А если потеряется скот

О скорости татарских набегов 16-17 века: а если потеряется ;;;;

Отечественные историки, особенно авторы о Куликовской сражении любят писать о медленном движении и сосредоточении конного войска. 50 километров в день им кажутся запредельной величиной.;;
Я же по опыту общения с кочевниками Сибири и прежде всего тувинцами утверждаю, что конное войско может в течении пяти шести дней, после оставления запасных лошадей держать скорость до 150 километров в день, а в решающие сутки (24 часа) пройти до 250 километров.
Я много обсуждал этот вопрос с тувинцами, они много раз мне объясняли потребности жизни в степи, заставляющие много двигаться.
Главным тут конечно являются отношения с соседями, близость воды и корма, защита от кровососов и волков.
Но всё это повседневность, а я искал пиковую нагрузку. И вот однажды я просто гулял с тувинцем Борисом Борисовичем и задал этот самый вопрос про 250 километров в день.

На это он ответил очень простой фразой: Просто представь что потерялся твой скот.;

Дальше мы оба замолчали, а перед моими глазами были просторы Тувы, где увести чужого коня это норма жизни, а волки неискоренимы.
Ответ прост. В день когда потеряется мое стадо, я буду в седле до тех пор пока его не найду.;
Если вы считаете что хорошая лошадь не сделает 10 километров в час (24 часа на 10 это и есть 240), то вам надо лечиться у хакаских шаманов;


Рецензии