Слово

                СЛОВО      

Я не филолог, но слово это, услышав его однажды, меня заинтересовало, и я его запомнил. Точно не могу сказать, где я его услышал. Возможно, в Сосуновой Дербе, где родилась мать.  А может, в деревне Старая Мельница, что на пути в Сийский монастырь. Это в 150 километрах от Архангельска.
 Тогда, в 60-х, в далёком детстве нас, городских детишек-родственников из Северодвинска и Архангельска, гостивших там каждое лето, водила в лес по грибы местная бабка - Матрёна Царёва.  Было это раз или два, когда родители ходили в магазин на Гору. Занимало это много времени, пешком нужно было идти к берегу Двины.
Матрёна знала местный лес как свои пять пальцев, она родилась здесь, и наши родители вполне ей доверяли.
Мы шли по тропинке вглубь леса к грибным борам, к озеру Пивково, что в четырёх километрах от деревни. Матрёна шла впереди в длинном, до земли, сером платье. А мы, пятеро, мальчишки и девчонки, отмахиваясь берёзовыми ветками от комаров, семенили по пятам за ней, вслушиваясь, о чём она говорит и нюхая за ней воздух, доносивший до наших носов старческие миазмы - благородные и совсем не очень.
Может быть, тогда, на привале на грибном бору она и употребила впервые это словосочетание.
Что она имела в виду? К кому из нас это относилось?
 Может быть, Матрёна имела в виду гриб на толстой ножке, красноголовик с большой шляпкой, может быть, нашу детскую несообразительность или упрямство, и употребляла это в сравнительном качестве: "ну, ты как... ". Не помню. Точно сказать не могу, но в память мою это слово врезалось навсегда.
     Когда я стал взрослым, решил залезть в словарь Владимира Даля и поинтересоваться, а вдруг, ну, не мог Даль его не встретить, не заметить.
 Ни о каком словосочетании со словом на "ТУЕ" там информации я не нашёл. А на «ТУЕ..» нашёл только Туесъ- берестяная кубышка. И всё!
Видно, Владимир Иванович в своё время не доехал до Сосуновой Дербы и в Сийском монастыре не бывал. Не смог бы великий учёный, филолог, лингвист, пройти мимо такого «культурного слоя» в тех краях. Наверняка, его словарь пополнился бы сотней новых открытий в Великом Русском языке.
 Слово это позже несколько раз я слышал от бабушки Акилины.., может быть, пару раз от матери.
 И никогда более уже в 70-х, 80-х годах я не слышал и не встречал людей, использующих этот острый и точный крестьянский «термин», прилагавшийся некогда в старину к упрямым и тупым людям.
 Но то, что закладывается в нас с раннего возраста, остаётся с нами навсегда.
 Шли годы.
Забыл бы я своё детство, но не тут-то было. Память наша в экстремальных ситуациях такое вынимает!

 Все мы знаем и убедились в этом, что случаев, связанных с правонарушениями на дороге в отношении честной человеческой личности со стороны тружеников свистка и «продавцов полосатых палочек» до появления дорожных камер, было на порядок больше.
И тем не менее, скажем прямо, Михаилу Зощенко, будь он жив, было бы над чем ещё поработать. Хочется лишний раз напомнить нашим "гаишникам", что инспектор, как у них на западе, призван не только штрафовать и наказывать, но, иногда, регулировать и направлять.

Ах, мы живо можем представить себе, как английский констебль с радаром в руках и в чистом мундире лежит в засаде под кустом и замеряет скорость проезжающего на "РОЛС РОЙСЕ" лорда, а потом загоняет его на штрафную стоянку в Сохо. Ну, забыл лорд по запарке в парламенте водительскую лицензию.
Мы можем представить физиономию этого лорда, попади он на какого-нибудь нашего инспектора Пилипенко. А то, вылезет из-под куста сам Зарук..
Тут бумаги не помогут. Эти «творцы» сами нарисуют любую бумагу, и прав был тот "поэт", сказав :  «Гаи в России больше чем Гаи».

Вот было давеча.

Еду я на своём занюханном "Москвиче" да по городу Красногорску. И свертаю на станцию Павшино. Подъезжаю до киоска, а тут стоит пост из трех человек. И все с жезлами. Забирают мои документы, а документы у меня одни. На всех не хватает. Не знаю, как уж они их делили‚ может пальцы бросали, кому протокол писать. «МОРСКОГО»!
Или спички тянули? Не знаю! А я тем временем пошёл до поворота поглядеть, чего я нарушил.
И, верно, гляжу: в кустах сидит знак запретный. Знак говорит, что ехать по этой дороге нельзя. Мы друг друга поняли. Только знак-то с дороги не виден. Или его туда ветром занесло по проволоке-растяжке, или они его туда специально поставили. 0б это никто не скажет. Свидетелей нет.
- А мне до фонаря, - отвечает мне на справедливые комментарии по расположению знака старший Беляев, - моё дело протоколы писать. К бумаге претензии есть?
- Нет, - говорю, - бумага стерпит.
- Подпиши….

Мы никогда не знаем, в какую минуту произойдёт вспышка в нашем подсознании и раскроются тайные врата в прошлое. Я вспомнил, как бабуля моя Акилина  и бабка Матрёна называла таких людей. И я выпалил:

- Туебень ты, толстоголовый!
 
А он даже не обиделся. Он не знал, что такое  «Туебень толстоголовый».

Бескультурье!

                1992-2007 год.  Москва.


Рецензии
Интересно и смешно. Думаю, что секрет этого слова кроется в женском употреблении, как смягчённый вариант ругательства в адрес мужского пола ☺.
Для мужского употребления оно не подходит, наверно поэтому гаишник не понял и не обиделся на Вас, Александр ☺.

Светлана Мирова   08.01.2024 18:44     Заявить о нарушении
ВОЗМОЖНО! СПАСИБО!

Перевощиков Александр   09.01.2024 22:05   Заявить о нарушении