Имея не храним...

-Мам, а как ты думаешь, в каком платье мне пойти сегодня?

Юля повертелась перед матерью в новом голубом платье, держа в вытянутой руке еще одно изумрудного цвета.

-К твоим глазам подходят оба.-Мать залюбовалась ею.-Выросла моя девочка. Как незаметно летит время! Будто совсем недавно я брала тебя на руки, а сегодня ты уже студентка и готовишься к встрече с родными своего парня.

Юля закружилась по комнате, любуясь собой в зеркало. Потом она приблизилась к матери, прижалась к ней и зашептала в самое ухо:

-Мамуля, только, пожалуйста, не говори пока об этом папе. Не хочу, чтобы он знал.

-Хорошо, девочка моя. Это будет наш с тобой секрет.

Муж работал сегодня в ночную смену, и Анна незаметно уснула на диване перед телевизором, где смотрела очередную серию русской мелодрамы. Она не слышала, как тихо открылась входная дверь и дочь прошмыгнула в свою комнату.

Чуть позже, услышав сдавленный крик, женщина вскочила и прислушалась. Она не ошиблась. Ей не померещилось.

Анна помчалась в комнату к дочери и рванула дверь. Юля лежала на кровати, уткнувшись лицом в подушку. Ее хрупкие плечи сотрясали рыдания.

Мать бросилась к ней.

-Юленька, девочка моя! Что случилось? Что?

-Мама! Мам!-Дочка подняла голову и взглянула на мать опухшими от слез глазами, под которыми были подтеки от туши для ресниц.

-Что? Что случилось? Что они сказали тебе?- Истеричным голосом крикнула мать, схватив дочь за плечи.

-Они сказали, что я ему не пара. Что они не позволят мне переступить порог их дома.

-Как же так?-Анна опустилась на кровать рядом с дочерью.-Расскажи мне, как все прошло.

Немного успокоившись, девушка стала рассказывать матери все в подробностях о том, как встретили ее родные Макара.

Юля была из самой обычной трудовой семьи. Она училась в пятом классе, когда однажды отец сказал ей, погладив по непослушным светлым волосам:

-Дочка, мы с твоей мамой не смогли окончить институты и поэтому трудимся простыми рабочими. Мы мечтаем о том, чтобы ты стала врачом или инженером. Но для этого ты должна хорошо учиться.

Девочка запомнила эти слова и стала прилагать все усилия, чтобы учиться на «отлично». Ее фотография была среди отличников школы на Доске Почета. До одиннадцатого класса она не интересовалась ничем, кроме учебы. Мальчишки тайно вздыхали по ней и писали ей записки, которые оставались без ответа.

Только в одиннадцатом классе она неожиданно для всех влюбилась в парня из параллельного класса.

Все произошло во время подготовки к новогодним утренникам в младших классах, где Юля была в роли Снегурочки, а Макар Дедом Морозом. Сначала репетиции, а затем и утренники подтолкнули парня и девушку друг к другу, и между ними вспыхнуло чувство, которое из слабого огонька разрослось до испепеляющего сердца пламени.

Молодые люди стали встречаться и проводили вместе почти каждый день, гуляя по улицам и паркам своего небольшого города. Обсуждая планы на будущее, они договорились вместе уехать в столицу для поступления в медицинский институт.

На третьем курсе Макар принял решение познакомить Юлю с родителями и представить ее в качестве своей невесты.

Анна с болью в сердце слушала рассказ дочери, прерываемый бурным потоком слез.

-Ты бы видела, мама, с каким презрением они смотрели на меня. Словно я не человек, а ничтожество какое-то.

Всхлипывая, говорила Юля.

-А как себя повел Макар?

-Он держал меня крепко за руку и не отпускал, когда заметил по выражению моего лица, что я хочу уйти. Отца его не было дома. А вот его мама и старшая сестра с ног до головы рассматривали меня и дали понять, что я не пара Макару.

Анна успокоила дочку, как могла. Она понимала, что такие вопросы не всегда могут сразу решаться. Иногда нужно бороться за свое счастье. Правда, она не была уверена, захочет ли избранник ее дочери взять на себя всю ответственность за их будущее.

А в это время у Макара состоялся неприятный разговор с матерью.

-Неужели ты не не видишь, что она тебе не пара? Кто ее родители? Ты хочешь, чтобы я дала свое согласие породниться с этой нищетой? Она же хищница! Она решила использовать тебя для достижения своих целей! Ну и что из того, что она поступила в мединститут? Она может в любую минуту просто вылететь оттуда. Ведь там нужно учиться! Как же ты наивен!

-Мама! Все, что ты говоришь, это полнейший бред! Юля-скромная и простая девушка. Какая из нее хищница?

Макар изо всех сил пытался переубедить свою мать, но понял, что это бесполезно. Он не догадывался о том, что она уже договорилась со своей приятельницей познакомить сына с ее племянницей, работавшей в городской администрации. У той был свой небольшой загородный домик и ездила она на автомобиле известной марки. А тут все рушилось на глазах из-за появившейся неизвестно откуда дочери какого-то пожарника.

-Ах, вот ты какого мнения о матери! Я всю свою жизнь работала для тебя и твоей сестры!

-Перестань, мама! Ты всю жизнь была домохозяйкой! И при этом находилась на полном обеспечении отца.

-Я не о том. Ваш отец смог создать для меня такую жизнь, чтобы я могла посвятить себя вам. Я делала все для вас, создавала домашний уют, чтобы вы ни в чем не нуждались. Для вашего развития водила вас на различные кружки и спортивные секции.

-Я тебе очень благодарен за это, мам. Но я люблю Юлю и кроме нее мне не нужен никто.

-Ах вот как! Ну что ж, тогда я вынуждена поставить вопрос ребром: или мы или Юля.

-Мама, ну зачем ты так категорично? Я не хочу делать выбор. Вы-моя семья и я вас очень люблю…

Мать не дала ему договорить и твердым голосом произнесла :

-Я еще раз повторяю, сын. Выбор за тобой. Если ты выбираешь эту нищенку, ты теряешь все. Семейный бизнес и все, что мы имеем, перейдут позже к твоей сестре. Так что думай, у тебя есть время.

-Я понял, мама. Долго думать не собираюсь, так как свой выбор я уже сделал: Юля станет моей женой. Я уезжаю в город. Там побуду пару дней в своей квартире и уеду продолжать учебу.

-Ну что ж. Раз ты так решил, мне нечего тебе возразить. Только хочу напомнить, что квартиру, в которой ты живешь, покупал твой отец.

-Ах вот оно что! Ясно. Я оставлю ключи у соседки, тети Гали.

Ксения хотела еще что-то сказать, но сын с этими словами вышел из комнаты, и вскоре послышался звук отъезжающей машины.

Подойдя к окну, Ксения наблюдала за тем, как ее сын выезжает со двора. Но это ее не сильно огорчило. Она была уверена, что Макар одумается и вернется.

Не успел сын скрыться из виду, когда вернулся с охоты Николай.

-Макар уехал куда-то? Машины его нет во дворе.-Спросил он у жены.

Та вкратце рассказала ему о том, что произошло и о ее разговоре с сыном.

Было уже поздно. Жена спала, а Николай сидел все так же в банном халате в кабинете и попивал виски, размышляя о том, что сообщила ему жена. Он взял телефон и набрал сыну.

-Алло.-Послышался голос Макара.

-Сынок, ты еще в дороге?

-Да, папа. Доезжаю до дома. В пути сделал остановку. Вышел из машины, прогулялся, чтобы немного прийти в себя.

Николай подумал, что не стоит вести сейчас с сыном серьезный разговор. В дороге может случиться все, что угодно.

-Пап, ты хотел что-то сказать мне?

-Ты уехал, не попрощавшись со мной. Я планировал поговорить с тобой.

-О чем говорить? Пап, извини меня за прямоту, но ты никогда не имел права голоса. Мама всегда сама принимала решения, не советуясь с тобой. Сегодня она дала мне понять, что даже квартира, в которой я живу, мне не принадлежит.

-Ты не прав, сынок. Не горячись. Попытайся ее понять. Доедешь, позвони мне, и мы спокойно поговорим.

-Я уже все сказал, пап. Прости. Можете все отдать Лере и ее мужу. Мне ничего не нужно. Возможно, позже я пожалею о своем поступке, но свой выбор я сделал.

Разговор внезапно прервался, и послышались гудки.

Николай налил себе еще порцию виски и задумался. Неожиданно в памяти всплыли события двадцатилетней давности.

Это произошло на последнем курсе университета. Сделав покупки, он уже выходил из магазина, как нечаянно поторопился, пропуская полотера на машине, и задел пакет с продуктами девушки, идущей рядом с ним к выходу.

Пакет внезапно упал, и продукты оказались на полу. Девушка смешно сморщила свой маленький носик и развела руками. Николай помог ей собрать все и проводил до дома. Оказалось, что она жила рядом с магазином.

По дороге они познакомились и разговорились. Прошло несколько дней и ему нестерпимо захотелось снова ее увидеть. Он пошел к знакомому дому и стал ждать.

Николай запомнил слова девушки о том, что она работает воспитательницей в детском саду неподалеку. Ждать пришлось недолго, и вскоре его новая знакомая появилась.

Дальнейшие события развивались стремительно. Николай уже не представлял своей жизни без любимой девушки и ,решив поговорить с отцом, поехал домой. Там его ждал сюрприз.

Приехал он вечером. Родители устраивали званый ужин. В доме было полно гостей. Не успел Николай войти в кабинет отца, где он с кем-то говорил по телефону, тот сразу же вышел к нему из-за стола с распростертыми объятиями.

-Вот так сюрприз. Коля, как я рад, что ты приехал! И что особенно важно-сделал это вовремя.

-Папа, я хотел поговорить с тобой.

-Что-то случилось? Проблемы с учебой?

-Нет. Все хорошо…

-Тогда поговорим позже. Сейчас тебе нужно привести себя в порядок и выйти к гостям. И вот что… Сын, прошу отнестись серьезно к моим словам. Обрати внимание на девушку в красном платье, брюнетку, с короткой стрижкой.

-Пап…

-Коля. Твой брат не послушал меня и выбрал свой путь. Не думаю, что музыка поможет достичь ему желаемого. Прошу тебя, послушай хоть ты отца. У меня одна надежда на тебя. Девушку зовут Ксения. Она молодой, перспективный экономист. Ее отец влиятельный человек в области. Присмотрись к ней. Познакомься и сделай все возможное, чтобы очаровать ее.

-Пап, я хотел сказать…

-Коля, Коля, иди, приведи себя в порядок. Потом. Все потом.

Николай так и не решился рассказать отцу о своей возлюбленной. Он был слабохарактерным и сделал то, о чем тот его попросил.

Позже он женился на Ксении и полностью попал под ее влияние. Макар был прав. Мягкотелый и добродушный Николай привык, что за него все решали жена и влиятельный тесть. Но сейчас он не мог допустить, чтобы сын повторил его судьбу.

Взглянув на часы, Николай позвонил знакомому юристу.

-Геннадий Петрович, не разбудил? А, не ложился еще? Ну, это хорошо. Мне нужно завтра увидеться с тобой. Нет, приезжать ко мне не нужно. Я сам приеду к тебе в офис. Часам к одиннадцати. Хорошо. Значит, договорились.

Прошло несколько лет.

-Моя любимая девочка! Юлечка, полнота тебе очень идет. Ой, а чье это маленькое чудо? Не верю своим глазам! Это Настюша?-Так эмоционально приветствовала Юлю с дочерью Инесса, ее тетя, к которой они пришли в гости.

Юля была беременна вторым ребенком. До родов оставалось четыре месяца , и она решила наведаться в родной город , чтобы увидеться с родителями и родными.

Узнав о приезде любимой племянницы, Инесса пригласила всех к себе в гости. Отец был на очередном дежурстве в пожарной части, и поэтому пришли Анна и Юля с дочерью. Их уже ждали за накрытым столом тетя со своей старшей дочерью и внучкой.

Веселье было в самом разгаре, когда из подъезда стал доноситься какой-то шум. Послышались громкие голоса и разговоры. Вышедшая узнать, в чем там дело, тетя вскоре вернулась расстроенная.

-Матери соседки стало плохо, бледная вся. Дочка хотела вызвать Скорую, но мать не позволила. Говорит, что приняла таблетку и ей должно стать лучше. Сама лежит вся бледная, будто полотно.

-Я могу посмотреть, что там случилось.-Предложила свою помощь Юля.

-Может, не стоит, дочка, в твоем-то положении?-Обеспокоенно спросила мать.

-Не волнуйся, мама. Я только осмотрю ее, может, там все не так серьезно.-Успокоила Юля маму и вышла вместе с тетей.

Их не было долго. Вернувшись, они были немногословны.

Было уже поздно. Погостив, пришли домой и Анна уже собиралась лечь спать, когда получила сообщение от сестры, что хочет поговорить с ней.

Оказалось, что соседкой Инессы была сестра Макара, Лера. Они с мужем продали свою хрущовку и купили трехкомнатную квартиру в новом доме недалеко от центра.

После смерти отца Лера часто забирала мать к себе, так как у той начались проблемы с сердцем. Совсем переехать к дочери мать наотрез отказалась.

Когда Юля зашла к соседке своей тети, Лера и ее мать не узнали жену Макара, которая ждала второго ребенка и заметно располнела. Тем более с момента их последней встречи прошло более пяти лет.

Осмотрев женщину, Юля высказала свое подозрение на инфаркт и стала настаивать, чтобы срочно вызвали Скорую. В больнице диагноз подтвердился.

В тот же вечер Юля позвонила мужу и сообщила о том, что его мать попала в больницу. Это огорчило Макара и он сразу же выехал.

Когда состояние Ксении улучшилось, она была переведена из реанимации в обычную палату. Макар с Юлей навестили ее в больнице, и сын провел несколько дней возле матери.

По просьбе бабушки привели Настю. Обняв внучку, Ксения неожиданно прослезилась. Затем стала просить прощения у сына и невестки.

Сложно было узнать в поникшей и растерянной больной когда-то высокомерную и уверенную в себе женщину.

После внезапной смерти мужа она не знала, как ей жить дальше. Ведь когда-то давно, после рождения дочери, она полностью отошла от дел. Вначале отдала всю себя воспитанию дочери, а позже и сына.

Ксения долгое время находилась в депрессии. Вспоминала часто мужа и плакала, с трудом привыкая к его отсутствию.

Она поздно поняла, что невозможно ничего вернуть. Страдала от осознания собственного раскаяния в своем несправедливом отношении к Николаю, доброму и заботливому человеку. Не могла простить себе того, что не церемонилась с ним, позволяла себе повысить на него голос, а иногда срывала на нем раздражение.

Теперь же ей было больно за это, и поздно просить у него прощения. Приходилось жить дальше с этой болью.

Со временем Ксения немного пришла в себя. В аптечном бизнесе мужа она ничего не понимала. Передав все в руки зятя, она надеялась, что тот будет вести дела мужа дальше, но ее надежды не оправдались.

Покойный Николай при жизни контролировал зятя, и тот его немного побаивался. Но после смерти тестя он промотал все и оставил тещу практически ни с чем. У нее остался только добротный дом в охраняемом частном секторе на окраине города.

По совету мужа Лера хотела перевезти мать к себе, а дом продать и вложить деньги в отживающий свои дни отцовский бизнес, но оказалось, что отец успел задолго до своей смерти оформить на сына дарственную на дом и квартиру в городе.

Это еще больше настроило Леру против брата. Она и раньше упрекала мать в том, что позволила брату присутствовать на похоронах отца поле того, как он предал всех и остановил свой выбор на Юле. Теперь же стала высказывать матери свое возмущение тем, что она просит прощения у Макара и его жены, и отказалась видеться с ними.

Лишь спустя несколько лет, когда ее муж связался с какой-то молодой массажисткой и уехал, забрав все деньги, Лера после добровольного «заточения» в своей квартире приехала на юбилей матери, который отмечали в узком кругу в родительском доме, где на тот момент жил переехавший из столицы Макар с семьей.

Юлия вскоре стала известным в городе кардиологом. Макар работал хирургом в городской больнице. Продав свою квартиру, он постепенно восстанавливал почти развалившийся аптечный бизнес отца.

Ксения помогала Юле в ведении домашних дел и в воспитании двух внучек и внука. Она гуляла с детьми каждый день в саду, показывая им и рассказывая ,какие деревья посажены их дедом.

Ее отношения с женой сына были на редкость теплыми. Она не раз отчитывала себя в душе себя за то, что когда-то была несправедлива по отношению к такой воспитанной и внимательной девушке, которую выбрал в качестве спутницы жизни ее сын и привел домой для знакомства с родными.

В редких семейных ссорах Ксения всегда принимала сторону невестки и в такие минуты укоряла сына в несправедливом отношении к матери своих детей, у которой она, к сожалению, поздно выпросила себе прощения.

Прощение- это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя.
Пауло Коэльо


Рецензии