тон вечеру. Здесь хотелось вести себя, как Наташа Ростова на первом балу. Сюда ходили на танцы, дабы создавать советские семьи - ячейки общества.

Но в этот вечер мы почему-то отправились в ДК Железнодорожников, расположенный гораздо дальше от центра, почти на окраине. Это здание строилось во времена Хрущева, после его знаменитого постановление “О борьбе с излишествами”, и в стране начался аскетический этап знаменитых квартир - хрущевок. Здание ДК - скучный параллелепипед без архитектурных излишеств, с проемами окон и железной дверью. Здесь часто случались драки. Кто и с кем дрался? Это не имело большого значения. Какая разница, с кем драться? Нету чужаков? Будем махаться "зарека" на "голиковку" или "первомайка" на "центр". Поводы всегда найдутся. Кого-то где-то по пьянке обидели, не важно где и когда. Бывали драки один на один, а иногда толпа на толпу. Как правило, побоища происходили после танцев на улице.
Никто тогда не знал, что в 90-е страна рухнет вместе с промышленностью, сельским хозяйством и культурой и тысячи очагов культуры по всему бывшему Советскому Союзу останутся без финансирования. Каждый Дом культуры стал выживать самостоятельно, как получится, чаще всего сдавая в аренду помещения.
 
В последние годы появились гигантские Торговые центры, которые стали настоящими центрами притяжения миллионов граждан. Шопинг, кафе и рестораны, кинотеатры и аттракционы, катки, игровые залы, и все под одной крышей, в одном  месте, очень удобно, конечно, но молодежь почему-то сидит дома с телефонами в руках.
Но я отвлеклась, не об этом хотела рассказать. Просто вспомнила старую историю, которая по прошествии лет кажется мне смешной, но в то время, когда произошла, представлялась настоящей трагедией. Я почему то никогда ее никому не рассказывала. Стыдилась что ли?  Не знаю.
 
В каждом доме культуры был довольно просторный зал, где и проводились дискотеки. По стенам ряды кресел, как в кинозале, небольшой эстрадный помост для музыкантов, посередине свободное пространство с зашарканным ногами танцоров паркетом.
Самое главное на дискотеке, чтоб музыка была поритмичнее, и чтоб звучала  погромче. Репертуар только зарубежный. Живая музыка была везде, даже на дискотеках в школах. Западные ансамбли конечно запрещались, и поэтому в СССР появились вокально инструментальные ансамбли - ВИА, которые старались подражать внешней атрибутике и музыкальным ритмам западной эстрады, но при этом тексты песен создавались исключительно идеологически выдержанными - правильными.

Я давно заприметила симпатичного паренька, видела его здесь уже не в первый раз, он приходил с приятелем, вели они себя скромно и как то неуверенно. Приятель - обычный юноша, светлые волосы, голубые, вроде бы, глаза. А вот мой, про себя я уже называла его "мой", был брюнетом с большими карими глазами,  выражавшими всю скорбь еврейского народа. Одеты оба были очень прилично.
Они мало танцевали. Даже когда от  цветомузыки, усилителей, сумасшедшей пляски бликов от зеркальных диско-шаров толпа входила в раж и скакала, подпевая,  поднимая руки вверх – драйв был полный - они сохраняли спокойствие.
Обычно два три быстрых танца сменялись медляком или белым танцем, когда барышни приглашали кавалеров, на медленный танец он пригласил меня.
Сердце мое затрепетало, но я собрала всю волю в кулак и пошла танцевать с независимым видом. Его рука, обнявшая меня за талию, показалась уверенной и твердой. Мне понравилось с ним танцевать, он вел себя по мужски вежливо, никаких шаловливых ручек. Все по правилам. Мужчина ведет, женщина следует за ним.
- Саша, назвал он свое имя
- Света, ответила я
- Провожу тебя домой?
- Да.
Разговаривать на фоне громкой музыки было бессмысленно.

Саша ждал меня у выхода. К счастью драка еще не началась или была в этот день не запланирована. Мы пошли рядом. Вокруг в белом, тусклом свете фонарей кружились снежинки, настолько крупные, что поймав снежинку на варежку, можно было рассмотреть ее четкий узор. Мы долго молчали, но это было не тягостное молчание, когда люди не знают, что бы такое сказать, а понятное только двоим. Молчание иногда бывает красноречивее слов. Я конечно выбрала самый длинный путь домой. Немного освоившись, Саша рассказал, что учится на медфаке, что на танцы ходит из-за бабушки, которая намерена его женить на первой попавшейся девушке, потому что мечтает понянчить внуков пока еще жива и есть для этого силы. О своей учебе говорил очень увлеченно, даже страстно. Я конечно предполагала, что учиться на медфаке сложно, но чтобы настолько! Саша признался, что все вокруг считают, что учеба ему дается легко, но это только благодаря любви к медицине. Он будет пятым врачом в династии, его родители и бабушка с дедушкой медики. Он рассказал, как его раздражало на первых курсах, что приходилось заниматься предметами, которые не имеют непосредственного отношения к медицине. Вместо того, чтобы отзаниматься и отдохнуть, на первых курсах приходилось сидеть на лекциях по экономике, правоведению, истории и других. Но постепенно программа курса становится все более специализированной. Остаются только те предметы, которые имеют непосредственное отношение к медицине. День студента-медика длится с утра до вечера. При этом, когда ты приходишь домой, то не можешь расслабиться. Снова нужно что-то учить, готовить домашние задания. Поэтому танцы Саша считает напрасно потерянным временем, но предпочитает выбрать девушку сам, а не ждать, пока бабушка выберет жену за него.
 
Мы шли, вместе с нами шел снег. Так хорошо мне не было давно. Я бы шла и шла так всю жизнь, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Мы уже почти подошли к моему дому, когда из-за снежной пелены вынырнула компания гопников. Их было человек пять-шесть. В расстегнутых куртках, надвинутых на глаза драных ушанках.
Они еще не успели начать свои крылатые фразочки:
- Ты че, с какого раена, деньги есть?
- А если найду?
- Ты че такой дерзкий а?
А я уже лихорадочно соображала, как мимо них провести Сашу. Он бы им явно не понравился своим слишком благополучным прикидом, да и национальностью тоже.
Мне приходилось раньше проходить в подъезде или на улице мимо громко гогочущей компании пьяных парней. На такой случай я знала кличку главного, того кто "макуху держал на раене", как говорили тогда. Сама его не видела, но пару раз это сработало. Если объект интереса гопника знал кого-то из местных на районе и вел себя вежливо, то они как правило отставали.
Но тут произошло неожиданное. Саша выдернул из своего кармана горячую руку в которой была согрета моя ладонь и рванул назад, в ту сторону откуда мы только что с ним пришли. Я беспомощно оглянулась на его быстро таявшую в снежной кутерьме фигуру.

Он бросил меня одну, ночью, на улице, наедине с гопниками?
Гопники заржали еще громче, а когда подошли совсем близко, я узнала двух парней, с которыми училась раньше в одном классе. Один из них второгодник, здоровенный верзила просиживал в каждом классе по два года, поэтому был сильно старше нас. Звали его Боря. Он просто отсиживал в классе какие-то уроки, на какие-то вообще не ходил, мог сказать учителю, что сходит покурить и выходил из класса во время урока. В наше время ученики к учителям испытывали гораздо больше уважения, чем сейчас, и эти его выходки считались пределом наглости. Со вторым парнем целая история произошла. Наш классный руководитель Зинаида Дмитриевна поручила мне взять над Мишей шефство - позаниматься с ним русским языком. Я, как человек ответственный, вечером пришла к нему домой. Не успели мы разложить учебники и тетради, как домой с работы пришел пьяный мишин папа и выгнал нас на улицу подышать свежим воздухом. Мама Миши пыталась ему противоречить, но я поняла, что надо делать ноги и побыстрее. Естественно в школе я рассказывать об этом никому не стала, объяснила учителю, что не успеваю делать собственные домашние задания, но думаю, что она сама догадалась в чем тут дело.
 
Я поняла, что спасена и, ответив на вопросы: ну чо? как сама? где учися? и, поболтав с ними о том о сем, помчалась домой. Парни, как мне кажется, тоже прониклись драматизмом ситуации и даже предложили проводить меня до дома, но я отказалась. Мама никогда не ложилась спать, пока я не вернусь домой. Спросила только, почему я так запыхалась. Я ответила, что на улице темно и страшно и я сильно хочу спать. Только уже в кровати расплакалась от горя и обиды, пытаясь все же Сашу оправдать, ну что он мог сделать с целой толпой гопников, разве было бы лучше, если бы они его избили?
Прошло лет пятнадцать, я приехала со съемочной группой в университет и в аудитории увидела Сашу. Несмотря на долгую разлуку, я узнала его без труда. Он, теперь уже взрослый мужчина, красавец-преподаватель, вел какие-то занятия со студентами. Он тоже узнал меня, но мы сделали вид, что незнакомы. Такие вот иногда бывают танцы с бубнами.


(Танцы с бубнами - решение проблемы нестандартным и зачастую не нормальным способом. Викисловарь)


Рецензии