Пригородный Вальс
Красный уголок был и без того в полумраке, а папиросный, сизый дым забирал оставшийся свет, от которого в горле першило. Дым расползался по выкрашенным стенкам и спускаясь ниже, стелился по деревянным доскам. Но дым мне не помешал увидеть её, она стояла в углу, высокая, в длинной белой полотняной рубахе и длинных парусиновых широких штанах, казавшихся не с её плеча, и тёрла глаза от едкого дыма.
Я подошёл к ней, предложив бутылку холодной воды, она взяла её из моих рук, как счастливое спасение. На одном дыхании проглотила десять больших глотков, потом сложила ладонь ложечкой, налила в неё немного воды, обтёрла лицо и протянув руку сказала:
- Лиса.
Я переспросил, - Лиза?
Она засмеялась грудным голосом и сказала:
- Нет, Лиса.
- А полное Елизавета?
- Да нет же, полное – Василиса, но Васса мне не нравится, как и не нравится Максим Горький, поэтому если покороче, то Лиса.
- Артём, а покороче Тёма.
Потом она, продолжая беседу сказала, что проезжая этот посёлок почувствовала, что машину как-то ведёт и поняла, что, очевидно, лопнула шина. Пошла на огонёк помощь попросить, а пришла, видимо, на танцы. Ну, думаю, сейчас этот пригородный вальс закончится, и я кого-нибудь попрошу помочь мне поменять колесо. Но тут помимо полумрака и вальса меня ещё встретил и резкий запах дыма.
- Я так Вам благодарна, за воду, я только подумала, - воды бы, - а Вы услышали мою просьбу и...
- Не услышал, я почувствовал…
Сквозь дым угарный нёс спасенье,
Водой хрустальной напоить
И победить в любом сражении,
И бескорыстно Вам служить.
- Чьи это стихи, что-то не припоминаю.
- Ну, это не стихи, это экспромт, но вообще я люблю поэзию, хотя знаю, что сегодня это не так привлекательно, как было в шестидесятых. А во времена Серебряного века, это было ещё привлекательней, потому, что то поколение дышало творчеством вообще, а в частности Серебряным веком.
- А сейчас мы дышим дымом отечества, правда, пошли отсюда…
- И что, мы даже не станцуем?
Она подхватила его шутку и сказала:
- Может быть на обратном пути. Ну, у меня проездом колесо лопнуло, а что Вас принесло в этот Богом забытый танцевальный клуб?
- У меня в этом посёлке бабушка живёт, и я раз в неделю привожу ей продукты, журналы и лекарства. А вечером, в качестве поиска темы, я сейчас пишу рассказ про этот посёлок, хочу сделать его своей дипломной работой, поскольку наскоро заканчиваю институтское образование.
- Почему наскоро?
- Потому, что я люблю учиться и предполагаю пойти дальше, а рассказы со стихами, надеюсь, что смогу совмещать.
- Вполне возможно, я, кстати, так же точно рассуждаю, но моя мама говорит, что если появится семья, то всё вместе совместить не получиться. Вот я и думаю, а надо ли вообще выходить замуж…
- Наконец-то на этой просёлочной дороге, я встретил женщину своей мечты, действительно, пути господни неисповедимы. Лиса, у меня есть предложение, сейчас около 11:00 ночи, заниматься сменой колеса неразумно, предлагаю сейчас пристегнуть Вашу машину к моей и вдвоём подтянемся к бабушке. Александра Андреевна полуночница, встретит нас горячим чаем и яблочным пирогом, потом бабушка Вам покажет гостевую комнатку со всеми удобствами, а утром, после завтрака, Вы прогуляетесь по тропинкам нашего яблоневого сада, а я займусь колёсами и да, кстати, я Вам ещё не сказал, что Василиса, самое замечательное имя?
- А Вам никто не говорил, что Вы золото?
- Нет, про этот металл я ещё не слыхал, бабушка говорила, что я родился с серебряной ложкой во рту.
- Я слышала это выражение, но точно не понимаю почему.
— Это старое английское выражение подтверждающее происхождение, так как бабушкины корни идут от английского дворянства, а там и жизненный уклад, и нравственные ценности…
- Мечтаю познакомиться с Вашей бабушкой - сказала она, а в душе подумала, что сам Бог ей послал эту бабушку, о которой она понятия не имела ещё час тому назад, а теперь вдруг почувствовала, что именно с ней хотелось поделиться своими душевными терзаниями. Не с мамой, у который на неё свои планы, а именно с этой, ещё незнакомой ей бабушкой.
И тут Тёма опять влез в её мысли и сказал:
- Через 10 минут, отсюда совсем близко.
II
Александра Андреевна в полдвенадцатого ночи сидела за ломберным столиком, в атласной кремовой блузке с узким, длинным вырезом, украшенным в конце бледно-розовой камеей. Шесть тонких восковых свечей, горевших в двух старинных серебряных шандалах, освещали её пасьянс.
- Бабушка, я с гостьей, - опередил Артём.
- Милости просим, - раздался мягкий голос, - сейчас я к Вам выйду, располагайтесь.
Обстановка дома была такая уютная, что я в неё сразу же влюбилась. Начну с того, что пол, стены и потолок были обшиты натуральными деревянными панелями, в меру блестящими, пропитанными воском. Их главная изюминка – само дерево, это светло-каштановый бриар с включением в игру прикорневых узоров. На накладных шпалерах того же дерева висели незатейливые стенники со светло-оранжевыми шёлковыми маленькими абажурами, что придавало неповторимо тёплый свет, а несколько мягких больших кресел со столиками, торшер и в углу, охапка сиреневого вереска в напольной вазе, создавали очаровательный уют. Этот дом был похож на старинную усадьбу, между тем абсолютно не вычурную, а гостеприимно-уютную.
Александра Андреевна вышла скоро, словно специально дала паузу осмотреться.
- Доброй ночи, как хорошо, что вы пришли, терпеть не могу одной чаёвничать. Я так рада, когда приезжает Артём, а ещё с приятельницей, так это двойная радость.
- Василиса, - представилась я полным именем и при этом отметила улыбку Александры Андреевны.
- Забавно, что я именно этим именем в своё время хотела назвать дочь, но муж был против, а я по мелочам старалась с ним не спорить.
- А как муж предложил назвать?
- Елизавета.
— Это просто поразительно, что в моей семье была такая же ситуация, только мама хитро объяснила папе, что это одно и тоже имя, просто ты бы называл девочку Лиза, а теперь будешь называть Лиса, и папа сдался.
- Действительно, Ваша мама находчива. Но мне нравится Василиса, не сокращая и с Вашей длинной косой Вам оно очень подходит. Как Вы относитесь к вишневой наливке с чаем?
И мы хором, не сговариваясь сказали:
- Даже очень.
- А Вы, оказывается, давно спелись…
- Да, бабушка, два часа тому назад.
Вот под этот лёгкий смех и чаепитие они проболтали до часу ночи, потом Александра Андреевна показала очаровательную комнатку, обшитую синим ситцем в мелкий цветочек с белой мебелью и душевую. На кровати лежала накрахмаленная длинная ночная сорочка и пару белоснежных полотенец, и со словами, - сладких Вам снов, - тихо вышла, прикрыв мягко дверь.
Василиса спать не могла, ей так понравилась Александра Андреевна, собственно, она так её и представляла, и теперь уже ни капельки не сомневалась, что обо всём ей завтра расскажет, и услышит совет, даже если она его не произнесёт…
Артёму тоже не спалось, но совсем по другим причинам. Он ещё в том папиросном дыму, когда её увидел, сразу понял именно то, что выразил в четырех строчках…, и служить ей готов, и защищать её всю жизнь…
Удивительно, ещё в три часа дня, когда он собирался к бабушке, позвонила Марина, с которой они вместе учатся и с которой у него же роман, и спросила, - может быть, он её пригласит и, наконец, познакомит со своей бабушкой, которая для него, как свет в окне.
Но Артём отказал Марине, объясняя, что любит проводить время с бабушкой вдвоём, а в полночь того же дня, он был безмерно счастлив, что они были втроём, и он с удивительной нежностью отмечал, как ему было с Лисой тепло, так же как обычно вдвоем с бабушкой.
- Я завтра же ей всё скажу или нет, сейчас напишу стихи и признаюсь в своих чувствах, и написав cпутанные строчки, сквозь безудержно возникшие чувство, заснул.
III
Утро разбудило всех солнечным восходом, пением птиц и ароматом цветущего сада. В белой беседке, окружённой высокой, сочной нескошенной травой, ребят ждал накрытый завтрак – чай и сырники со сметаной, и в маленьких розетках смородиновое домашнее варенье, душистое и в меру сладкое.
- Позвольте мне Вас обнять, - подойдя к беседке сказала Василиса, - Я так счастлива, что наконец с Вами встретилась…
- А Вы долго ждали этой встречи, - шутливо спросила Александра Андреевна.
- Очень, - серьёзно и одновременно сердечно сказала Лиса.
Артём недоумённо посмотрел на обеих, но промолчал. После завтрака, поцеловав бабушку в щёчку и заодно, не сдержавшись, и Лису, поехал чинить колесо.
Александра Андреевна начала первая:
- Я вижу, милочка, Вы хотите со мной поговорить, пойдёмте за угол дома, там нас не сразу найдут, - заговорщически сказала она, положив руку Лисе на плечо, этим жестом сразу обозначила доверие и сняла некую неловкость.
- Я, когда к Вам ехала, уже тогда почувствовала с Вами какое-то родство душ, хотя никаких предпосылок к этому не было, ну, если не считать Тёму, он чудесный, золотой и очень хорошо воспитанный мальчик.
- И Вы ему очень нравитесь, иначе он бы Вас не пригласил, уж поверьте, я знаю своего внука. Но за завтраком, да и вчера за вечернем чаем, я не увидела той взаимной искры, из которой вырастает любовь… Вернее, у Вас не заметила, у Артёма то она уже во всю искрилась, или я не права…
- Вы правы, абсолютно, я вчера ехала в соседнее село к незнакомым людям за приглашением, которое мне прислал мой жених из Лондона, но не доехала, лопнуло колесо, к счастью, встретила Тёму, замечательного и отзывчивого, который так трогательно говорил о своей бабушке, что я почувствовала, что именно такого тепла мне всегда не хватало и я, как мотылёк, полетела к этому теплу, к Вам, чтобы посоветоваться, что мне делать… Он англичанин, лорд, с семейными традициями и устоями, в конце зимы был на конференции, касающейся философии и семьи, я учусь на детского психолога и у меня там был небольшой доклад на тему психология и детское творчество. После конференции ужин и как это бывает – случайно сидели рядом. Потом, очевидно, я ему понравилась и через неделю
он прилетел снова, и уже со словами любви. Англичане, как мне казалось, так быстро не влюбляются и безумных поступков, как русские, не совершают, а он оказался с кренделями, прилетел и говорит:
- Я тебя на ужин приглашаю и там же будет необычный концерт, соглашайся, тебе понравится, там нужен dress cod, коробка у тебя под дверью. Концерт начнётся в 10:00 вечера в ресторане, после концерта будет торжественный ужин, закончится ночью, я заказал отель и два номера. В нашей семье не принято компрометировать женщин, и я своей репутацией дорожу. Я должен за тобой заехать не позже 3:00 часов дня, пожалуйста, не опоздай.
- Открываю дверь, огромная коробка, чёрное платье, как с моего плеча, замшевые полуоткрытые лодочки, сели как хрустальные башмачки и театральная сумочка, внутри записка, - за те семь дней, что я тебя не видел, я прожил семь бессонных ночей. Было всё это и неожиданно, и приятно, и я, улыбаясь в душе подумала, - разбавлю свои достаточно монотонные будни. Это было раннее утро пятницы, у меня было две лекции, которые я не могла пропустить, к трем часам я стояла с небольшим чемоданчиком, в белой шифоновой блузке, заканчивающейся низко висящим бантом, наподобие Вашей вчерашней, чёрной юбке и в чёрных балетках, надев поверх длинную чёрную шерстяную кофту - это был конец марта, тепло по-весеннему, но солнце обманчивое.
Он подъехал минута-в-минуту, вышел из машины и преподнёс букет васильков, - трогательно, по-русски, - отметила я. А дальше мы поехали в аэропорт. Рейс в 5:20 во Францию, в Париж. Про мои внутренние мысли и вопросы я не говорю, Вам и так всё понятно. Концерт был потрясающий, органной музыки, они раз в году устраивают такой концерт, посвященный дню рождения И. С. Баха. Хорошо, что не в Германию, - подумала я, - но промолчала. Я вообще разговорчивая, но с ним я себя не узнавала. После концерта был шикарный ужин, действительно в роскошном ресторане. Всё закончилось в полвторого, он спросил:
-Хочешь отдыхать, или ночной Париж…
- Конечно, Париж.
IV
В воскресенье днём я была дома, родителям никакой правды не сказала по многим причинам. С его стороны никаких попыток изменить стиль наших отношений не было, и это не по-русски. Апрель прошёл в его звонках и посланных цветах, в мае прилетал на два дня, катались на пароходе по вечерней Москве и там же ужинали, перед десертом он взял мою руку и открыв коробочку, надел мне на безымянный палец кольцо, ничего особенного – бриллиантовый обруч.
- Ты торопишься, - сказала я.
Он ответил:
- Знаю, но тебя не тороплю с ответом. Я заказал тебе визу и билет на 20 мая, специально познакомиться с моей семьей, а уже потом ты будешь решать принять моё предложение или отвергнуть, но кольцо, в любом случае, оставь себе на память о влюбленном музыканте.
- Ты же философ…
- Философия – это профессия, а музыка – моя душа, я профессиональный музыкант, играю на фортепьяно и даю благотворительные концерты.
Это многое объясняет, - подумала я.
- Деточка, а что ты чувствуешь к нему?
- Я чувствую какую-то привязанность, интерес и физическое влечение во время поцелуев, но то, что дальше не к чему это не ведёт, кажется странным.
- А как тебе его семья, как она тебя приняла?
- Чопорно, но тепло и не наигранно, и я почувствовала, что его сестра поняла, почему он в меня влюблён. Правда, она сказала:
- Понимаю, почему он тебя любит, я бы такую подругу тоже любила и мы с тобой подружимся. У нас строгий папа, а мама скрывает своё доброе сердце. Алекс весь в неё, у неё русские корни и сентиментальная душа.
— Вот тогда-то мне про васильки всё стало понятно. А когда Тёма сказал, что у Вас английские корни, тут я поняла, что мне Вас сам Господь послал…
- Я очень люблю Тёму и предвижу его душевную боль, но не нужно ломать жизнь, которая даёт тебе шанс. Я тебя благословляю в добрый путь.
Тёма вернулся счастливый из мастерской, ему и колесо починили, и потом он заехал за мясом, чтобы пожарить шашлыки, но увидел, что Лиса собирается, расстроился и всё же спросил:
- А ты вернёшься?
- Тёмочка, я же со вчерашнего дня до того села всё доехать не могу, меня там письмо ждёт.
P.S. Там её ждало приглашение на собственную свадьбу, а в маленькой ситцевой комнатке, где подушка ещё хранила запах её волос, лежало стихотворение:
А был бы дым намного гуще,
Танцуя пригородный вальс,
Я бы влюбился ещё пуще
И спел бы для тебя романс.
Признанья в нём любви безмерной,
Бесхитростной и наповал,
Самоотверженной и верной,
Не мыслил о такой и не гадал.
Не погуби меня прощанием,
Не оттолкни, а лишь поверь,
Я обручён с твоим дыханьем,
Фату из чувств моих примерь.
Наташа Петербужская. @2023. Все права защищены.
Опубликовано в 2023 году в Сан Диего, Калифорния, США.
Свидетельство о публикации №224010800179