Техническое разоружение России

Техническое разоружение страны
Кто бы в СССР мог поверить, что такая великая, мощная техническая держава, как Россия, может оказаться без того, что было ее гордостью и силой- без индустрии. И вот, когда клюнул в нужное место петух войны, то оказалось, что кроме, как советским заделом, похвастать-то и не чем. Не оказалось нужного запаса боеприпасов, нужных технических средств войны типа беспилотных летательных аппаратов. А вся боевая техника разработана еще советскими инженерами и кое-где частично модернизирована. А когда Украина получила современное вооружение от стран НАТО, то оказалось, что в большинстве своем они превосходят российское. И на Украине их военная техника и вооружение проходят проверку в реальных боевых условиях. Решительного влияния на ход боевых действий они не оказали, но это скорее из- за ограниченности их применения и благодаря особым качествам русского солдата - воина. При необходимости быстрого развертывания оборонной промышленности и восполнения недостающих боеприпасов и техники оказалось, что разворачиваться- то не очень получается. За время после СССР в России были уничтожены более 70 тысяч промышленных предприятий. А в СССР почти каждое предприятие что-то делало и для оборонной промышленности. В результате ликвидации заводов технические кадры, квалифицированные рабочие и инженеры, вынуждены были переходить в другие сферы, а большинство за прошедшее время просто отошло от де по возрасту. Что бы восстановить промышленность в первую очередь нужны кадры, а они не появятся за год или два, для этого нужны десятилетия. А ведь с уходящими специалистами уходил и их опыт, их знания тонкостей своего дела, которые у них нарабатывались целой жизнью. Инженера за пять лет научить можно, но это еще полуфабрикат, он еще должен познать тонкости конкретного производства. Обычно эту школу он проходит с помощью опытных специалистов, которые передадут ему свой опыт. С рабочими дело обстоит похожим образом. У рабочего высокой квалификации много своих секретов в его работе, много тонкостей, которые не описаны ни в каких учебниках и вырабатываются в процессе длительной деятельности. Но и самоучки среди таких бывают редкость. В СССР был мощная и широкая сеть подготовки рабочих кадров самых разных направлений и профессий. Этим занималось специальное ведомство.     Правительство Советского Союза понимало всю важность резерва рабочей силы в опасный период Второй мировой войны. С этой целью для организации подготовки резерва квалифицированных рабочих кадров подготовлен и 2 октября 1940 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» с целью создания сети ремесленных и железнодорожных училищ с двухгодичным сроком обучения и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) с шести- и десятимесячным сроком обучения для её подготовки. В специальных ремесленных училищах срок обучения составлял 3—4 года, в художественных — 3 года.
Подготовкой кадров в системе Государственных трудовых резервов руководило Главное управление трудовых резервов.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР», Совету народных комиссаров СССР предоставлялось право ежегодно призывать на учёбу от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодёжи мужского пола в возрасте 14—15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16—17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения. Поэтому к началу войны 1941 года и особенно в ее продолжении к станкам и верстакам встали те самые ребята и девушки, которых мы видим на документальных кадрах и фотографиях, стоящих иногда на ящиках из-за малости своего роста. Они уже получили необходимые навыки своей профессии в этих самых «Трудовых резервах». С Окончанием войны система обучения кадров не свернулась, хотя перешла к более основательному обучению молодежи в Ремесленных, строительных и технических училищах. Если в специальных ремесленных училищах, куда принимали молодёжь с 14 лет, обучение продолжалось 4 года, то в обычных ремеслухах обучение продолжалось два года. Но в этих училищах курсанты получали не только профессиональные знания и навыки, но повышали свои общеобразовательные познания. Были недолгое время в начале шестидесятых еще и просто технические училища для выпускников средних школ. В них срок обучения был от десяти до 22 месяцев в зависимости от профессии. Слесарь сборщик промышленного оборудования учился десять месяцев, слесарь ремонтник промышленного оборудования и электрик учились полтора года. Но эти училища были созданы в конце пятидесятых и ликвидированы или реорганизованы в техникумы в начале шестидесятых. Но за время своего существования они пропустили через себя огромную массу детей войны-детдомовцев, чьи родители погибли во время войны. В училище этих ребят государство одевало, обувало, кормило и направляло на работу, где им также предоставлялось жилье в общежитии и перспектива получения квартиры. Форма курсанта технического училища была и добротной, и красивой, и разнообразной. Парадная форма включала черную суконную гимнастерку с брюками, хромовыми ботинками, фуражкой военного образца с лакированным козырьком, широкий кожаный ремень с пряжкой, на которой выштампованы две буквы-ТР- Трудовые резервы. Для прохладной погоды была суконная черная шинель с металлическими пуговицами с изображенными на них скрещенных молотка и разводного ключа. Правда ремень с пряжкой старались не выдавать, т.к. под пряжку курсанты напаивали свинец и использовали его в коллективных драках с городскими шайками. Комплект рабочей одежды включал гимнастерку с брюками из х.б, кожаные рабочие ботинки, бушлат, девушкам выдавали все женское и берет. Нижнее белье, два раза в месяц баня и смена постельного белья. Трехразовое бесплатное питание в столовой. Детдомовцы отличались от остальных курсантов своими жизненными принципами, которые выработались у них за период их сиротского, но коллективного периода жизни. Обычно они остро реагировали на любую несправедливость, не спускали обидчику оскорблений или унижений. И если кто-то допускал что оскорбительное в адрес детдомовца, то оскорбленный смело бросался на обидчика независимо какая у них разница в весовых категориях. И дрались они очень даже профессионально. Этому их научила коллективная жизнь в детдоме. Там уже было узаконено- если тебя обидели или оскорбили, ты должен дать обидчику сдачи, драться на кулаках до первой крови. Для этого они после отбоя заходили в туалет и бились в окружении болельщиков, которые одновременно следили, чтобы бой шел по правилам и не допускали перебора в драке. Как только у одного появилась кровь, все, брэк. Если ко-то бил в те места, куда бить не положено, тоже брэк и поражение. Эти ребята не терпели ябед и стукачей. Это тоже детдомовский опыт. Там тому, кого заподозрили в стукачестве или в воровстве, устраивали темную. Ночью накидывали на него одеяло и лупили, кто только хотел, не давая увидеть бьющих. А обучение в училище проходили очень эффективно, так что не научиться ремеслу было просто нельзя. Один день читают лекции, один день практика тут же в своих мастерских. Причем лекции включают и теоретические знания по технологии производства, по металловедению, обучают черчению и конструированию. В конце учебного срока на пару месяцев отправляют на завод, где уже в составе рабочей бригады курсант закрепляет свои знания на реальной продукции. Да и заводские руководители присматривают себе подходящие кадры. А потом на выпуск готовит дипломный проект. Например, слесарь- сборщик чертит доставшийся ему агрегат и на защите рассказывает, как он его будет собирать. По окончании основной разряд второй, но отличникам третий с красными корочками. Самое интересное для новичка происходит в мастерской. Приходят-то ребята, которые инструментов кроме ножа и отвертки в руках не держали, а им предстоит сделать то, что вывешено на стенде. Это продукция, которую делали предыдущие выпускники. Кажется невероятным, что это мог сделать такой же паренек.  Фигурный молоток, ручная ножовка по металлу, маленькие тиски, отвертки, пассатижи, ножницы по металлу и много еще такого изящного, что дух перехватывает. Но вот начинается обучение. Мастер выдает всем по чугунной болванке и показывает, как ее надо опилить напильником, что получить ровную плоскость. Как проверить эту плоскость с помощью мостовой линейки. А чугун сначала надо срубить зубилом и молотком. А молоток будь здоров каков и на него нельзя смотреть, когда ударяешь, смотреть надо на болванку. И становится страшно- «а если промахнусь?». И иногда промахиваются. Тогда рука сначала немеет от боли, а потом распухает. Но со временем глаз привыкает видеть и молоток, и обушок зубила. И к концу обучения ребята уже лупят, не глядя на молоток. Научились работать с зубилом и напильником, приступили к следующему инструменту, к ножовке. Потом следующая работа, уже посложней. И так инструмент за инструментом и в конце концов получилось все то, что видели на стенде. Даже самому не верится, что это сделал сам. А на заводе, в рабочей бригаде слесарей есть всякие рабочие, где чаще всего просто практики, обучавшиеся прямо в цеху, набившие руку на определенных работах. Выпускник техучилища выделяется своей технической грамотностью, хотя пока уступает по сноровке практику. Но это дело времени. И не факт, что он будет всю жизнь слесарничать. Получив рабочую закалку, он, скорее всего, закончит технический ВУЗ и станет хорошим инженером. Если какой-нибудь враг не ли


Рецензии